Стой - корень, а - суффикс, л - суффикс, нулевое окончание, основа стоя. Смотри, когда я стоит после гласной она делится на звуки. Один звук входит в корень, другой является окончанием. Над буквой "я" пишешь:[й][а]. Звук [й] выделяешь в корень, [а] в суффикс. Вот
Корень - стоя, л - суффикс
звуки-подлежащие, делятся-сказуемое, звуки чего? речи-дополнение, звуки какие? все-опрееление, делятся как? на группы -обстоятельство, группы какие? гласные и согласные - определение. сущ, прил, местоим-подлежащие, второстепеные члены предложения - сказуемое.
1. Постепенно в его сознание начали входить звуки рождающегося дня глухой говор прохожих отдаленный скрип двери громыхание дворницкой метлы сметающий снег с подокон…ика весь (н..) определен…ый гул просыпающ…гося большого города. 2. И судьба его и жизнь и самый характер все у него было как (то) (н..) на что (н..) похоже горячо стран…о и трогательно совсем (н..) (по) писан…ому. 3. Пекашино ра…познают по листве…ице громадному зеленому дереву царстве…о возвышающ…муся на отлогом склоне горы. 4. Одинокий человек в лесу как сорвавшаяся блесна среди огромного озера ищи месяцами (н..) отыщ…шь. 5. Они вышли подышать свеж…м воздухом (н..) смотря на открытые окна в б…раке было жарко. 5. Разбитые дома изрытые воронками м…стовые и тр…туары обугл…н.. Ые стропила закопчен…ые стены все это говорило о войне и о длительной осаде. 6. В передвижении современ…ого человека по планете есть что (то) небрежно щегольское. То он пол…жив л…коток на опущен…ое боковое стекло мчит…ся с ветерком на автомашине то откинувшись удобно на спинку кресла летит в самолете и позавтракав в Москве дума…т о том чем буд…т обедать в Новосибирске то сладко спит на ломких простынях убаюка…ный мягким ходом вагона. 7. У костра вытаращив и…пуга…ные глазенки держась одной рукой за кнут а другую в болтающ…мся рукаве пр…подняв точно защищаясь стоял худенький черноволосый мальчишка в лаптях в изорва…ных штанишках в дли…ном н.. По росту пиджаке обернутом вокруг тела и подпояса…ном пенькой. 8. (Н...) станем уверять что пр…краснее Байкала нет (н...) чего на свете каждому из нас люба и мила своя сторона и для эскимоса как извес…но его тундра и лед…ная пустыня есть венец пр…родного совершенства и богатства. 9. Бес…мысл…но сравнивать отдавая чему (либо) пр…дпочтение льды Гренландии с песками Сахары (С, с)ибирскую (Т, т)айгу со (С, с)реднеруской степью даже Каспий с Байкалом можно лишь передать о них свои впеч…тления. 10. Чудилось, буд(то) к…рчуют сразу весь лес и выд…ра…мые из земли корни и сама земля стонут и вопят от боли.
1. Постепенно в его сознание начали входить звуки рождающегося дня, глухой говор прохожих, отдаленный скрип двери, громыхание дворницкой метлы, сметающей снег с подоконника (Н от корня + Н суффикс), весь неопределенный (слитно, нет противопоставления, суффикс ЕНН) гул просыпающегося (какОГО) большого города.
2. И судьба его, и жизнь, и самый характер - все у него было как-то (то-либо-нибудь-кое - через дефис) ни на что не похоже (устойчивое выражение), горячо, странно (Н в корне + Н суффикс) и трогательно, совсем не по писанному (Н в корне + Н суффикс).
3. Пекашино распознают (РАС перед глухим звуком) по лиственнице (словарное слово) - громадному зеленому дереву, царственно (наречие, суффикс ЕНН) возвышающемуся (какОМУ) на отлогом склоне горы.
4. Одинокий человек в лесу, как сорвавшаяся блесна среди огромного озера, ищи месяцами - не отыщешь (НЕ с глаголами, 1 спр).
5. Они вышли подышать свежим (какИМ) воздухом, несмотря (наречие) на открытые окна, в бараке )(словарное слово) было жарко.
5. Разбитые дома, изрытые воронками мостовые (мост) и тротуары (словарное слово), обугленные (суффиксы ЕНН) стропила, закопченные (суффикс ЕНН) стены - все это говорило о войне и о длительной осаде.
6. В передвижении современного (суффикс ЕНН) человека по планете есть что-то (частица ТО через дефис) небрежно щегольское. То он, положив (корень ЛАГ-ЛОЖ) локоток (локоть) на опущенное (суффикс ЕНН) боковое стекло, мчится (что делает) с ветерком на автомашине, то, откинувшись удобно на спинку кресла, летит в самолете и, позавтракав в Москве, думает (1 спр) о том, чем будет (1 спр) обедать в Новосибирске, то сладко спит на ломких простынях, убаюканный (два yy потому что приставка) мягким ходом вагона.
7. У костра, вытаращив испуганные (приставка на С, потому что корень начинается с глухой) глазенки, держась одной рукой за кнут, а другую, в болтающемся (какОМ) рукаве, приподняв (неполнота действия), точно защищаясь, стоял худенький черноволосый мальчишка в лаптях, в изорванных (две н, потому что приставка) штанишках, в длинном (одна Н от корня, вторая от суффикса) не (отрицание) по росту пиджаке, обернутом вокруг тела и подпоясанном (две н, потому что приставка) пенькой.
8. Не станем (НЕ с глаголами) уверять, что прекраснее (приставка ПРЕ) Байкала нет ничего (наречие, без ударения) на свете, каждому из нас люба и мила своя сторона, и для эскимоса, как известно (известие), его тундра и ледяная (суффикс ЯН) пустыня есть венец природного (словарное слово) совершенства и богатства.
9. Бессмысленно (БЕС приставка, СМЫСЛ корень, на стыке, поэтому СС, суффикс ЕНН) сравнивать, отдавая чему-либо (частица ЛИБО через дефис) предпочтение (приставка ПРЕД), льды Гренландии с песками Сахары, сибирскую тайгу (оба слова нарицательные) со среднеруской степью, даже Каспий с Байкалом, можно лишь передать о них свои впечатления (печать).
10. Чудилось, будто (союз) корчуют сразу весь лес: и выдираемые (чередование дир-дер, суффиск TV - 1 спр) из земли корни, и сама земля стонут и вопят от боли.
картачка 1
Спишите текст, вставьте пропущенные буквы и знаки препинания. Найдите предложение с деепричастным оборотом и выполните его синтаксический разбор. Выполните морфологический разбор деепричастия.
Определите тему текста. Выпишите синонимы, для чего в предложении используется риторический вопрос? Какой способ связи в тексте? Почему утро сказочное? Что означает выражение «цветная музыка росы»?
Ноч…ной стеклодув разв…сил на кончиках травинок хрустальные св…тильники. И теперь ф…нарики ярко засв…тились на утреннем солнце тихо-тихо п…званивая на просыпающемся ветерке. Сказоч…ное утро! Вам приходилось слушать цветную музыку росы?
Карточка № 2
Спишите, расставив знаки препинания. Подчеркните деепричастия. Найдите причастие и надпишите его постоянные признаки. Выполните морфологический разбор одного из деепричастий. Разберите выделенные слова по составу.
Можно ли назвать данные предложения текстом? Почему?
Ветер-гуляка устал от бессонных ночей. Желая отдохнуть в ближайшем перелеске задул снегом просёлочную дорогу попавшуюся на пути и посопев улегся под длинноногими сосенками. Карточка № 3
Спишите текст, расставив пропущенные знаки препинания. Графически объясните их постановку. Выполните разбор одного из деепричастий. Обозначьте звуки над выделенными буквами.
Над Лисьими горами озябшее ноябрьское солнце сжалось в белесый комок подобрав к себе ближе замерзшие лучи.
Кутаясь в сырые облака прячется от порывистого ветра вспоминая то недавнее время когда оно по утрам выкатывалось из-за леса ещё не остывшим за ночь рубиновым шаром.
Карточка 4
Определите главную мысль текста. Спишите, расставьте пропущенные буквы и знаки препинания. Начертите схему первого предложения. Найдите однокоренные слова.
Объясните значение слова мельтешат.
Зацвела черёмуха, наступили холода.
Как бы изв…няясь за принес…нную майскую пр…хладу черёмуха пригл…сила всех насекомых на ча…питие. Уг…щает душистым цветочным напитком.
До поз…него вечера в черёмуховых кустах м…льтешат легк…крылые гости.
Карточка № 5
Спишите текст. Подчеркните деепричастные обороты. Над деепричастиями надпишите вид. Разберите деепричастия по составу. Найдите грамматические основы в первых трёх предложениях.
Вечереет. Вода стихла. Нет криков чаек. Рядом, в глинистую кучу, толстым чёрным носом ткнулся задремавший топляк. Прижался к холодному обрыву, думая переночевать здесь до утра.
Но то ли место не понравилось, то ли сильное течение беспокоило; бревно, сделав полукруг, поплыло дальше, выглядывая чёрной ямкой от сучка следующую пристань.
Ветер-гуляка устал от бессонных ночей. Желая отдохнуть в ближайшем перелеске, задул снегом просёлочную дорогу, попавшуюся на пути и, посопев, улегся под длинноногими сосенками. Постоянные признаки- несовершенное и скорее всего действительное. Деепричастия-желая, посопев. Морфологический разбор: 1 желая(что делая?) -деепричастие
2 н. Ф.-желать Пост. Призн.: несовершенный вид, неизменяемая форма
3 задул снегом просёлочную дорогу (с какой целью?) Желая отдохнуть в ближайшем перелеске
Разбор по составу Жела корень, я суффикс, желая основа слова.
Данные предложения нельзя назвать текстом, так как нет грамотного смыслового содержания и концовки. Ветер улегся под длинноногими сосенками. Что дальше? Без продолжения эти предложения не могут являться текстом. Также текст по объему должен состоять по-хорошему минимум из 3-х или 5-ти предложений, если это описание явления природы.
Над Лисьими горами, озябшее ноябрьское солнце сжалось в белесый комок, подобрав к себе ближе замерзшие лучи.
Кутаясь в сырые облака, прячется от порывистого ветра, вспоминая то недавнее время, когда оно по утрам выкатывалось из-за леса, ещё не остывшим за ночь рубиновым шаром.
Графически объясняю: выделены деепричастные обороты по смысловому содержанию. Прячется от порывистого ветра (что делая?)Кутаясь в сырые облака и вспоминая то недавнее время-это два однородных деепричастных оборота. (в какое время происходило?) когда оно по утрам выкатывалось из-за леса (далее уточнение для рационального понимания) ещё не остывшим за ночь рубиновым шаром. Обозначьте звуки над выделенными буквами это я не могу никак сделать. В онлайне. Остальное через 10 минут напишу. Кофе надо срочно заварить.