1. Желт-оватый, шерст-яной, за-черств-еть, по-дешев-еть, по-черн-еть, черт-а, шепт-ать, щелч-ок, вы-ше-л. Е поле шипящих
2. Жёст-кий, чёрн-ый, жёлт-ый, чёрств-ый, дешёв-ый, счёт, у-чёт, решёт-ка, чётк-ий, щёлк-ать, подо-шё-л, шёрст-ка, щёточ-ка, чёрт-очка, рас-чёс-ываться, при-чёс-ка, ото-шё-л. Ё после шипящих
3. Крыжовник, шорох. О после шипящих, искл.
агр.. ном, удивительный, помидор, ослепительный, скрипач, комбайн, скрепить, капуста.
No 2 подберите такие однокоренные слова, чтобы ударение в них падало на гласную после шипящих.
Образец: пчелиный-пчёлы.
Причесаться, учебный, шерстяной, желтоватый, шелковистый, чернеть, черта, бечева, дешевизна, жена.
No 3 Определите род существительных. Подберите к ним прилагатель в нужной форме. обозначте известные вам орфограммы.
ОБРАЗЕЦ: НАПРЯЖЁННФЯ-ГОРТАНЬ(Ж. Р)
молодёжь, студенчество, невежество, храбрость, дитя, удаль, рояль, рельс, рябь.
Непроверяемые: агроном, помидор, комбайн, капуста
№2 причесаться-прическа
учебный-учеба
шерстяной-шерсть
желтоватый-желтый
шелковистый-шелк
чернеть-черный
бечева-бечевка
дешевизна-дешевый
жена-жены
№3 золотая молодежь (ж. р)
веселое студенчество(ср. р)
грубое невежество(ср. р)
бесспорная храбость(ж. р)
наивное дитя (ср. р)
молодецкая удаль(ж. р)
классический рояль (м. р)
стальной рельс (м. р)
водная рябь (ж. р)
Снится еще Илье Ильичу большая темная гостиная в родительском доме, с ясеневыми старинными креслами, вечно покрытыми чехлами, с огромным, неуклюжим и жестким диваном, обитым полинялым голубым барканом в пятнах, и одним большим кожаным креслом.
Наступает длинный зимний вечер.
Мать сидит на диване, поджав ноги под себя, и лениво вяжет детский чулок, зевая и почесывая по временам спицей голову.
Отец, заложив руки назад, ходит по комнате взад и вперед, в совершенном удовольствии, или присядет в кресло и, посидев немного, начнет опять ходить, внимательно прислушиваясь к звуку собственных шагов.
В комнате тускло горит одна сальная свечка, и то это допускалось только в зимние и осенние вечера. В летние месяцы все старались ложиться и вставать без свечей, при дневном свете.
Это частью делалось по привычке, частью из экономии. На всякий предмет, который производился не дома, а приобретался покупкою, обломовцы были до крайности скупы.
Они с радушием заколют отличную индейку или дюжину цыплят к приезду гостя, но лишней изюминки в кушанье не положат и побледнеют, как тот же гость самовольно вздумает сам налить себе в рюмку вина.
Обломовцы соглашались лучше терпеть всякого рода неудобства, чем тратить деньги.
Услыхав.. Что один из окрестных молодых помещиков ездил в Москву и заплатил там за дюжину рубашек триста рублей, двадцать пять рублей за сапоги и сорок рублей за жилет к свадьбе, старик Обломов перекрестился и сказал с выражением ужаса, скороговоркой, что «этакого молодца надо посадить в острог».
Они в простоте души понимали и приводили в исполнение единственное употребление капиталов — держать их в сундуке.
2. Определите тип (-ы) речи, представленный (-ые) в абзацах 1 –3.
3. Выпишите из текста слово (-а), вышедшее (-ие) из употребления.
4. Из предложения 1 выпишите слово, образованное путём перехода прилагательного в существительное, разберите это слово по составу.
5. Из абзаца 2 выпишите слова с безударной гласной в корне, проверяемой ударением.
6. Из предложений абзацев 3 – 4 выпишите слова с чередованием гласных в корне.
7. Из абзацев 1 – 2 выпишите слова с гласными о/ё после шипящих.
8. Из предпоследнего абзаца выпишите слово (-а) с непроизносимой согласной.
9. Из абзаца 3 выпишите слово(-а), в котором (-ых) приставка обозначает неполноту действия.
10. Из последнего предложения выпишите словосочетание со связью согласование.
2. Определите тип (-ы) речи, представленный (-ые) в абзацах 1 –3. –повествование с элементами описания в 1-м.; 2 и 3-повествование
3. Выпишите из текста слово (-а), вышедшее (-ие) из употребления.(баркан, дюжина, помещик, острог, молодец)
4. Из предложения 1 выпишите слово, образованное путём перехода прилагательного в существительное, разберите это слово по составу(гост/ин/ая).
5. Из абзаца 2 выпишите слова с безударной гласной в корне, проверяемой ударением.(вечЕр)
6. Из предложений абзацев 3 – 4 выпишите слова с чередованием гласных в корне.(заложив, горит, ложиться)
7. Из абзацев 1 – 2 выпишите слова с гласными о/ё после шипящих(жесткий, почесывая).
8. Из предпоследнего абзаца выпишите слово (-а) с непроизносимой согласной.(окрестных)
9. Из абзаца 3 выпишите слово(-а), в котором (-ых) приставка обозначает неполноту действия. (присядет, прислушиваясь)
10. Из последнего предложения выпишите словосочетание со связью согласование.(единственное упортребление)
туристский-туристический, гуманный-гуманитарный-гумманистический, одеть-надеть.
2) Составте словосочетания, выбрав нужную форму слова в скобках:
благодаря(хорошая погода), вопреки(распоряжение), отзыв(фильм).
3) Исправте предложения, определите, какая норма нарушена.
Сегодня я одела свое лучшее платье. Опытные шофера уверенно вели машины. На встречу пришло трое девушек. Сбрасывая бомбы на мирные поселения, тысячи людей были лишены крова.
Туристическая фирма, туристическая в иза, туристическая поездка
Гуманный поступок
Гуманитарная помощь
Гуманистический подход
Надеть на руку кольцо, надеть пальто, надеть поверх рубашки
Одеть ребенка, одеть больного
2) Благодаря (чему?) хорошей погоде, вопреки (чему?) распоряжению, отзыв (о чем?) о фильме
3) Сегодня я надела с в ое лучшее платье. Опытные водители у в еренно вели машины. На встречу пришло три девушки. После сбрасывания бомб на мирные поселения тысячи людей были лишены крова.
1) Туристский паек, туристская палатка, туристский привал
Туристический билет, туристический курорт, туристический маршрут.
Гуманный поступок, гуманное общество
Гуманитарные науки, гуманитарный институт
Гуманистический подход, гуманистический манифест
Надеть маску, башмак, кольцо
Одеть человека, маникен.
2) Благодаря хорошей погоде, вопреки распоряжению, отзыв о фильме.