Написать сжатое изложение по тексту. (1)Дорога частью идёт по Ангаре, и лёд по дороге зелёный, порезанный тракторами, потом выезжаем в поле. (2)Машина наша едет и едет. (3)И всё пеньки да пеньки. (4)Глаз быстро уста­ёт от такой ряби, и тогда всё кажется то сплошь белым, то чёр­ным. (5)И вдруг среди этого неживого пространства берёзка. (6)Тонкая и тихая.
(7)Милая ты моя! (8)Как же ты сохранилась здесь, среди сне­гов? (9)Как же тебя не спилили, не порубали и не сожгли?
(10)Одна — непонятно, чудо — среди горелых пней стоит, про­зрачная, белее белых снегов, что вокруг неё. (11)И я уже фантази­рую и готов сочинять какую-то новую сказку. (12)Но шофёр ря­дом говорит:
— (13)3наю я, отчего она здесь. (14)Всё очень просто. (15)Красота — вот вам и причина.
(16)И я узнаю.
(17)Пилила здесь лес бригада леспромхоза, что котлован под будущее море очищает. (18)Вон сколько поснесли и ничего, а тут наши бородачи вроде спасовали. (19)Поглядели. (20)Берёзка. (21)Вздохнули и чего-то так начали они пилить, что минули её, не сговариваясь, и пошли дальше. (22)Мол, хоть не мы, сучкорубы всё равно прикончат.
(23)А там половина баб, усталых, крикливых. (24)Наткнулись, постояли, почему-то примолкли. (25)Потом по-хозяйски ветки от ствола отгребли, чтобы весною солнце до корней достало, и дви­нулись дальше, только минуту постояли. (26)А берёзка — словно небо сеет сквозь себя. (27)Удивительная красота! (28)Да ведь бу­дут трактора лес возить, всё равно сомнут.
(29)Трактор узколоб, два глаза равнодушно вперёд глядят. (30)Тракторист чёрен от соляры да мороза, от холода на лицо слов­но густая сетка легла. (31)Посмотрел тракторист на берёзку и со­щурился, словно его встречная машина ослепила, и удивился, и сказал вдруг: (32)«Ох ты, доченька!» (33)А трактор в это время из­гиб на дороге сделал. (34)Посмотрел он назад: идут следом другие машины по его загибу, вот наделал дел! (35)И берёзка стоит — боже мой, до чего же она приятная, берёзка эта! (36)Жаль, но остатки будут жечь, спалят.
(37)А тут девчонки песни заорали. (38)Дымище кругом. (39)По­смотрели, берёзка стоит. (40)Развели огни подальше. (41)Посидели. (42)Посмотрели. (43)Дым да грязный снег за спиной. (44)Отогрелись, пошли дальше, опять оглянулись. (45)Даже песню петь захотелось. (46)Вот и вся история.
(По А. Приставкину)
По Ангаре, по льду, а потом и по полю едет машина. ейзаж грустен и неинтересен: всюду одни пеньки. Никакой живой природы. И вдруг на пути ехавших этой дорогой, как островок жизни, встречается березка, сумевшая выжить после больших снегопадов и морозов. Словно чудо она стояла среди мертвого и неприглядного пейзажа. Пожалели ее лесорубы, расчищавшие место для будущего моря. Не взяли на себя грех убить молодую красоту. Даже почерневший от холода и суровых условий шофер пожалел ее и вздохнул: "Ох, доченька!", потому что она очень оказалась похожей на подроска или совсем юную девушку. И жденщины ее пожалели, убрали от корней все, что мешало солнцу. Очень оказалась березка приятной для людей, которые ее видели. И жалели ее все, как не в чем неповинную девочку, которой проедстояло умереть. Ведь скоро пойдут трактора и сравняют с землей все, что еще над ней возвышается. Машина отправилась дальше, а на душе у автора стало светло и хорошо, даже петь захотелось от встречи с березкой.

ЕЩЕ ПО ТЕМЕ:
Укажите сложноподчиненные предложения(знаки препин. не поставлены) 1. Книги вошли в мою жизнь как великое чудо. 2. Посмотри как тихо позолоту август рассыпает на полях. 3. Кое-где на дороге попадается угрюмная ракита или молодая березка с клейкими листьями. 4. Лес стоит тёмный и молчаливый потому что главные певцы улетели. 5. В этом месте где зашло солнце небо рдело багряными полосами. 6. Жили мы в тихом переулке но несмотря на это из города к нам проникал какой-то заглушенный гул. -Найдите предложение в котором предаточное стоит в середине предложения -Найдите предложение с придаточным определительным -Найдите предложение в котором предаточное присоедино к главному с помощью союзного слова -Укажите предложение с обособленным обстоятельством.
1. Книги вошли в мою жизнь как великое чудо. 2. Посмотри, как тихо в позолоту август рассыпает на полях. 3. Кое-где на дороге попадается угрюмная ракита или молодая березка с клейкими листьями. 4. Лес стоит тёмный и молчаливый, потому что главные певцы улетели. 5. В этом месте, где зашло солнце, небо рдело багряными полосами. 6. Жили мы в тихом переулке, но, несмотря на это, из города к нам проникал какой-то заглушенный гул.

Сложноподчиненные предложения - 2, 4, 5. 

Найдите предложение в котором предаточное стоит в середине предложения  - 5

Найдите предложение с придаточным определительным - 5

Найдите предложение в котором предаточное присоедино к главному с помощью союзного слова - 2 

Укажите предложение с обособленным обстоятельством - 6

1.Книги вошли в мою жизнь]   , как( великое чудо). 2.Посмотри]   , как (тихо позолоту август рассыпает на полях). 3.Кое-где на дороге попадается угрюмная ракита или молодая березка с клейкими листьями]   . 4.Лес стоит тёмный и молчаливый]   , потому что (главные певцы улетели). 5.В этом месте, где( зашло солнце) , небо редело багряными полосами]   . 6.Жили мы в тихом переулке ]   , но [ ,/несмотря на это /, из города к нам проникал какой-то заглушенный гул. ]  

Сложноподчиненные предложения по номерами 1,2,4,5.

Предложение, в котором придаточное стоит в середине находится под номером 5.

Предложение с обособленным объстоятельством под номером 6.  Предложение в котором предаточное присоедино к главному с помощью союзного слова под номером 1,2,5.

Предложение с придаточным определительным под номером 5, от главного к придточному ставим вопрос КАКОМ?





3. В каких предложениях пропущено двоеточие? А. Уже не стало видно ни земли, ни деревьев, ни неба. Б. Всё вокруг заблистало лужи, листья, градины. В. У нас здесь всякие грибы есть и груздочки, и белые, и подосиновики. Г. При дороге растёт ромашка, лопухи, полынь.
4. В каких предложениях пропущено тире? А. И на листьях деревьев, на крышах домов и сараев всюду лежала роса. Б. Главная задача искусства подымать в людях чувство собственного достоинства. В. И вода, и берег. И туча сливались в непроницаемый мрак. Г. Ни в благодушии ленивом, ни в блеске славы, ни в тени поэт не может быть счастливым в тревожные для мира дни.
5. Укажите предложения с пунктуационной ошибкой. А. Всё засверкало и засияло вокруг: и кусты, и лужи, и росинки на листьях травы. Б. И глаза, и лица, и голоса, и воздух, и солнце- всё праздничное. В. На табличках были написаны мудрёные названия юкка, эвкалипт, лавровишня. Г. Всё вокруг: и уходящая вдаль дорога, и одиноко растущая на пригорке берёзка, и небольшой этот домик вызывало в душе моей какое-то странное, щемящее чувство. Д. В новом дендрарии были представлены разнообразные тропические растения, как-то, кактусы, лианы, пальмы.
 4Б. Главная задача искусства - подымать в людях чувство собственного достоинства
3 Б. Всё вокруг заблистало: лужи, листья, градины. В. У нас здесь всякие грибы есть:  и груздочки, и белые, и подосиновики.
 5 В. На табличках были написаны мудрёные названия: юкка, эвкалипт, лавровишня.
Г. Всё вокруг: и уходящая вдаль дорога, и одиноко растущая на пригорке берёзка, и небольшой этот домик- вызывало в душе моей какое-то странное, щемящее чувство.

1. б. ), в. )
2. а. ), б. ).
3. в. ), г. ).

На ночевку расположились на поляне окруженной стройными березками недалеко от небольшой тихой реченки заросшей камышом.
Задание: раставить знаки препинания
Слово "расположились" разобрать фонетически
Слово "окруженной" разобрать морфологически
Разобрать предложение синтаксически

Расположились [р а с п а л а ж и л и с`]
р[р]-согл. твёрд. непарн. звон.
а[а]-глас. безударн.
с[с]-согл. твёрд. парн. глух.
п[п]-согл. твёрд. парн. глух.
о[а]-глас. безударн.
л[л]-согл. твёрд. непарн. звон.
о[о]-глас. безударн.
ж[ж]-согл. твёрд. парн. звон.
и[и]-глас. ударн.
л[л]-согл. мягк. непарн. звон.
и[и]-глас. безударн.
с[c`]-согл. мягк. парн. глух.
___________________________
12б. 11зв.

на ночевку расположились на поляне, окруженнойстройными березками, недалеко от небольшой тихой речонки, заросшей камышом. (повест. невоскл. односост. распр. осложнено причастными оборотоми - "окруженной стройными березками"   и  "заросшей камышом")
Расположились [р а с п а л а ж и л и с`] - 5 слогов
р[р]-согл. твёрд. непарн. звон. непарн
а[а]-глас. безударн.
с[с]-согл. твёрд. парн. глух. парн
п[п]-согл. твёрд. парн. глух. непарн
о[а]-глас. безударн.
л[л]-согл. твёрд. непарн. звон. непарн
о[о]-глас. безударн.
ж[ж]-согл. твёрд. парн. звон. парн
и[и]-глас. ударн.
л[л]-согл. мягк. непарн. звон. непарн
и[и]-глас. безударн.
с[c`]-согл. мягк. парн. глух. парн
___________________________
12б. 11зв