Фразеологизм дьявольская сила. Откуда произошел и что означает?

исконно - русского происхождения
Устар. Прост. 1. То же, что Нечистая сила (в 3-м знач.). Наш Иван, от них [Жар-птиц] закрытый. Смотрит птиц из-под корыта И толкует сам с собой… «Тьфу ты, дьявольская сила! Эк их, дряней, привалило! Чай, их тут десятков с пять» (П. Ершов. Конёк-Горбунок). 2. Стихия, не подвластная человеку. Выбежала простоволосая старуха и, махая на огонь иконой в белой ризе, басом запела: — Матушка, пособница-а, угомони-ка ты силу дьявольску-у (М. Горький. Пожар).

ЕЩЕ ПО ТЕМЕ:
Тест по теме: лексика и фразеологизмы

1)Укажите ряд, в котором выделенные слова являются синонимами

А. Горячий пирожок –жаркий день

Б. Теплый чай – холодный вечер

В. Иголка ели – иголка для шитья
2)
Укажите ряд, в котором выделенные слова являются антонимами

А. Громадный дом – большойзверь

Б. Зеленый лук – лук для стрельбы

В. Труд к радости – безделье к несчастью

3)Укажите ряд, в котором выделенные слова являются омонимами

А. Родниковый ключ – ключ от двери

Б. Разговорчивый человек –молчаливый юноша

В. Давай смеяться – сталихохотать

4)Укажите словосочетание, в котором прилагательное употреблено в переносном значении

А. Железный гвоздь

Б. Железная воля

В. Железная труба

5)Укажите предложение, в котором есть необщеупотребительное слово

А. Я стою перед этим последним прозрачным листком и любуюсь им.

Б. Я долго смотрел вслед уезжающей карете.

В. Яков в шапке, в замашной рубахе сидел на телеге.

6)Укажите предложение, в котором есть профессионализм.

А. Шкатулку принесли в комнату и вытерли с нее пыль.

Б. В сарае то стучал молоток, то визжала пила.

В. Эспланада – это широкая улица с аллеями.

7)Укажите верное утверждение

А Диалектизмы – это слова, одинаковые по звучанию.

Б. Диалектизмы – это слова, употребляемые жителями определенной местности.

В. Диалектизмы – это слова, связанные с особенностями работы людей определенной профессии.

8)Укажите предложение, в котором есть историзм

А. Русские толковые словари имеют многовековую историю.

Б. На юноше был надет праздничный кафтан.

В. Лексика нашего языка с течением времени быстро меняется.

9)Укажите предложение, в котором есть архаизм

А. Леса стоят в жемчужном инее.

Б. Шуми, шуми, послушное ветрило.

В. Принцесса отвернулась и заплакала.

10)Укажите предложение, в котором есть неологизм.

А. По радио передали штормовое предупреждение.

Б. Школа оснащена компьютерами последнего поколения.

В. Лодка всплыла у самого берега.

11)Укажите предложение, в котором используется фразеологизм.

А. Во поле березонька стояла.

Б. Туристы зашли в дремучий бор.

В. Бригада работала засучив рукава.

12)Укажите предложение, в котором ученик, не зная лексического значения слова, неверно употребил его.

А. Фотограф приготовил фиксаж.

Б. Солдаты атаковали форт.

В. Маляр размешал палитру в ведре.

13)Выполните синтаксический разбор предложений.

А. Я не выучил правило и был готов сквозь землю провалиться от стыда.

Б. Мы везде искали ключи, но они как в воду канули.

14)Укажите ряд, в котором выделенные слова являются синонимами

А. Резвый конь – старая лошадь

Б. Близкий человек – далекий друг

В. Ключ от замка – родниковыйключ

15)Укажите ряд, в котором выделенные слова являются антонимами

А. Пришло тепло – сильный холод

Б. Груша в саду – боксерская груша

В. Большой бегемот – смешнойгиппопотам

16)Укажите ряд, в котором выделенные слова являются омонимами

А. Сосновый бор – зубоврачебныйбор

Б. Угрюмый человек –радостный день

В. Красный шарф – алый флаг

17)Укажите словосочетание, в котором прилагательное употреблено в переносном значении

А. Твердое яблоко

Б. Твердое решение

В. Твердая земля

18)Укажите предложение, в котором есть необщеупотребительное слово

А. Я долго смотрел вслед уезжающей карете.

Б. Вяленую обувь в Сибири называют пимами.

В. Употребление синонимов делает нашу речь более выразительной.

19)Укажите предложение, в котором есть профессионализм

А. В углу террасы стоял старый шкаф.

Б. Дом был деревянный.

В. Суффикс – это морфема, которая находится после корня и служит для образования новых слов.

20)Укажите верное утверждение

А. Жаргонизмы – это слова, ограниченные в употреблении определенной социальной или возрастной средой.

Б. Жаргонизмы – это слова, употребляемые жителями определенной местности.

В. Жаргонизмы – это слова, связанные с особенностями работы людей определенной профессии.

21)Укажите предложение, в котором есть историзм

А. Шестого числа каждого месяца он получал небольшое жалованье.

Б. На голове его была новая треуголка.

В. Некоторые термины употребляются только специалистами в определенной области.

22)Укажите предложение, в котором есть архаизм

А. Любовь и дружество до вас дойдут сквозь мрачные затворы.

Б. Рыцари были в кольчугах.

В. Князь оказался человеком великодушным.

23)Укажите предложение, в котором есть неологизм

А. Вдоль берега плавали парусники.

Б. Этот доклад я прочитал в Интернете.

В. В доме зажглись огни.

24)Укажите предложение, в котором есть фразеологизм

А. До моего дома рукой подать.

Б. Цыплят по осени считают.

В. Над лесом взошла луна.

25)Укажите предложение, в котором ученик, не зная лексического значения слова, неверно употребил его.

А. На мшарах растет много клюквы.

Б. Стрелы лежали в колчане.

В. Хирург сделал надрез скальпом.

 26)Выполните синтаксический разбор предложений

А. Он был открытым человеком и никогда не держал камня за пазухой.

Б. Когда нам сообщили результаты контрольной, мы были на седьмом небе от счастья.

  27)Напишите об истории возникновения в языке одного из фразеологизмов.

Составьте с этим фразеологизмом небольшой текст.


1. Определите, сколько фразеологических оборотов использовано в тексте-шутке. Докажите, что в эти фразеологизмы входят слова, употребленные в переносном значении. Чтобы вырасти в глазах другого человека, не стоит стрелять глазками, лезть в глаза, есть его глазами, мозолить ему глаза. И уж ни в коем случае нельзя пускать пыль в глаза и хлопать глазами. Иначе этот человек, у которого глаз наметан, смерит вас глазами и скажет "С глаз долой!" 2. Можете ли вы продолжить перечень фразеологизмов со словами глаза?
Чтобы вырасти в глазах другого человека, не стоит стрелять глазками, лезть в

  _______________   ________________  ________

глаза, есть его глазами, мозолить ему глаза. И уж ни в коем случае нельзя пускать

____  _______________  ________ _____ _______ 

пыль в глаза и хлопать глазами. Иначе этот человек, у которого глаз наметан, смерит

___________ ______________ ____________  _____ 

вас глазами и скажет "С глаз долой!" 

  _______ ____________

 

10 фразеологизмов

 

 

Прочитайте текст. Найдите все наречия. Найдите фразеологизмы и объясните их значение. Живут два наречия, крепко-накрепко соединенные между собой так, что их в грамматике считабт одним наречием. Тихо-смирно живут, со стороны смотреть любо-дорого (кому-то смотреть любо, но им, возможно, это обходится дорого, потому что не так-то просто двум наречиям соединиться в одно). Живут два наречия в одном- то ли волей живут, то ли неволей. Слово-то тексте полным-полно, мало-мальски что не так-и пойдет все шиворот-навыворот. Лучше уж своей черточки держаться.
Наречия:  крепко-накрепко,  Тихо-смирно,  любо-дорого,  возможно,  любо,  дорого,  просто,  полным-полно,  мало-мальски,  шиворот-навыворот, л учше

фразеологизмы:  крепко-накрепко (т. е прочно, сильно);  Тихо-смирно (т. е смиренно, никому не мешая);   смотреть любо-дорого (т. е можно смотреть и радоваться, в даннном случае как живут),  полным-полно (т. е много);   мало-мальски (т. е малость, не много);   шиворот-навыворот( т. е как попало)