Золотой дождь
капля щёлкнет
лист сорвётся
синицы завозятся
ветер налетит
смерч закружится
деревья стоят
листья шуршат скребутся лопочут скачут качаются
дождь шумит
1-е предложение: дождь-подл., зашумел-сказуемое.
2-е предложение: капля-подл., щелкнет, сорвется-сказуемое
3-е предложение: синицы-подл., завозятся-сказуемое. Листья-подл., брызнут-сказуемое.
4-е предложение: ветер-подл., налетит-сказуемое. Смерч-подл., закружится-сказуемое.
5-е предложение: деревья-подл. Стоят-сказуемое.
6-е предложение: листья-подл., шуршат, скребутся, лопочут, скачут, качаются-сказуемое.
7-е предложение: дождь-подл., шумит-сказуемое.
в переносном значении употреблены: золотой дождь, щелкнет, брызнут, мб по колено
А. Второстепенные члены предложения распространяют только грамматическую основу.
Б. По способу выражения определения делятся на согласованные и несогласованные.
В. Прямое дополнение может относиться только к глаголам и выражается только винительным падежом.
Г. Подлежащее может выражаться различными частями речи.
1. Выпишите предложение, в котором подлежащее выражено наречием.
А. В доме напротив зажгли свет.
Б. «Спозаранку» - слово с тремя приставками и двумя суффиксами.
В. Весь день стоит как бы хрустальный. Г. Ночью месяц тускл.
1. Выпишите предложение с составным глагольным сказуемым.
А. Обнялись облака и уснули без грусти. Б. Я начал строить новый дом.
В. Мир кажется мне книгой бесконечной. Г. Об осеннем лесе буду сказку сказывать.
1. Выпишите предложение с составным именным сказуемым.
А. Лесной полумрак заискрился нитями лучей. Б. Ночи были ясные и по-весеннему тёплые.
В. Ребята будут купаться в реке. Г. Почему ты долго был на улице?
1. Выпишите предложение, в котором нужно поставить тире между подлежащим и сказуемым.
А. Мир без книг мир дикарей. Б. Жизнь коротка искусство долговечно.
В. Я всем чужой. Г. Ласковое слово что весенний день.
1. Выпишите предложение, в котором выделенное слово является дополнением.
А. Часовой стережёт объект. Б. Море посылало на берег влажность.
В. Ветер кружит опавшие листья. Г. Воск со свечи оплыл на салфетку.
1. Найдите предложение с косвенным дополнением.
А. Я окно распахнул. Б. Морячок играл старинный вальс.
В. Слепит глаза реки далёкой дрожь. Г. Старуха пряла свою пряжу.
1. Укажите предложения, в которых дополнение выражено глаголом в неопределённой форме.
А. Николай надеялся успеть к обеду домой.
Б. Любить природу – значит любить Родину.
В. Цель литературы – помогать человеку понимать самого себя.
Г. Он приезжал домой пообедать.
1. Найдите предложение с несогласованным определением.
А. По сторонам дороги росли кудрявые дубы.
Б. Пряди различной длины торчали из-под его берета.
В. И тридцать витязей прекрасных чредой из вод выходят ясных.
Г. Люблю дымок спалённой жнивы.
1. Найдите предложение с обстоятельством цели.
А. Вадим часто заезжал сюда послушать музыку.
Б. Широкое пространство всегда владело сердцами русских.
В. Слегка накрапывал дождик.
Г. Ветер постепенно стихает.
1. Выпишите предложение и выполните его разбор по членам.
Солнце быстро разъедает непрочный весенний лёд.
1. Укажите предложения, где обстоятельства выделяются запятыми.
А. Лёд несмотря на раннюю оттепель не успел растаять.
Б. Внизу как зеркало стальное синеют озера струи.
В. Бакланы гомонят издавая хриплые каркающие звуки.
Г. Пингвины неуклюже переваливаются неторопливо переставляют сильные ноги.
1. *Составьте 3 словосочетания с разными видами синтаксической связи.
1. *Составить 3 предложения с тире между подлежащим и сказуемым
Часть 2*
Прочитайте текст и выполните задания 1-5
1) Учась в гимназии, Гоголь играл во многих пьесах, поставленных на сцене ученического театра. 2) Удачны были в его исполнении женские роли, особенно роль помещицы Простаковой в «Недоросле» Фонвизина.
3) Сюжет «Ревизора» подсказан Гоголю Пушкиным. 4) Комедия была написана в течение двух месяцев, и впоследствии драматург, волновавшийся за будущее пьесы, присутствовал на репетициях, давая актёрам ценные советы. 5) Его сатира была остра, как нож, разящий врага.
Задание 1: укажите номера предложений, в которых встречается обстоятельство, выраженное деепричастным оборотом.
Задание 2: укажите номера предложений, в которых встречается составное именное сказуемое.
Задание 3: укажите средство языковой выразительности, встречающееся в предложении 5.
Задание 4: укажите номера предложений, в которых содержится причастный оборот. Каким членом предложения он является?
Задание 5: укажите номер предложения, в котором встречается производный предлог.
1. *Составить 3 предложения с тире между подлежащим и сказуемым
Часть 2*Укажите предложения, где обстоятельства выделяются запятыми.
А. Лёд несмотря на раннюю оттепель не успел растаять.
Б. Внизу как зеркало стальное синеют озера струи. Цель литературы – помогать человеку понимать самого себя. Ночи были ясные и по-весеннему тёплые. Прямое дополнение может относиться только к глаголам и выражается только винительным падежом.
Второстепенные члены предложения распространяют только грамматическую основу.
«Спозаранку» - слово с тремя приставками и двумя суффиксами.
Я начал строить новый дом.
Ночи были ясные и по-весеннему тёплые.
Мир без книг мир дикарей.
Слепит глаза реки далёкой дрожь
Люблю дымок спалённой жнивы.
1. Выпишите предложение и выполните его разбор по членам.
Солнце быстро разъедает непрочный весенний лёд
Солнце - подлежащее. Разъедает - сказуемое, быстро - обстоятельство, лед - дополнение, непрочный, весенний - определение;
Укажите предложения, где обстоятельства выделяются запятыми.
А. Лёд несмотря на раннюю оттепель не успел растаять.
Б. Внизу как зеркало стальное синеют озера струи.
Составьте 3 словосочетания с разными видами синтаксической связи.
Тонкий лед - согласование; рисовать картину - управление;
кричать громко - примыкание;
1. *Составить 3 предложения с тире между подлежащим и сказуемым
Москва - столица России. Семь - загадочное число. Хотеть - значит мочь.
Часть 2*Задание 1: укажите номера предложений, в которых встречается обстоятельство, выраженное деепричастным оборотом.
1, 4.
Задание 2: укажите номера предложений, в которых встречается составное именное сказуемое.
2, 4, 5
Задание 3: укажите средство языковой выразительности, встречающееся в предложении 5.
Сравнение.
Задание 4: укажите номера предложений, в которых содержится причастный оборот. Каким членом предложения он является?
1, 4. Определение
Задание 5: укажите номер предложения, в котором встречается производный предлог.
4
Падают(Сказуемое), разные(определение), Листья(подлежащее), ярко(обстоятельство). Блестит(сказуемое), кружится(сказуемое), желтый(определение), лист(подлежащее), в Чечне(обстоятельство место), птичьи(дополнение), гнезда(подлежащее), пошел(сказ.), редкий(опред.), дождь(подлежащее).
1. Падают (сказуемое) разные (определение) Листья (подлежащее).
2. Ярко (обстоятельство) блестит (сказуемое)
3. Кружится (сказуемое) желтый (определение) лист (подлежащее).
4. В Чечне (обстоятельство места) опустели птичьи (дополнение) гнезда (подлежащее).
5. Пошел (сказуемое) редкий (определение) дождь (подлежащее).
14. Найдите предложение (знаки
препинания не расставлены), соответствующее следующей схеме:
[подлежащее сказуемое], и [сказуемое подлежащее]
А. Ливень
усиливался дождь и ветер хлестали в лицо.
Б. Волнение
на море разыгралось и огромные волны всё чащеналетали на палубу.
В. Небо
почернело и на яхту обрушился ураган.
Г. Под
могучими порывами ветра мачта сильно наклонялась.
15. Среди перечисленных предложений
найдите простое предложение. (Знаки препинания не расставлены.)
А. Убегали
тропинки кривые по цветущим полям до
реки.
Б. А трава
была солнцем нагрета в ней возились большие жуки.
В. Ноябрь
кончился а морозы ещё не начинались.
Г. Пришла зима выпал первый снег.
14)-В небо- подлежащее почернело- сказуемое обрушился- сказуемое ураган-подлежашее 15) вроде Г я не уверен(а)
14. Найдите предложение (знаки препинания не расставлены), соответствующее следующей схеме: В. Небо почернело и на яхту обрушился ураган 15. Среди перечисленных предложений найдите простое предложение. (Знаки препинания не расставлены.) А. Убегали тропинки кривые по цветущим полям до реки. [подлежащее сказуемое], и [сказуемое подлежащее]