Отрывок из художественного произведения с историзмами и архаизмами (6 предложений)

К фонетическим архаизмам относятся и слова, сохранившие звук [е] перед твердым согласным, в то время как в их современных вариантах здесь звучит [о] (пишется ё) — раскаленный (сравните: раска­лённый), просвещенный (просвещённый), обрек (обрёк
Помните, как артистка Мария Миронова в одной из своих юморесок «споты­калась» на строчке из стихотворения Пушкина:

Как ныне сбирается вещий Олег

Отмстить неразумным хозарам,

Их селы и нивы за буйный набег

Обрек он мечам и пожарам...

Здесь, конечно, следовало прочитать [е], потому что автор созна­тельно использовал этот фонетический архаизм как средство стилизации.

Подобные трудности могут возникнуть и при чтении прилагательных и причастий на -енный в текстах писателей XIX века. Чтобы не ошибаться, надо помнить, что поэты обычно предпочитали ста­ринные варианты, которые придавали речи возвышенное звучание. Например, в «Воспоминаниях в Царском Селе» А. С. Пушкина:

Страшись, о рать иноплеменных.

России двинулись сыны;

Восстал и стар и млад; летят на дерзновенных,

Сердца их мщеньем зажжены.

При этом нередко рифма подсказывает правильное чтение удар­ного [е], как, например, в таком отрывке из этого же произведения:

О скальд России вдохновенный,

Воспевший ратных грозный строй,

В кругу товарищей, с душой воспламененной,

Греми на арфе золотой!

Ведь нельзя же сказать «вдохновённый», а поэтому мы читаем воспламененный, а не «воспламенённый»
Но есть и такая разновид­ность архаизмов, о которых следует говорить особо. Начнем с про­стого примера. Вы помните строчки из «Евгения Онегина»: Мечтой, то грустной, то прелестной, его встревожен поздний сон! Не кажется ли вам странным выделенное словосочетание? Ведь современный автор никогда не соединит слова грустный и мечта, потому что мечта вдохновляет, радует, вселяет веру... Однако во вре­мена А. С. Пушкина такое сочетание было возможно. Кроме того, мы находим у нашего любимого поэта еще более удивительные оп­ределения к слову мечта. Вспомните, в «Полтаве»:... Быть может (какая страшная мечта), моим отцом я проклята. В чем же дело? Очевидно, для А. С. Пушкина слово мечта означало не «предмет желаний, стремлений», как в современном языке, а нечто иное — «создание воображения, видение, мысль». Это давало право поэту писать, например, в «Цыганах»:... Я видел страшные мечты!

ЕЩЕ ПО ТЕМЕ:
Расставьте знаки препинания: 1. Пятью восемь сорок. 2. Превосходная должность быть на земле человеком. 3. Музыкальное воспитание это не воспитание музыканта. 4. Он скептик и материалист. 5. Производить эффект наслаждение. 6. Производить эффект их наслаждение. 7. Слово одежда для фактов. 8. Путь в лесах это километры тишины безветрия. 9. Его цель сделаться героем романа. 10. Боевая рубка это мозг корабля. 11. «Онегин» есть самое задушевное произведение Пушкина. 12. Первая цель искусства воспроизведение действительности. 13. Оценить такое произведение значит оценить самого поэта во всем объеме его творческой деятельности. 14. Точность и краткость вот первые достоинства прозы. 15. Мое занятие этнография изучение жизни русских людей. 16. Его цель сделаться героем романа. 17. Ты счастье. 18. Пруд как блестящая сталь. 19. Бедность не порок. 20. Он скептик и материалист.
1. Пятью восемь - сорок. 2. Превосходная должность - быть на земле человеком. 3. Музыкальное воспитание - это не воспитание музыканта. 4. Он скептик и материалист. 5. Производить эффект наслаждение. 6. Производить эффект - их наслаждение. 7. Слово - одежда для фактов. 8. Путь в лесах - это километры тишины безветрия. 9. Его цель - сделаться героем романа. 10. Боевая рубка - это мозг корабля. 11. «Онегин» есть самое задушевное произведение Пушкина. 12. Первая цель искусства - воспроизведение действительности. 13. Оценить такое произведение - значит оценить самого поэта во всем объеме его творческой деятельности. 14. Точность и краткость - вот первые достоинства прозы. 15. Мое занятие "этнография" - изучение жизни русских людей. 16. Его цель - сделаться героем романа. 17. Ты - счастье. 18. Пруд - как блестящая сталь. 19. Бедность - не порок. 20. Он скептик и материалист.

РАСТАВИТЬ ЗНАКИ препинания! В жизни у каждого бывает много ярких событий. Ма отдыхали летом с мамой на море. Гуляли по набережной и зашли в кафе, которое было на берегу. Море было спокойное и я увидел катер хотелось прокатиться на нём. Немного погодя мама позвала меня и предложила прокатиться на катере, я очень обрадовался. Сначала мы ехали очень медленно, а затем поехали с большой скоростью. Мы отплыли далеко от берега и остановились послушать музыку моря. Через некоторое время к нам подплыл дельфин, немного погодя он начал играть с нами на перегонки. Он выпрыгивал из воды и делал сальто в воздухе потом опять нырял в воду. Позднее он исчез в морской пучине. После этого мы поплыли вдоль набережной, проплывали между затонувшими кораблями. Затем наша прогулка закончилась. И мы вернулись в кафе. Я был очень рад маминому сюрпризу. Наконец моя мечта осуществилась и я прокатился на катере.
Он выпрыгивал из воды и делал сальто в воздухе, а потом опять нырял в воду.

только "немного погодя" лучше заменить на что-нибудь.. например "спустя некоторое время".

а остольное всё правильно. 

В жизни у каждого бывает много ярких событий. Мы отдыхали летом с мамой на море. Гуляли по набережной и зашли в кафе, которое было на берегу. Море было спокойное . И тут я увидел катер хотелось прокатиться на нём. Немного погодя мама позвала меня и предложила прокатиться на катере, я очень обрадовался. Сначала мы ехали очень медленно, а затем поехали с большой скоростью. Мы отплыли далеко от берега и остановились послушать музыку моря. Через некоторое время к нам подплыл дельфин, немного погодя он начал играть с нами на перегонки. Он выпрыгивал из воды и делал сальто в воздухе, а потом опять нырял в воду. Позднее он исчез в морской пучине. После этого мы поплыли вдоль набережной, мы проплывали между затонувшими кораблями. Затем наша прогулка закончилась , и мы вернулись в кафе. Я был очень рад маминому сюрпризу. Наконец моя мечта осуществилась, и я прокатился на катере.

Проверьте пунктуацию за рание благодарен!

Каждый из нас наделён великим даром: воображение. Правда, у каждого оно своё, индивидуальное. Жизнь без воображения была бы скучной и серой.
Глядя на облака можно, воспользовавшись даром природы, увидеть разные удивительные фигуры: то самолёт летит, то дядька Черномор из пучины выходит. Хотя не редко люди используют силу воображения интуитивно. Например, идёшь по улице, а от кондитерской струиться, стелиться чудесный аромат выпечки. Твоё воображение рисует всевозможные пирожные, кексы булочки и даже не спросит, хочешь ты этого себе представить или нет. Приложи к уху морскую раковину, закрой глаза и сразу твоё воображение рисует жаркое лето, пляж, море…
Однако воображение может вызывать в человеке и негативные чувства, например, страх беспомощность чувство неудачника. Только попробуй, схватить плохую оценку. Сразу картина маслом: мама в слезах, недовольное лицо отца, упрёки так и сыплются, как камни, на твою несчастную голову!
С помощью этого великого дара можно мечтать, видеть мир ярким и интересным. Думаю великие писатели, художники, поэты, музыканты обладают богатым и красочным воображением. Оно побуждает людей таврить добро и доносить его до ближнего.
Желаю всем чаще прислушиваться к великому дару природы: воображению, тогда жизнь будет яркой и интересной.
Струится, стелется (что делаеТ?) пишется без мягкого знака.

Страх, беспомощность, чувство неудачника - пишется через запятые, т. к. перечисление.

Только попробуй схватить плохую оценку - пишется без запятой.

Думаю, великие писатели, художники, поэты, музыканты обладают богатым и красочным воображением. после слова думаю ставится запятая, т. к. оно вводное.

Каждый из нас наделён  великим даром: воображение. Правда, у каждого оно своё, индивидуальное. Жизнь без воображения была бы скучной и серой.

Глядя на облака , можно, воспользовавшись даром природы, увидеть разные удивительные фигуры: то самолёт летит, то дядька Черномор из пучины выходит. Хотя не редко  люди используют силу воображения интуитивно. Например, идёшь по улице, а от кондитерской струи тс я, стел е т с я чудесный аромат выпечки. Твоё воображение рисует всевозможные пирожные, кексы , булочки и даже не спросит, хочешь ты этого себе представить или нет. Приложи к уху морскую раковину, закрой глаза и сразу твоё воображение рисует жаркое лето, пляж, море…

Однако воображение может вызывать в человеке и негативные чувства, например, страх , беспомощность , чувство неудачника. Только попробу й сх ватить плохую оценку. Сразу картина маслом: мама в слезах, недовольное лицо отца, упрёки так и сыплются, как камни, на твою несчастную голову!  

С помощью этого великого дара можно мечтать, видеть мир ярким и интересным. Думаю , великие писатели, художники, поэты, музыканты обладают богатым и красочным воображением. Оно побуждает людей т во рить добро и доносить его до ближнего.

Желаю всем чаще прислушиваться к великому дару природы: воображению, тогда жизнь будет яркой и интересной.