Фразеологическая минутка.
Объясни смысл фразеологизмов. Придумай и запиши с ними предложения.
1. Сам на себя не похож. 2. Себе на уме. 3. Себя не проведешь. 4. Увлечь за собой. 5. Таить в себе. 6. Постоять за себя. 7. Не дать себя в обиду.
1. Сам на себя не похож - выглядит (ведет себя) не так, как обычно; плохое настроение.

2. Себе на уме - скрытен, хитёр

3. Себя не проведешь - самого себя не обманешь, против своей воли пойти не сможешь.

4. Увлечь за собой -  сильно заинтересовать, привлечь внимание.

5. Таить в себе  - скрывать, держать в тайне; заключать в себе возможность каких-либо нежелательных последствий.

6. Постоять за себя - дать отпор обидчику.

7. Не дать себя в обиду - не позволить обидеть себя, причинить ущерб.

Предложения: 

После вчерашней ссоры ты сам на себя не похож.

Учителю очень важно суметь увлечь за собой детей.

Мой брат всегда может постоять за себя.

Мне не нравится наш новый сосед, мне кажется, он себе на уме. 

Как ни старайся - себя не проведёшь.

Я не смогу тебе помочь, если ты будешь всё таить в себе.

В новом коллективе главное не дать себя в обиду. 

1. Сам на себя не похож - выглядеть странно, необычно, непривычно.( Санька пришел из школы таким рассеянным, словом, сам на себя не похож.)
2. Себе на уме - эгоистичное поведение.(Наш красавчик Вовчик сам себе на уме.)
3. Себя не проведешь -  себя не обманешь (Как бы ты не старался, но себя не проведешь.)
4. Увлечь за собой -  заинтересовать, заинтриговать, суметь повести за собой.(Наш учитель химии умеет увлечь за собой весь класс.)
5. Таить в себе - скрыть что-либо, держать в тайне (Мама все обиды умела таить в себе, не показывая никму.)
6. Постоять за себя -суметь  дать отпор, ответ.(Я всегда был слабаком и не умел за себя постоять.)
7. Не дать себя в обиду - не позволить себя  обидеть (синоним предыдущего фразеологизма)( Я всегда умел не давать себя в обиду.)
 

ЕЩЕ ПО ТЕМЕ:
НАПИШИТЕ, 1. Расставьте необходимые знаки препинания: Девушка оглянулась собака побежала быстрее изображая старанье. 2. Дополните утверждение: Между частями бессоюзного сложного предл. ставиться______, если второе предложение указывает на причину того, о чем говориться в первом. 3. Расставьте знаки препинания. Запишите повторно предл., оформляя вопросы в виде прямой речи:1. Пека скрестив ноги сидел на полу и донимал Лобанова немыслимыми вопросами можно ли выдрессировать китов так чтобы они таскали за собой баржи до какой длины можно отрастить ногти зачем писать новые книги? 2. Так всё и шло достаточно гдадко пока она не задала свой заключительный вопрос какие журналы я обычно читаю? 3. Кругом так тихо так солнечно и радостно что я даже забываю задать папе неотложный вопрос если земля вертится почему мы не сваливаемся с неё в те минуты когда оказываемся повёрнутыми на ней головой вниз? И кстати почему мухи ходят вниз головой по потолку и не падают?
1). Девушка оглянулась, собака побежала быстрее, изображая старанье.2). Между частями бессоюзного сложного редложения ставится двоеточие, если второе предложение указывает на причину того, о чем говорится в первом.3)1. Пека, скрестив ноги, сидел на полу и донимал Лобанова немыслимыми вопросами:"Можно ли выдрессировать китов так, чтобы они таскали за собой баржи, до какой длины можно отрастить ногти, зачем писать новые книги?".2. Так все и шло достаточно гладко, пока она не задала свой заключительный вопрос:"Какие журналы я, обычно, читаю?3. Кругом так тихо, так солнечно и радостно, что я даже забываю задать папе неотложный вопрос:"Если земля вертится, почему мы не сваливаемся с неё в те минуты, когда оказываемся повёрнутыми на ней головой вниз? И кстати, почему мухи ходят вниз головой по потолку и не падают?".

Упр 5. От данных ниже глаголов образуйте деепричастия несовершенного вида, обозначьте суффиксы: Замирать, чувствовать, безмолвствовать, наслаждаться, расстилаться. С 2–3 деепричастиями составить и записать предложения. Упр 6. От данных ниже глаголов образуйте форму прошедшего времени и деепричастия совершенного вида. Обозначьте графически суффиксы глаголов и деепричастий. Построить, услышать, завить, растаять. Упр 8 . Найдите предложения с деепричастиями и деепричастными оборотами. Почему другие конструкции к ним не относятся? Расставьте знаки препинания. 1) Вернувшись в гостиницу он лег спать. 2) Своим делом он занимался спустя рукава. 3) Таня шла по улице не торопясь. 4) Петя шел засунув руки в карманы. 5) Вредно читать лежа. 6) Сережа молчал прислушиваясь к чему-то. 7) Семенов нехотя закрыл книгу. 8) Дети молча слушали сказку.9) Ленивый сидя спит. 10) Думая о будущем не забывайте о настоящем. 11) Нина согласилась помочь мне скрепя сердце. 12) Подруги проговорили целый час не останавливаясь. 13) Наташа вышла из кабинета директора повесив нос. Упр 9 . Определите, в односоставных или двусоставных предложениях использованы деепричастия и деепричастные обороты. В каких типах односоставных предложений они встретились? 1) Заводят собак в городе, соблазнившись редкой их красотой. (В. Песков) 2) Теряя местные черты, новгородская культура приобретает черты общенациональные. (Д. Лихачев)3) Покидая чужую страну, на нее обреченно взгляну. (Р. Казакова) 4) Заметив мое пробуждение, бабушка улыбнулась. 5) Передвигали мебель, освобождая зал. (Б. Пастернак)6) Никогда не беритесь за последующее, не окончив предыдущего. (И. Павлов) 7) Читая эти страницы, невольно вспоминаешь Чехова. (И. Гофф) 8) И он, очнувшись, запел.9) Ланской успокоился, предлагая свои доказательства.10) Часто, взглянув на человека, представляешь себе его дом. Упр 10 . Найдите предложения, в которых допущены ошибки в употреблении деепричастных оборотов. Исправьте их . 1) Выступая на концерте, зал внимательно слушал исполнителя. 2) У воды растут, наклонясь к ней, ивы. 3) Ожидая победу, ее охватило волнение. 4) Увидев отца, Сережа заулыбался. 5) Войдя в автобус, неожиданно пошел снег. 6) Досмотрев до конца интересный фильм, наступил вечер. 7) Подъезжая к лесу, вдруг выскочил волк. 8) Проснувшись от шума, я увидел перед собой нашу собаку.
От основы глаголов н. ф. сов. вида при помощи суффиксов – в, - ши, – а (- я). (Суффикс - вши больше употребляется в разговорной речи)
1) замирать- замирев- замирая( суф- ать, -в, -я,)

чувствовать - почувствовав- чувствуя ( -ать, -в, -я)

безмолвствовать - безмолвствовавший- безмолствуя ( -ать, -вши, -я)

наслаждаться - наслаждаясь- насладившись (-ать, -я, -вши)

расстилаться - расстилая- расстилавшийся. (-ать, -я, -вши)

Он сидел, замирев от страха, старался не двигаться.

Корабыль штормило, волны безмолствуя, подбрасывали его из стороны в сторону

Мы всегда радуемся, чувствуя приблежение весны, потому что хочеться тепла.

Она прекрасно играла на скрипке, наслаждаясь музыкой, он представлял как им будет хорошо вдвоём.

Уже наступил полдень, а расстилавшийся туман и не думал рассееваться.

2) Построить- построив , услышать- услышав, завивая, растаять- растаяв.

3) Упр 8 . 1) Вернувшись в гостиницу, он лег спать. 2) Своим делом он занимался, спустя рукава. 3) Таня шла по улице не торопясь.(нет оборота) 4) Петя шел, засунув руки в карманы. 5) Вредно читать лежа. (нет оборота) 6) Сережа молчал, прислушиваясь к чему-то. 7) Семенов, нехотя закрыл книгу. 8) Дети молча слушали сказку. (нет оборота) 9) Ленивый сидя спит. 10) Думая о будущем, не забывайте о настоящем. 11) Нина согласилась помочь мне, скрепя сердце. 12) Подруги проговорили целый час, не останавливаясь. 13) Наташа вышла из кабинета директора, повесив нос. Упр 9 . Определите, в односоставных или двусоставных предложениях использованы деепричастия и деепричастные обороты. В каких типах односоставных предложений они встретились? 1) Заводят собак в городе, соблазнившись редкой их красотой.   (В. Песков)   2) Теряя местные черты, новгородская культура приобретает черты общенациональные.   (Д. Лихачев)3) Покидая чужую страну, на нее обреченно взгляну.   (Р. Казакова)   4) Заметив мое пробуждение, бабушка улыбнулась. 5) Передвигали мебель, освобождая зал.   (Б. Пастернак)6) Никогда не беритесь за последующее, не окончив предыдущего.   (И. Павлов)   7) Читая эти страницы, невольно вспоминаешь Чехова.   (И. Гофф)   8) И он, очнувшись, запел.9) Ланской успокоился, предлагая свои доказательства.10) Часто, взглянув на человека, представляешь себе его дом. Упр 10 . Найдите предложения, в которых допущены ошибки в употреблении деепричастных оборотов. Исправьте их . 1) Выступая на концерте, зал внимательно слушал исполнителя. 2)Ивы растут у воды, наклонясь к ней. 3) Ожидая победу, ее охватило волнение. 4) Увидев отца, Сережа заулыбался. 5) Войдя в автобус, неожиданно пошел снег. 6) Досмотрев до конца интересный фильм, наступил вечер. 7) Подъезжая к лесу, вдруг выскочил волк. 8) Проснувшись от шума, я увидел перед собой нашу собаку.   




Помогите составить 3-4 предложения рассуждения по этому тексту:

На высоком берегу, владычествуя над рекой, обставленные стожками сена, стоят рядом две деревянные церкви. Одна - величественная развалина - вскинула к серому небу свой позеленевший от непогоды шатер, купола ее покосились, тсс ободран с боков, и все же она красива. Бывает, художники находят поэзию в какой-нибудь покосившейся избенке и они же проходят мимо нового, только что из-под молотка, дома. Но эта церковь красива не своим обветшанием, напротив, обветшание мешает увидеть ее внутреннее благородство, а покосившиеся купола нарушают скупую простоту возносящихся вверх линий. Церковь красива сама по себе: ничего лишнего, никаких затейливых украшений, все просто. Могучий сруб венчается шатром, над входом - второй шатер, поменьше, и все это устремлено вверх. Место, где стоит эта церковь, - высокий берег - подчеркивает устремление. Древнее сооружение было прекрасным в молодости - оно остается красивым и сейчас. Вторая церковь построена совсем недавно, быть может, в начале нашего века, она низковата, невыразительна, ее убожество не спасают и резные наличники на окнах.
Я разглядываю их и стараюсь разгадать загадку: почему более древние сооружения, как правило, построены с большим вкусом? Уж не потому ли, что архитектор-самородок древней церкви имел перед собой меньше образцов строительства и ему волей-неволей приходилось полагаться больше на самого себя, чем на готовый пример, доверяться не чужому, а собственному вкусу? Такая самостоятельность неизбежно заставляла творчески думать. Архитектор же поздней церкви в своей работе полагался не столько на самостоятельные поиски, сколько на чужие, вошедшие в жизнь стандарты.

Две церкви стоят на берегу: одну строили вдохновенные художники, другую - подрядчики, одна - произведение искусства, другая - ширпотреб.

Итак, в данном тексте описывается две церкви. Одна принадлежит художникам, другая подрядчикам, первая- проихведение исскуства, другая-ширпотрёб. Если вдуматься, то понятно, что автор сравнивает эти две церкви, при том он говорит нам, что более древняя церковь нравится ему больше. Он тем самым говорит, что раньше люди больше старались быть собой и не пытались подстраиваться под кого-то. Параллельно он задаёт вопрос:"Я разглядываю их и стараюсь разгадать загадку: почему более древние сооружения, как правило, построены с большим вкусом?" Поже автор сам-же отвечает, что дело в мироовозрении тогдашних и нынешних людей. Почему-же каждый видит церковь по-разному? Кто-то видит старую развалину, кто-то видит исторический памятник, кто-то произведение исскуства. Дело в том, что у каждого человека разное мироовозрение, каждый вырожается по разному и каждый видит в чём-то свою изюминку. Думаю автор хорошо передал нам суть, хоть и с некими подзаковырками. (Мне лично понравился этот текст. Автора можете назвать?-))