Комплексный анализ теста. Опорный план анализа текста.
Когда ты пишешь анализ текста нужно придерживаться определённого плана. Но, конечно, надо помнить, что план этот не строгий и все его пункты выполнять не обязательно. Также можно переставлять местами пункты, в зависимости от того, как ты пишешь анализ. Далее прилагается сам план. Советую его тщательно изучить и запомнить!
Опорный план анализа текста:
История создания.
Тема и идея. Проблемы.
Сюжет и композиция.
Жанр.
Главные и второстепенные герои. Их роль.
Особенности языка:
Лексические;
Фонетические;
Морфологические;
Синтаксические.
Изобразительно-выразительные средства. Их роль.
Ритмика, строфика, размер стиха.
Роль произведения в русской и мировой литературе.
Собственная оценка.
Также, не принимай этот план прямо. Я подчёркиваю: план этот опорный. Это не значит, что твой анализ должен начинаться с истории создания. Перед тем как начать писать, хорошо уясни тему и идею данного произведения и начинай анализ отдалёно, опираясь на тему, плавно подходя к произведению.
Не забывай, что анализ - это тоже сочинение, только в нем ты должен большее внимание уделить не сюжету и философским проблемам героев, а структуре произведения, тропам, с помощью которых оно создано, литературным приёмам и тому подобному.
2. Составте план текста в форме повествовательных предложений.
Ассоль увидела, что у ручья, на плоском большом камне, спиной к ней, сидит человек, держа в руках сбежавшую яхту, и всесторонне рассматривает ее с любопытством слона, поймавшего бабочку. Отчасти успокоенная тем, что игрушка цела, Ассоль сползла по обрыву и, близко подойдя к незнакомцу, воззрилась на него изучающим взглядом, ожидая, когда он подымет голову. Но неизвестный так погрузился в созерцание лесного сюрприза, что девочка успела рассмотреть его с головы до ног, установив, что людей, подобных этому незнакомцу, ей видеть еще ни разу не приходилось.
Но перед ней был не кто иной, как путешествующий пешком Эгль, известный собиратель песен, легенд, преданий и сказок. Седые кудри складками выпадали из-под его соломенной шляпы; серая блуза, заправленная в синие брюки, и высокие сапоги придавали ему вид охотника; белый воротничок, галстук, пояс, унизанный серебром блях, трость и сумка с новеньким никелевым замочком – выказывали горожанина. Его лицо, если можно назвать лицом нос, губы и глаза, выглядывавшие из бурно разросшейся лучистой бороды и пышных, свирепо взрогаченных вверх усов, казалось бы вялопрозрачным, если бы не глаза, серые, как песок, и блестящие, как чистая сталь, с взглядом смелым и сильным.
– Теперь отдай мне, – несмело сказала девочка. – Ты уже поиграл. Ты как поймал ее?
Эгль поднял голову, уронив яхту, – так неожиданно прозвучал взволнованный голосок Ассоль. Старик с минуту разглядывал ее, улыбаясь и медленно пропуская бороду в большой, жилистой горсти. Стиранное много раз ситцевое платье едва прикрывало до колен худенькие, загорелые ноги девочки. Ее темные густые волосы, забранные в кружевную косынку, сбились, касаясь плеч. Каждая черта Ассоль была выразительно легка и чиста, как полет ласточки. Темные, с оттенком грустного вопроса глаза казались несколько старше лица; его неправильный мягкий овал был овеян того рода прелестным загаром, какой присущ здоровой белизне кожи. Полураскрытый маленький рот блестел кроткой улыбкой.
1. Прочитайте отрывок из повести А. Грина "Алые паруса". Какие выразительные средства языка вам встретились в тексте, назовите их.
Тип текста данного отрывка называется описанием, для которого характерно большое количество прилагательных (СИНИЕ брюки, СЕРАЯ блуза, ВЫСОКИЕ сапоги) и причастий (волосы, ЗАБРАННЫЕ; пояс, УНИЗАННЫЙ (серебром)), потому что описывается черты и внешний вид главных героев.
Также автор использует сравнения:
- рассматривает ее с любопытством слона, поймавшего бабочку;
- выразительно легка и чиста, как полет ласточки.
План:
1. Незнакомец у ручья.
2. Описание внешности Эгля.
3. Диалог Ассоль с Эглем.
4. Ассоль глазами Эгля.
Отыщ…т пуш…стая шустряга ш…шку и не сп…шит. Просунув зубки-резцы в щель ими, как стамесочками, среж…т чешуйку. Хруп – и всё готово: сем…чко само лез…т в рот, радуя зв…рька свежест…ю и необыкновенно нежным ар…матом. Я стою под разлапистой елью и в б…нокль наблюдаю за знакомой мне белочкой. У неё милая усатая мордочка большие ч…рные глаза уши кисточками и такой пуш…стый хвост, какому поз…виду…т лиса.
2. Составьте план.
3. Какое предложение не соответствует содержанию текста?
1) Чист и прозрачен воздух. 2) Я наслаждаюсь тишиной леса.
3) Я стою под разлапистой елью и в бинокль наблюдаю за знакомой мне белочкой.
4. Стиль текста:
1) Художественный. 2) Научный.
3) Разговорный. 4) Публицистический.
5. Тип текста:
1) Описание. 2) Повествование с описанием. 3) Рассуждение с повествованием.
6. Подберите синонимы к словам ЧУДЕСНАЯ, РАЗНОСИТСЯ, МОГУЧИХ
Чудесное, прозрачен, голоса, разносится, торопливый, зелёными, кочками, бегает, могучих, отыщет, пушистая, шишку, не спешит, срежет, семечко, лезет, зверька, свежестью, ароматом, бинокль, чёрные, пушистый, позавидует.
2)1. Красота леса.
2. Чудесный зверёк.
3. Наблюдение за белочкой.
3)2
4)1
5)
6)Волшебная, чудная, сказочная.
Проносится.
Сильных, смелых, грозных.
Чудесное время весна. Чист и прозрачен воздух. Далеко слышны голоса птиц, отчётливо разносится по лесу торопливый стук дятла. А над синими ручейками, зелёными кочками, мхами и папоротниками бегает в кронах могучих елей белка.
Отыщет пушистая шустряга шишку и не спешит. Просунув зубки-резцы в щель ими, как стамесочками, срежет чешуйку. Хруп – и всё готово: семечко само лезет в рот, радуя зверька свежестью и необыкновенно нежным ароматом. Я стою под разлапистой елью и в бинокль наблюдаю за знакомой мне белочкой. У неё милая усатая мордочка, большие черные глаза, уши кисточками и такой пушистый хвост, какому позавидует лиса.
2. Составьте план.
1) Чудесное время весна.
2) Пушистая шустряга.
3) Наблюдение в бинокль.
3. Какое предложение не соответствует содержанию текста?
2) Я наслаждаюсь тишиной леса.
4. Стиль текста: 1) Художественный
5. Тип текста: 2) Повествование с описанием.
6. Подберите синонимы к словам
ЧУДЕСНАЯ – чудная, дивная, удивительная, волшебная, обворожительная, очаровательная, прекрасная.
РАЗНОСИТСЯ – раздаётся, слышится.
МОГУЧИХ – сильных, крепких, мощных.