№1 подбери к данным словам однокоренные, в которых буквы гласного после шипящиего находится под удорением. Запиши, графически обозначь условия выбора данной орфограммы по обзацу. желтеть, щека, пчела, шелка, печень, тяжеловатый, черстветь, чертить, зачесать, решето, чело.

Желтель-жЁлтый
щека - щЁки
пчела - пчЁлка
шелка - шЁлк
печень - печЁнка
тяжеловатый - тяжЁлый
черстветь - чЁрствый
чертить - чЕртит
зачесать - зачЁс
решето -)
чело -)

желтеть-жЁлтый, щека-щЁки, пчела-пчЁлы, пчЁлка, шелка=шЁлк, печень-печЁнка, тяжеловатый тяжЁлый, черстветь-чЁрствый, чертить=чЕртит, зачесать-зачЁс, решето-реетчатый, решЁтка, чело-чЁлка.

ЕЩЕ ПО ТЕМЕ:
Подберите к данным словам однокоренные, в которых буквы гласного после шипящего находится под ударением. Запиши, графически обозначь условия выбора данной орфограммы по образцу. Образец записи: шерстяной (корень слова - шерст, ударение на последний слог) - шёрстка (корень слова- шёрст). Желтеть, щека, пчелка, шелка, печень, тяжеловатый, черстветь, чертить, зачесать, решето, чело.
Желтеть(корень слова - желт, ударение на последний слог) - жёлтый ( корень жёлт), щека( корень слова - щек, ударение на последний слог) -щёчка( корень щёч), пчела(корень слова - пчел, ударение на последний слог)-пчёлка( еорень пчёл. ударение на Ё) печень(корень слова - печен, ударение на первый слог)-печёнка( корень печён), тяжеловатый(корень слова - тяж, ударение на последний слог)-тяжесть( корень тяж), черстветь(корень слова - черств, ударение на последний слог)-чёрствость( корень чёрств, ударение на Ё),   чертить- чертит, зачесать-чешется, решето-решетка.

1. Желтеть - жёлтый, корень - желт. ударение на последний слог. 2 Щека - щёки, корень - щек, ударение на А. 3. пчелка - ударение на ё, корень пчел 4. шелка - шёлк, корень - шелк, ударение на посл слог. 5. печень - печенка. корень печен, ударение на чен. тяжеловатый - тяжёлый, корень тяжел, ударение на А. 6. черстветь - чёрствый, корень черст, ударение на последний слог. 7. чертить - чёрточка, корень черт, ударение на И в последнем слоге.

1. Раскрыть скобки, вставить буквы, расставить запятые.
1. (На) конец он встал со вздохом и помедлив (не) много ушел в темноту.

2. Он бродил (в) дали (не) приближаясь к людям.

3. Жук укусивш…й Тома за палец был отброш…н проч… а укуш… ый палец мальчик сунул в рот.

4. Его доверие было подорв… о (в) корне.

5. Они схватилис… (в) рукопашную нанося друг (дру­гу) удары и топча траву.

6. Проснувшись (по) утру Том долго (не) мог сообра­зить, где он.

7. Дальше (не) льзя было идти (в) брод.

8. Напряж… о глядя (в) перед он соскользнул в воду.

9. Выбившись из сил они выбегали на песча… ый пляж… кидались (в) растяжку на раскалё… ый песок а (за) тем (с) нов… бросались в воду начиная все (с) начала.

10. Они бросились бежать (в) рассыпную спотыкаясь о корни деревьев и путаясь в диком винограде росш…м (по) всюду.

11. Гек вышел из засады и пошёл за ними (не) слыш­но ступая босыми ногами и держас… (по) одаль.

12. Они обогнули остров встретивш…йся им и пошли под парами (в) верх (из) редк… стреляя из пушки.

13. Это был (по) истине удивительный человек говорящий (по) немецки (по) голландски (по) латыни (по) испански и (по) итальянски.

14. Во время бури оказавшейся (по)истине ужасной нас отнесло к (не) обита…мому острову.

15. (Не) стерпимо хочет…ся обратить в явь овладевш…ю тобою мечту.

16. Внук поглядывая (ис)подлобья что (то) (не) гром­ко говорил дедушке гревш…му у горяч… горевш…го костра руки.

17. В шахтах работать (не) легко а тяжело.

18. В горяч…м цеху работать (не) легко.

19. Вот (не) хотя с ума свела!

20. Такие дела делаются (не) быстро.

2. Раскрыть скобки.

(В) высь подняться – (в) высь небесную взлететь;

(в) век не забыть друга – (в) век технизации;

(в) конец разобидеться – (в) конец переулка уйти;

(в) косую расчертить – (в) косую линейку тетрадь;

(во) время прийти – (во) время урока;

(в) пору сшит костюм – (в) пору испытаний;

(в) растяжку говорить – (в) растяжку отдать обувь;

(в) тайне готовить сюрприз – (в) тайне кроется ответ;

(на) верх взойти – (на) верх склона взойти;

(на) завтра будет праздник – (на) завтра отложить дела;

(на) утро выпал снег – (на) утро строить планы.

1. Наконец он встал со вздохом и, помедлив немного, ушёл в темноту.
2. Он бродил вдали, не приближаясь к людям.
3. Жук, укусивший Тома за палец, был отброшен прочь, а укушенный палец мальчик сунул в рот.
4. Его доверие было подорвано корне.
5. Они схватились врукопашную, нанося друг другу удары и топча траву.
6. Проснувшись поутру, Том долго не мог сообразить, где он.
7. Дальше нельзя было идти вброд.
8. Напряжённо глядя вперёд, он соскользнул в воду.
9. Выбившись из сил, они выбегали на песчаный пляж, кидались врастяжку на раскалённый песок, а затем снова бросались в воду, начиная все сначала.
10. Они бросились бежать врассыпную, спотыкаясь о корни деревьев и путаясь в диком винограде, росшем повсюду.
11. Гек вышел из засады и пошёл за ними, неслышно ступая босыми ногами и держась поодаль.
12. Они обогнули остров, встретившийся им, и пошли под парами вверх, изредка стреляя из пушки.
13. Это был поистине удивительный человек, говорящий по-немецки, по-голландски, по латыни, по-испански и по-итальянски.
14. Во время бури, оказавшейся поистине ужасной, нас отнесло к необитаемому острову.
15. Нестерпимо хочется обратить в явь овладевшую тобою мечту.
16. Внук поглядывая, исподлобья, что-то негромко говорил дедушке, гревшему у горячо горевшего костра руки.
17. В шахтах работать не легко, а тяжело.
18. В горячем цеху работать нелегко.
19. Вот нехотя с ума свела!
20. Такие дела делаются не быстро.
2. Раскрыть скобки.
Ввысь подняться – в высь небесную взлететь;
ввек не забыть друга – в век технизации;
вконец разобидеться – в конец переулка уйти;
вкосую расчертить – в косую линейку тетрадь;
вовремя прийти – во время урока;
впору сшит костюм – в пору испытаний;
врастяжку говорить – в растяжку отдать обувь;
втайне готовить сюрприз – в тайне кроется ответ;
наверх взойти – на верх склона взойти;
назавтра будет праздник – на завтра отложить дела;
наутро выпал снег – на утро строить планы.

Составте вопросительные предложения, используя данные словосочетания. Сколько газет, скольких человек, скольким группам, сколькими значками, в скольких музеях.

В данные предложения вставти подходящие по смыслу вопросительные местоимения. Обратите внимание на формулировки вопросиов, данных справа. (когого года рождения? , который час? , какое место?, в скольких метрах?) 1..... ты года рождения?2. В.... часу начинаются занятия в школе? 3..... место занял ваш отряд в соревнований? 4. В.... метрах от школы находится спортплощадка? 5..... ты делашеь сегодня вечером? ваш, находится, соревнований- морфологический разбор.
Сколько газет прислали на почту сегодня утром?

Скольких человек нужно наградить грамотами за успехи?

Скольким группам вы ещё не выдали нужного снаряжения?

Сколькими значками ты можешь похвастаться передо мной?

В скольких музеях ты побывала в городе Киев?

 

 

 

Сколько газет вы купили?

Скольких человек выгнали с урока?

Скольким группам обявлена благодарность?

Сколькими значками вы поменялись?

В скольких музеях вы успели побывать?

 

 

Какого ты года рождения?

В котором часу начинаются занятия в школе?

Какое место занял ваш отряд в соревнованиях?

В скольких метрахот школы находится спортплощадка?

Что ты делаешь сегодня вечером?