голоса мохнатые труженицы-пчёлы?
Ляжешь на землю и начнёшь рассматривать травинку за травинкой, цветик за цветиком, листок за листочком- сколько их, похожих и непохожих друг на друга! Тут и кудрявые ветки муравки, и узорчатая бахрома тысячелистника, и гибкие сабельки осоки. Все они стремятся вверх, навстречу солнцу, раскрыв зонтики, звёздочки, чашечки цветов-голубых, лиловых, жёлтых, белых.
Разве не останавливался ты в восхищении где-нибудь на полянке или в глухом заповедном уголке леса, заглядевшись на нежную весеннюю зелень, на чёрное кружево ветвей среди багреца и золота осенних лип, берёз, клёнов?
Всем сердцем любя родную сторону и любуясь ею, русские люди издавна не только воспевали в песнях и сказках её красоту, но и создавали простые предметы обихода, украшенные яркой нарядной росписью, в которой оживали любимые природные мотивы. Истинными произведениями искусства становятся эти предметы - красивой формы, удобные в пользовании, мастерски исполненные.
Найдите и выпишите однокоренные слова, выделите в них корни.
Травинку-травинкой корень трав. Цветик-цветиком корень цвет. Листок-листочком корень лист. Друг-друга корень друг.
. Однокоренные:
ЛИСТок, ЛИСТочком
ЦВЕТик, ЦВЕТов
поХОЖих, непоХОЖих
разноТРАВЬю, ТРАВинку
ЛЮБя, ЛЮБуясь
- - - - - - - - -
(А это - не однокоренные слова, а просто формы одно и того же слова, их не нужно выписывать:
земли, на земле. Травинку, за травинкой. Друг, на друга. Цветик, цветиком. В лесу, леса. Родной, родную. Красоте, красоту)
С незапамятно древних времен находится в ядре основных слов, на самой глубине словарного состава широко распространенное и известное слово-корень лов. Искони веков, насколько мы можем знать, оно было связано с одним значением – хватанья, поимки. В самых старых наших рукописях мы уже встречаемся со словами, в которые входит этот корен
В «Начальной летописи» под датой 21 мая 1071 года сказано о том, как князь Всеволод за городом Вышгородом в лесах «деял звериные ловы, заметал тенета». Лов уже тогда означало: охота сетью, поимка зверя.
В Поучении Владимира Мономаха тоже говорится, что великий князь много трудился, всю жизнь «ловы дея»: он связал своими руками 10 и 20 диких коней, охотился и на других зверей. Он же сообщает, что «сам держал ловчий наряд», то есть содержал в порядке охоту, конюшню, ястребов и соколов.
Значит, уже в XI веке слова лов, ловчий существовали и были известны русскому народу. Слово лов означало тогда охоту, ловлю сетями или силками. Позднее, несколько веков спустя, оно приобрело иное значение: в многочисленных грамотах Московской Руси упоминаются «бобровые ловы», «рыбные ловы», которые один собственник передает или завещает другому. Очевидно, теперь лов стало значить уже не только действие того, кто охотится, а и место, на котором можно промышлять зверя. Но в обоих этих значениях сохраняется одна сущность: лов – это охота при помощи «поимки» добычи. Один и тот же корень живет и там, и здесь.
И сейчас в нашем языке имеется слово лов. Мы тоже понимаем его не совсем так, как понимал Мономах или московские подьячие времен царя Ивана IV. Иногда мы можем встретить выражение начался подледный лов, закончился осенний лов трески. Здесь слово ловозначает то же, что «ловля рыбы»; начался «лов зайцев» мы не скажем никогда.
Встречается и чуть-чуть отличное от данного употребление слова: На этом омуте самый большой лов. Тут оно как бы обозначает «способность ловиться», оно ближе к слову клев. Но, как и восемь веков назад, для нас совершенно ясна живая связь между всеми этими словами. Во всех них живет и дает им жизнь все тот же самый древний корень -лов-
Слова-родичи, потомки корня -лов- к нашему времени образовали в русском языке обширную семью, большое гнездо.
В 1071 года сказано о том, как князь Всеволод «деял звериные ловы». Лов тогда означало: охота, поимка зверя.
Владимир Мономах много трудился, всю жизнь «ловы дея». Он сообщает, что «сам держал ловчий наряд».
В XI веке слова лов, ловчий были известны русскому народу. Позднее слово приобрело иное значение. Теперь лов означает не только действие, а место, на котором можно промышлять зверя. Но значения сохраняются: лов – это охота.
Сейчас в языке имеется слово лов. Мы понимаем его по-другому, как понимал Мономах. Но, как и тогда, для нас ясна связь между этими словами. Во всех них есть древний корень -лов-
Слова-родичи, потомки корня -лов- к нашему времени образовали в русском языке большое гнездо.
Запереть – запирать, лечь – лежать, горький – горчит, кормушка – вскармливать – кормление, рот – рта, друг – дружный, пирог – пирожок, загар – загореть, кланяться – поклонюсь, ловить – выловленный, земля – земной, возразить – возражение, ходить – хождение, холод – охлаждение, замереть – замирать.
2. Выделить в словах основу и морфемы, которые не входят в основу ():
Весел (каков? ), спросил, преодолеть, преодолевая, мягче, прожаренный, прожарив, жарить, трава у дома, находиться дома, жарко (как? ), пустИте, нашему, по-нашему, укрепляешь, сварить, сваренный, начавшийся, какой-нибудь, требуя, поющий, злющий, почувствовала
Запереть – запирать, лечь – лежать, горький – горчит, кормушка – вскармливать – кормление, рот – рта, друг – дружный, пирог – пирожок, загар – загореть, кланяться – поклонюсь, ловить – выловленный, земля – земной, возразить – возражение, ходить – хождение, холод – охлаждение, замереть – замирать.
[] - корень
[Запер]еть – [запирать], [лечь] – [леж]ать, [горьк]ий – [горч]ит, [корм]ушка – вс[карм]ливать – [корм]ление, [рот] – [рта], [друг] – [друж]ный, [пирог] – [пирожок], [загар] – [загореть], [клан]яться – по[клон]юсь, [лов]ить – вы[лов]ленный, [земля] – [земн]ой, [возразить] – [возражение], [ход]ить – [хождение], [холод] – [охлаждение], [замер]еть – [замирать].
Весел (каков? ), спросил, преодолеть, преодолевая, мягче, прожаренный, прожарив, жарить, трава у дома, находиться дома, жарко (как? ), пустИте, нашему, по-нашему, укрепляешь, сварить, сваренный, начавшийся, какой-нибудь, требуя, поющий, злющий, почувствовала
Основа -весел
Основа-спросил
Основа-преодол
Основа-преодолев
Основа-мягче
Основа-прожарен
Основа-прожар
Основа-жар
Основа-трава у дом
Основа - находит дом
Основа-жарк
Основа-пусти
Основа-нашем
Основа-по-нашему
Основа-укрепля
Основа-свар
Основа-сварен
Основа-начавши
Основа-какой-нибудь
Основа-требуя
Основа-поющ
Основа-злющ
Основа-почувствовал
2 незнаю:3(про морфемы)
Из истории наречия Термин НАРЕЧИЕ встречается уже в древнерусском языке. В этом слове выделяется корень -РЕЧ-, который прежде был многозначным. Слово “речь” когда-то имело среди других значений и значение “глагол”. Поэтому если буквально перевести термин “наречие” на современный язык, то получится слово“наглаголие”. Какая же связь существует между наречием и глаголом? Основная функция наречия - определять глагол, то есть обозначать признак действия. Такую особенность наречия отмечали и древние римляне, которые так его и называли adverbium Слово verbum означает “глагол”, а приставка ad -ПРИ-, то есть буквальный перевод этого слова звучал бы как “приглаголие”. Итак, главную особенность наречия ученые видели в том, что оно должно быть связано с глаголом. Так оно и есть: наречие при глаголе выполняет ту же функцию, что и прилагательное при существительном, уточняя его, сообщая ему четкость. Выдающийся лингвист А. Пешковский говорил, что “в связной речи наречия чаще всего употребляются при глаголе и прилагательном”. 1. Назови стиль и тип речи. 2. Выпиши в столбик все наречия из текста и определи их разряд, каждое из них разбери по составу. 3. Одно из выписанных наречий разбери как часть речи. Попроси больше объяснений следить Отметить нарушение