Объясните значение фразеологизмов и историю их происхождения: домоклов меч, прокрустово ложе, сизифов труд, танталовы муки.

Дамоклов меч
Выражение возникло из древнегреческого предания, рассказанного Цицероном в сочинении "Тускуланскиебеседы". Дамокл, один из приближенных сиракузского тирана Дионисия Старшего (432 – 367 гг. До н. Э.), сталзавистливо говорить о нем, как о счастливейшем из людей. Дионисий, чтобы проучить завистника, посадилего на свое место. Во время пира Дамокл увидел, что над его головой висит на конском волосе острый меч. Дионисий объяснил, что это – эмблема тех опасностей, которым он, как властитель, постоянно подвергается, несмотря на кажущуюся счастливой жизнь. Отсюда выражение "дамоклов меч" получило значение нависшей, угрожающей опасности.

Прокрустово ложе
Из древнегреческих мифов. Прокруст (по-гречески «растягивающий») — это прозвище разбойника по имени Полипемон. Он жил у дороги и обманом заманивал в свой дом путников. Потом он укладывал их на свое ложе, и тем, кому оно было коротко, обрубал ноги, а кому было велико, ноги вытягивал — по длине этого ложа. Пришлось на это ложе лечь и самому Прокрусту-Полипемону: герой древнегреческих мифов Тезей, победив Прокруста, поступил с ним так же, как тот поступал со своими пленниками.  
Впервые рассказ о Прокрусте встречается у древнегреческого историка Диодора Сицилийского (I в. До н. Э.).
Иносказательно: искусственная мерка, формальный шаблон, под который насильственно подгоняют реальную жизнь, творчество, идеи и пр.

Сизифов труд

В древнегреческом мифе рассказывается о хитром и коварном коринфском царе Сизифе, который несколько раз обманывал богов, чтобы продлить свою роскошную жизнь на земле.
Разгневанный Зевс присудил ему за это вечные муки в аду: Сизиф должен был вкатывать на высокую гору громадный камень, который на вершине вдруг вырывался из рук и скатывался вниз. И все начиналось сначала.
Выражение сизифов труд стало обозначать тяжелую, изнурительную, бесполезную работу.


Танталовы муки

Это выражение пришло из древнегреческой легенды. Боги пили и ели чудесную пищу — амброзию и нектар. Она помогала сохранять вечную молодость, силу и здоровье. Тантал хотел похитить их со стола богов и принести на землю людям. Боги жестоко наказали Тантала. Он был брошен в Тартар (ад) и там подвергнут страшным мукам. Посреди роскошного сада, стоя по горло в воде, он умирал от голода и жажды. Только открывал он рот, чтобы напиться, как вода исчезала; только протягивал руку к плодам — ветка отстранялась от него.
О человеке, который перенес лишения и муки, часто говорят: «Он претерпел танталовы муки».



ЕЩЕ ПО ТЕМЕ:
1. Определите, какое средство (однокоренные слова, синонимы, повтор, местоимение, союзы) используется для связи следующих предложений:
1и2,2и3,3и4.
Предложения.
Притча – это малый повествовательный жанр назидательного характера.
Содержание ее представлено обычно в аллегорической форме и является как бы иллюстрацией той или иной нравственной идеи. Проблематика притч неисчерпаема. Аллегорический смысл произведения обязательно тут же разъясняется – так предупреждается возможность неверного его истолкования.
2. произведите синтаксический разбор второго предложения. И характеристику этого предложения.
1 и 2 - замена существительного притча местоимением ее.

2 и 3 - возврат к существительному.

3 и 4 - использование синонимов притча и прозведение.

 

Содержание ее представлено обычно в аллегорической форме и является как бы иллюстрацией той или иной нравственной идеи.

 

Предложение повествовательное, простое, двускладное, распрастраненное, усложнено однородными сказуемыми.

 

Содержание - подлежащее, представлено, чвляется - однородные сказуемые, ее - дополнение, обычно в форме - обстоятельство, аллегорической - определение, иллюстарацией - дополнение, идеи - дополнение, той или иной, нравственной - определение.

Дыхание весны чувству... тся посвюду. Поразному встреча... это время зверь и птица. У зайчихи скоро поя... ся зайчата. Вноре быстро подраста... барсучонок. Везде ты увид... и услыш... синиц. Они радостно и звонко возвеща... приход весны.
Объясните правописание пропущенных орфограмм.
Найдите в тексте наречия. Что обозначает каждое из них?
Спишите текст. Разберите предложения по членам. Укажите, каким членом предложения являются наречия.
Чувствуется - глагол настоящего времени 3-е лицо ед. ч.

е - потому что глагол первого спряжения

встречают - 3-е лицо множественного числа первого спряжения

появятся - 3-е лицо множественного числа второго спряжения

подрастает - 3-е лицо единственного числа первого спряжения

увидишь, услышишь - 2-е лицо ежинственного числа второо пряжения, в конце окончания всегда пишется мягкий знак

возвещают -3-елицо множественного числа первого спряжения

Наречия: повсюду (где?) - обстоятельство места

по-разному (как?) - качественное наречие

скоро (когда?) - обстоятельство времени

быстро (как?) - качественное

вежде (где?) - остоятельство места

радостно, звонко (как?) - качественные

1. дыхание - подлежащее, чувствуется - сказуемое

2. зверь и птица - подлежащие, встречают - сказуемое

3. зайчата - подлежащее, появятся - сказумое

4. барсучонок - подлежащее, порастает - сказуемое

5. ты- подлежаще, услышишь и увидишь - сказуемое

они - подлежащее, возвещают - сказуемое

 

Остальные слова - второстепенные члены предложения, наречия чаще всего выступают второстепенным членом предложения - обстоятельством.

Введите данные ппредложения в состав сложноподченённых, используя синонемичные слова и выражения: спросил, справился, поинтересовался, обратился с вопросом, хотел узнать. 1. От какой пл.. тформы отход.. т поезд в Ростов? 2. С которого часа нач.. нается р.. бочий день в управлении? 3. Кому пред.. ставлено право защ.. щать честь школы? Найдите и устраните ошибки, связанные с неумением использовать местоимения. Исправленные предложения запишите. 1. Молодёжь села проявлять интерес к фермерскому хозяйству.. Их заботой становится современнное приобретение техники для обработки земли. 2. Футбольная команда пополнилась молодыми игроками. В их составе есть и опотные спротсмены.3. Партизаны шли непроходимыми тропами, у ихних преследователей не было никакой надежды на успех. 4. Во время олимпийских игр нередко ставятся новые мировые рекорды. Рекорды ставят самы талантливые, выносливые и удачливые спротсмены.
1."От какой платформы отходит поезд в Ростов?" - спросил он.

2. "С которого часа начинается рабочий день в управлении?" - поинтересовался Александр Сергеевич.

3. Я хотел узнать кому предоставлено право защищать честь школы.

 

1. Молодёжь села стала проявлять интерес к фермерскому хозяйству.. Их заботой становится современнное приобретение техники для обработки земли. 2. Футбольная команда пополнилась молодыми игроками. В их составе есть и опотные спротсмены.3. Партизаны шли непроходимыми тропами, у их преследователей не было никакой надежды на успех. 4. Во время олимпийских игр нередко ставятся новые мировые рекорды. Рекорды ставят самые талантливые, выносливые и удачливые спротсмены.

1. От какой платформы отходят поезд в Ростов? 2. С которого часа начинается рабочий день в управлении? 3. Кому представлено право, защищать честь школы? Найдите и устраните ошибки, связанные с неумением использовать местоимения. Исправленные предложения запишите. 1. Молодёжь села проявлять интерес к фермерскому хозяйству.. Их заботой становится современное приобретение техники для обработки земли. 2. Футбольная команда пополнилась молодыми игроками. В их составе есть и опытные спротсмены.3. Партизаны шли непроходимыми тропами, у них преследователей не было никакой надежды на успех. 4. Во время олимпийских игр нередко ставятся новые мировые рекорды. Рекорды ставят самые талантливые, выносливые и удачливые спортсмены.