Лексический разбор слова предполагает анализ слова как лексической единицы русского языка, с указанием:
однозначности-многозначности слова; типа его лексического значения в данном контексте; синонимов; антонимов; происхождения слова; принадлежности слова к общеупотребительной лексике или лексике, ограниченной в употреблении; фразеологических связей слова.Лексический разбор является факультативным видом разбора для школьной практики. Обычно он не даётся в качестве контрольного задания.
Лексический разбор слова должен проводиться при помощи лингвистических словарей: толкового словаря, словаря синонимов, антонимов, омонимов; фразеологического словаря русского языка.
Схема лексического разбора слова:
Определите лексическое значение слова в контексте. Если слово многозначно, укажите другие его значения (при необходимости можно пользоваться толковым словарём русского языка). Установите тип лексического значения в данном контексте: а) прямое; б) переносное. Если значение переносное, охарактеризуйте вид переносного значения. Постройте синонимический ряд для слова в данном значении. Подберите антонимическую пару к данному слову. Определите, является данное слово исконно русским или заимствовано из другого языка. Установите принадлежность анализируемого слова к общеупотребительной лексике или лексике, ограниченной в употреблении. Определите, является ли слово устаревшим. Укажите, входит ли данное слово в состав фразеологизмов. ПримерЗавершив свои операции, фронты один за другим останавливались на достигнутых к весне рубежах. (К. Симонов)
Операция — ряд стратегических действий, проводимых в период наступательных или оборонительных боев (воен., проф.). Слово многозначно: а) хирургическая операция; б) торговая операция; в) финансовая операция; г) почтовые операции. Значение прямое. Синонимический ряд: операция, бой, сражение, военные действия. Слово заимствовано из латинского языка. Слово профессиональной лексики (военная терминология). Слово не является устаревшим, оно входит в активный словарь русского языка.2)Слово имеет не только______, но и _________ значения.
3)Слово с переносным значением в художественном произведении используется как____
2 - не только лексическое, но и грамматическое
3 - выразительное средство
1)Словарный состав языка образуется из лексики.
2)Слово имеет не только одно, но и несколько значений.
3)Слово с переносным значением в художественном произведении используется как
1. Что такое лексическое и грамматическое значение слова?
2. Расскажите об однозначных и многозначных словах; прямом и переносном значении слова.
3. Какие вы знаете выразительные средства языка, основанные на переносном значении слова? Расскажите о них.
4. Расскажите об омонимах и их разновидностях.
5. В чем отличие многозначности слова от омонимии?
6. В чем различие омонимов и паронимов?
7. Расскажите о синонимах: лексических, стилистических, синтаксических.
8. Как проявляется взаимосвязь градации и синонимов?
9. Что вы знаете об антонимах? Что такое контекстуальные антонимы?
10. Расскажите о художественно-выразительных средствах языка, построенных на антонимии.
11. Назовите и охарактеризуйте группы лов русского языка по их происхождению.
12. Что вы знаете о диалектной и специальной лексике, сфере её употребления? Что входит в понятие "специальная лексика"?
13. Расскажите о терминах и профессионализмах. Есть ли между ними различие?
14. Объясните значение слов историзм и архаизм. Какое общее понятие объединяет их? Чем они различаются?
15. Что вы понимаете под термином "неологизмы"? Расскажите о них.
16. Какие толковые словари вы знаете. Назовите их.
17. Расскажите о словарях антонимов, синонимов и других лингвистических словарях.
18. Какие школьные словари у вас есть? Расскажите о них.
1. Лексическое значение слова - это тот смысл, который содержит в себе слово.... Грамматическое значение слова - это определенный набор признаков, позволяющих слову менять свою форму.
2. Прямое и переносное значение слова. При многозначности одно из значений слова является прямым, а все остальные — переносными. Прямое значение слова — это его основное лексическое значение.
4. Омо́нимы ( — разные по значению, но одинаковые по звучанию и написанию слова, морфемы и другие единицы языка.
Смотри в учебнике за пятый класс, там все есть