Прочитайте словарную статью из "Школьного словообразовательного словаря русского языка" А. Н. Тихонова.


?-о →?-ист-ый →?-ист-о
?-ист-ость

?-ян-ый

?-и-ть →?- и-ть-ся →за-?- и-ть-ся
вы-?- и-ть
о-?- и-ть →о-?- и-ть-ся
по-?- и-ть
Отгадайте, какой корень описан в словарной статье. Напишите первое слово в словообразовательной цепочке.

Скорее всего речь идет о слове "серебро" - оно является началом словообразовательной цепочки... Корень "серебр"... 


СЕРЕБР-о → СЕРЕБР-ист-ый → СЕРЕБР-ист-о
СЕРЕБР-ист-ость

СЕРЕБР-ян-ый

СЕРЕБР-и-ть →  СЕРЕБР- и-ть-ся  → за-СЕРЕБР- и-ть-ся
вы-СЕРЕБР- и-ть
о-СЕРЕБР- и-ть →  о-СЕРЕБР- и-ть-ся
по-СЕРЕБР- и-ть

ЕЩЕ ПО ТЕМЕ:
Выполните морфемный разбор данных слов: корзинка, наивысочайший, посеребрил, по-детски, приплясывая, осмелиться, видимость, блистательный.

Всё, кроме окончания, - основа слов.

 

корзинка

корень корзин-

суф. -к-

оконч -а

 

наивысочайший

приставка наи-

корень -высоч-

суф.  -айш-

оконч.  -ий

основа -высоч- (наи-, -айш- не входят в основу)


 

посеребрил

приставка по-

корень -серебр-

суффиксы:  -и-,   -л-

окончание нулевое

основа: посеребри- (-л- не входит в основу) 

 

по-детски

приставка по-

корень -дет-

суффиксы: -ск-,   -и-

окончания нет (так как это наречие)

 

приплясывая

приставка при-

корень -пляс-

суффиксы: -ыва-, -я-

окончания нет (так как это деепричастие)

 

осмелиться

приставка о-

корень -смел-

суффикс  -и-

окончание  -ть (в некоторых школах разбирают как суффикс - см. в вашем учебнике)

постфикс (суффикс) -ся

основа: осмели... ся

 

видимость

корень вид-

суффиксы:  -им-, -ость-

окончание нулевое

 

блистательный

корень блист-

суффиксы: -а-, -тельн-

окончание -ый

 

Такой разбор этих слов в Морфемно-орфографическом словаре

 

В каждой паре слов левое-производящее, а правое-производное. Докажите это, то есть дайте определение производного слова через производящее, и укажите, на какую морфему удлинилось производное.


трактор-тракторист скорость-сверхскорость
причесать-причесаться серебро-серебристый
красить-перекрасить бригада-бригадир
Трактор-тракторист-человек, ездящий на тракторе, суффикс -ист  

скорость-сверхскорость-быстрее обычной скорости, приставка сверх-
причесать-причесаться- причесать себя, суффикс -ся 

серебро-серебристый-определение предмета, цвета серебра, суффикс -ист, оконч. -ый
красить-перекрасить-переделать предытущий вариант покраски, приставка пере-  

бригада-бригадир-человек, командующий бригадой, суффикс -ир

1. Найдите соответствия: 1) приложение, стоящее после определяемого слова;
2) определение имеет добавочное обстоятельственное значение;
3) распространённое определение, выраженное причастным оборотом, стоящее после определяемого слова;
4) два нераспространённых определения, стоящие после определяемого слова;
5) приложение, относящееся к личному местоимению.

- а) Настало утро, серенькое, тёплое.
- б) Вскоре вышла и хозяйка, женщина пожилых лет.
- в) Трава, сгибаемая ударами ветра и дождя, ложилась на землю.
- г) Оглушённый падением, Григорий еле поднялся на ноги.
- д) Талантливый артист, он всегда пользовался успехом у зрителей.

2. В каких предложениях причастные обороты необходимо обособить? Укажите причину обособления (знаки препинания не расставлены):
1) стоит после определяемого слова;
2) имеет добавочное обстоятельственное значение;
3) относится к личному местоимению.

- а) Под ногами шуршат жёлтые листья покрывающие густым слоем дорожку.
- б) Окутанная мглистым утренним воздухом Москва слабо серебрилась под крылом самолёта.
- в) Волнуемый воспоминаниями я забылся тяжёлым сном.

3. Расставьте знаки препинания в предложениях с обособленными определениями и приложениями:
1) Гроза медленно накоплявшаяся за весь этот жаркий день разразилась с необыкновенной силой.
2) Это был наш сосед студент.
3) Дочь дяди Нина Алексеевна была приятной наружности.
4) Берёзонька красавица лесов проснулась рано от птичьих голосов.
5) Не замеченный никем я вышел из дома и пошёл к лесу.
6) Летний дождь мелкий и тёплый танцевал по тротуару.
7) Капитан Иванов по прозвищу Бывалый был прямым и честным человеком.

4. Отметьте предложения, в которых допущены пунктуационные ошибки:
1) И снился мне, сияющий огнями вечерний пир в родимой стороне.
2) Глаза его маленькие и светлые, остро поблёскивали.
3) Свернувшаяся от мороза листва шуршит под ногами.
4) Утомлённый утренней прогулкой я медленно брёл по алее сада.
5) Мы охотники не очень боимся встречи с хозяином леса.
6) Измученные длинным переходом через горы, туристы всё же продолжали путь.
1) в-3, д-5, а-4, г-2, б-1

2) а) Под ногами шуршат жёлтые листья, покрывающие густым слоем дорожку.-1) стоит после определяемого слова

 - б) Окутанная мглистым утренним воздухом, Москва слабо серебрилась под крылом самолёта.- 2) имеет добавочное обстоятельственное значение;

 в) Волнуемый воспоминаниями, я забылся тяжёлым сном.-3) относится к личному местоимению.

3)    1) Гроза, медленно накоплявшаяся за весь этот жаркий день, разразилась с необыкновенной силой.
 2) Это был наш сосед-студент.
 3) Дочь дяди, Нина Алексеевна, была приятной наружности.
 4) Берёзонька, красавица лесов, проснулась рано от птичьих голосов.
 5) Не замеченный никем, я вышел из дома и пошёл к лесу.
 6) Летний дождь, мелкий и тёплый, танцевал по тротуару.
 7) Капитан Иванов, по прозвищу Бывалый, был прямым и честным человеком.


4) 1,2,4,5,6