Они могут играть только те роли, которые предписаны им согласно их главным качествам.
Вспомните, например, определение существительного. Это часть речи, которая обозначает предметы, явления, абстрактные понятия. Так вот, текстообразующей ролью СУЩЕСТВИТЕЛЬНОГО является представлять обобщенное значение предметности, т. Е. Называть все те же предметы, явления, чувства, абстрактные понятия, но только представлять их ПРЕДМЕТНО, как ПРЕДМЕТЫ (естественно, отвечающие на вопросы КТО? ЧТО?)
ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ в тексте используется для обозначения ПРИЗНАКА ПРЕДМЕТА (вопросы КАКОЙ? ЧЕЙ? КОТОРЫЙ?)
ГЛАГОЛ играет очень большую текстообразующую роль, его задача обозначать ДЕЙСТВИЯ ("читать"), СОСТОЯНИЯ ("болеть"), СВОЙСТВА ("хромать"), ОТНОШЕНИЯ ("равняться чему-либо") и др.
ЧИСЛИТЕЛЬНЫЕ нужны в тексте для обозначения чисел, количества предметов, их последовательность или порядок при счете (вопросы СКОЛЬКО? КАКОЙ? КОТОРЫЙ по счету?)
МЕСТОИМЕНИЯ нужны для того, чтобы в тексте (в предложении) избежать повторений. Иногда МЕСТОИМЕНИЯ осуществляют СВЯЗЬ ПРЕДЛОЖЕНИЙ (заменяя целые предложения, превращая их в текст, например, "Я потерял деньги. За это меня наказали". Вместо "За то что я потерял деньги, меня наказали")
НАРЕЧИЕ обозначает в тексте ПРИЗНАК ДЕЙСТВИЯ, ПРИЗНАК СОСТОЯНИЯ
ПРЕДЛОГ ( хоть служебная часть речи, но тоже играет свою, служебную, текстообразующую роль), он служит для связи слов в предложении, он выражает зависимость одних слов от других. "На картине деревья изображены то... голыми ветвями, то... Зелеными листьями". Не хватает предлога С, вставьте его в текст, и текст сразу станет понятен, слова правильно свяжутся друг с другом.
СОЮЗ необходим для осуществления СВЯЗИ между отдельными компонентами речи (между однородными членами предложения, например, или целыми предложениями)
Не буду описывать оставшиеся части речи. Думаю, Вы всё поняли. Хочу только подчеркнуть, что роли частей речи очень близки к их синтаксическим свойствам, но не повторяют их. В синтаксисе части речи играют роль членов предложений, в тексте - представляют смысловые (иногда довольно сложные) понятийные к
1. Запишите текст под диктовку.
Каких только деревьев не было возле реки! В некоторых местах даже в полдень всё-таки было пасмурно от старых ив. Они опускали в реку могучие ветви, и серебряные ивовые листья, как будто узкие рыбки, дрожали в воде. А когда выходишь из-под чёрных ив, тут же зажмуриваешь глаза, потому что с полян льётся яркий свет. Молодые осинки толпятся прямо около берега, и все осиновые листья блестят на солнце.
(По Паустовскому)
2 Найдите в тексте все частицы и заключите их в ромбы.
Выпишите из двух последних предложений текста все словосочетания с предложным управлением.
Составьте схему предпоследнего предложения текста. Укажите союзы.
Во втором предложении второго абзаца подчеркните все члены предложения.
Найдите в тексте союз, который использован как средство связи предложений. Заключите этот союз в кружок.
Из последнего предложения текста выпишите все слова служебных частей речи и проведите морфологический разбор каждого из них.
2. Частицы - не, даже, всё-таки, же
3. Выходишь из-под ив; толпятся около берега; блестят на солнце
4. Составьте схему предпоследнего предложения текста. Укажите союзы. (когда ==), [ == ], (потому что == --) союзы в схемах
5. Во втором предложении второго абзаца подчеркните все члены предложения. - второй абзац не выделен
6. Найдите в тексте союз, который использован как средство связи предложений. Заключите этот союз в кружок. (союз КОГДА)
7. Из последнего предложения текста выпишите все слова служебных частей речи и проведите морфологический разбор каждого из них.
ОКОЛО, И, НА
1. Около - предлог,
толпятся около берега (существ. В род. Падеже)
2. Морфологические признаки: производный, выражает пространственные отношения, неизменяемое слово
3. не является членом предложения
1. И - союз
соединяет простые предложения [ ], и [ ]
2. Морфологические признаки: сочинительный, соединительный, неизменяемое слово
3. Не является членом предложения
1. НА - предлог
блестят на солнце ( употреблен с сущ. В предлож. Падеже)
2. Морфологические признаки: непроизводный, выражает пространственные отношения, неизменяемое слово
3. Не является членом предложения
Повсюду и в кустах и в траве и в буйных папоротниках запели птицы. Скоро сказка сказывается да не скоро дело делается. Цветы поражали своей величиной и формой и манили к себе прекрасным ароматом. В правильно организованном тексте тематические предложения обычно связаны между собой по смыслу и лексико-грамматически и являются его логическим стержнем. Садков одинаково хорошо писал как городские так и сельские пейзажи. Я видел только бой да слышал канонаду. Птицы затаились на время или вовсе покинули эти места. Аналогичность соединения слов создаёт особый психологический эффект и приковывает внимание читателя и усиливает образность. Всё настраивало особым образом тихие сумерки шелест листвы звон воды. Наша задача понять авторский замысел. Почти каждый из французских скульпторов работал одновременно в историко-мифологическом и в портретном и в пейзажном жанрах. В Средневековье появились термометр и барометр телескоп и микроскоп первая печатная книга и газета. Одинокие рыцари либо присоединялись к сложившимся группам либо образовывали свою собственную. Футбольный матч или премьера нового спектакля или происшествие в городе могут занимать умы и сердца огромного количества людей. Хорошо тёплой осенью потеряться в густых чащах осин и берёз и дышать прелым запахом травы. Столярный клей выпускают в виде зёрен или твёрдых плиток с блестящей поверхностью. Мы долго не ложились спать и любовались то небом то морем. В поведении скворца много суетливого и забавного деловитого и хитрого.
Сколько мозолей выскакивало на руках маленьких и больших зрителей, когда Тибул выступал на рыночных площадях! Так усердно хлопали ему и лавочники и нищие старухи и школьники и солдаты. Теперь лавочники и франты сожалели о своем прежднем восторге: Мы ему рукоплескали а он сражается против нас !
Определи, что соединяют союзы и и а -однородные члены или части сложного предложения. Спиши, расставь недотающие запятые. Обозначь известнее тебе орфограммы.
антонимы: маленьких и больших, лавочники и нищие старухи(думаю, если судить по тем временам, то антонимы), школьники и солдаты. Исполбзуются для того, чтобы усилить противоспоставление. В данном случае показать, что все, как говориться "от мала до велика" все хлопали, у всех выскакивали мозоли и у больших и у маленьких.
Союз "и" соединяет однородные члены предложения, а союз "а" части сложного предложения.
Удачи!