Выпишете фразеологизмы, которые могут употребляться как свободные словосочетания. Составьте с ними по два предложения; в одном употребите фразеологизмы, а в другом-свободные словосочетание.
Намылить шею, умереть со смеху, засучив рукава, ни в зуб нагой, сматывать удочки, морочить голову, тянуть лямку, ума палата, море по колено, скатертью дорога, гонять лодыря, легок на помине, зарубить на носу, из кожи лезет вон, белая ворона, втирать очки, дает жизни, бить челом, куда глаза глядят.

1. За такие слова я готов намылить ему шею (побить).
Сначала нужно намылить шею, а потом смыть теплой водой.
2. Засучив рукава все принялись за работу (усердно).
Засучив рукава, он принялся месить глину.
3. Пора сматывать удочки, пока нас не увидели. (убегать)
Пора сматывать удочки и отправляться домой: от воды тянет холодом.
4. Я всю жизнь тянул лямку. (выполнял непосильную работу)
У него была привычка тянуть лямку на рюкзаке.
5. Пьяному море по колено (все нипочем)
У берега море было по колено.
6. Строители целый день гоняли лодыря, так как не завезли песок. ( ничего не делали).
Мать с ремнем гоняла лодыря Борьку по квартире.
7. Новенькая в классе была белой вороной. (не похожа на других)
Белая ворона в природе встречается крайне редко (ворона-альбинос)

ЕЩЕ ПО ТЕМЕ:


Выпишите предложения с обособленными определениями в следующем порядке: а) стоящими после определяемого слова; б) имеющими дополнительное оттенок причины или уступки; в) относящиеся к личному местоимению. Расставьте знаки препинания.

1) Сердитый на вид он был добряк в душе. 2) Погруженный в воспоминания Басаргин по колено проводился в тот самый окоп, о котором его предупреждала сестра. 3) И воин идущий на битву и встретить готовый ее, как клятву, шептал, как молитву, Далекое имя твое. 4) Охваченные игрой дети быстро побежали на зов матери. 5) Костиевич привыкший к темноте мгновенно рассмотрел полицейского вошедшего к нему. 6) Измученные истерзанные подавленные общим презрением сестры утратили всякую веру в свои силы и всякую надежду на просвет в будущем.

А)  И воин, идущий на битву и встретить готовый ее, как клятву, шептал, как молитву, далекое имя твое.  Костиевич,  привыкший к темноте,  мгновенно рассмотрел полицейского,  вошедшего к нему.

б)  Погруженный в воспоминания,  Басаргин по колено провалился в тот самый окоп, о котором его предупреждала сестра.  Охваченные игрой,  дети быстро побежали на зов матери. Измученные, истерзанные, подавленные общим презрением,  сестры утратили всякую веру в свои силы и всякую надежду на просвет в будущем.

 в) Сердитый на вид, он был добряк в душе.

1)Кратко и понятно объясните смысл фразеологизмов: утереть нос, море по колено, за обе щеки, моя хата с краю, не в своей тарелке, не за горами, в двух словах, без пяти минут, прикусить язык.
2) Нужно составить предложения со всеми фразеологизмами: в одном из них используйте сочетание слов как фразеологизм, в другом как свободное сочетание слов. Образец: Считать ворон. 1. Я считаю ворон очень умными птицами. 2. На прошлом уроке я считал ворон, а сегодня не могу ответить на вопрос учителя
За выполненные задание поставлю *лучший ответ*!

Утереть нос-превзойти в чем-либо, при этом унизив, посрамив.
море по колено-все нипочем
за обе щеки-кушать с удовольствием, быстро
моя хата с краю-быть в стороне
не в своей тарелке-чувствовать себя не самим собой, неловко
не за горами-скоро
в двух словах-кратко объяснить что-либо
без пяти минут-скоро(2), обозначение какой-нибудь должности.
прикусить язык-не сболтнуть лишнего, вовремя промолчать.
1. Васе было холодно, поэтому он утер нос и быстро зашел в помещение. - Дедушка Коля разозлился на соседей за то, что они затопили его сверху, и утер им нос.
2. Невдалеке от берега море было по колено. - Наш папа смелый, ему даже море по колено!
3. Заложив орехи за обе щеки, белка убежала прочь. - Внук уплетал бабушкины пироги за обе щеки.
4. Моя хата стояла с краю от реки. - У них были разборки, да моя хата с краю, мне было все равно.
5. Сосиска лежала не в своей тарелке. - Сегодня я чувствую себя будто бы не своей тарелке.
6. Домик родителей стоял не за горами, на поляне. - Не за горами мой младший брат пойдет в школу.
7. Учительница нашла ошибки в двух словах. - Даша объяснила всю ситуацию в двух словах.
8. На часах было без пяти минут шесть. - Он уже как без пяти минут офицер.
9. Блюдо было настолько вкусным, что я нечаянно прикусила язык. - "Прикуси-ка свой язык!"-сказала мама, рассердившаяся на дочь.

Найдите грамматическую основу предложения. Найдите слова употребленные в переносном значении. Зашумел в лесу золотой дождь. Капля по листику щелкнет, и сорвется лист. Синицы на ветке завозятся, и брызнут листья по сторонам. Ветер налетит, и закружится пестрый смерч. По колено в листьях деревья стоят. Листья шуршат, скребутся, лопочут, скачут, качаются на паутинках. Шумит золотой дождь.

Золотой дождь
капля щёлкнет 
лист сорвётся
синицы завозятся 
ветер налетит 
смерч закружится
деревья стоят
листья шуршат скребутся лопочут скачут качаются 
дождь шумит

1-е предложение: дождь-подл., зашумел-сказуемое.
2-е предложение: капля-подл., щелкнет, сорвется-сказуемое
3-е предложение: синицы-подл., завозятся-сказуемое. Листья-подл., брызнут-сказуемое.
4-е предложение: ветер-подл., налетит-сказуемое. Смерч-подл., закружится-сказуемое.
5-е предложение: деревья-подл. Стоят-сказуемое.
6-е предложение: листья-подл., шуршат, скребутся, лопочут, скачут, качаются-сказуемое.
7-е предложение: дождь-подл., шумит-сказуемое.
в переносном значении употреблены: золотой дождь, щелкнет, брызнут, мб по колено