№1 Осень, глубокая осень! Серое небо, низкие, тяжёлые, влажные облака. Голы и прозрачны становятся сады рощи и леса... Старые деревья давно облетели и только молодые отдельные берёзки сохраняют ещё свои желтоватые листья. Они блистают золотом, когда тронут их косые лучи невысокого осеннего солнца.
№ Осень, глубокая осень! Серое небо, низкие, тяжёлые, влажные облака. Голы и прозрачны становятся сады рощи и леса... Старые деревья давно облетели и только молодые отдельные берёзки сохраняют ещё свои желтоватые листья. Они блистают золотом, когда тронут их косые лучи невысокого осеннего солнца
Имена существительные:13.
Местоимения:3.
Имена прилагательные:14.
Глаголы:5.
В этом тексте больше имён прилагательных, потому что здесь идёт описание осени. А в описаниях чего-либо чаще всего встречется большее количество имён прилагательных, ибо они помогают описать стоящую перед глазами автора картину.
Осень, глубокая осень! Серое небо, низкие, тяжёлые, влажные облака. Голы и прозрачны становятся сады, рощи и леса. Старые деревья давно облетели, и только молодые, отдельные берёзки сохраняют ещё свои желтоватые листья. Они блистают золотом, когда тронут их косые лучи невысокого, осеннего солнца.
Имена существительные: тренадцать
Местоимения: три
Имена прилагательные: четырнадцать.
Глаголы: пять
Вот и лес. Тень и тишина. Статные осины тихонько лепечут над вами. Висячие ветви берез едва шевелятся. Могучий дуб стоит подле красивой липы. Вы едете по узкой дорожке. Большие желтые мухи неподвижно висят в золотистом воздухе и вдруг слетаются. Мошки вьются столбом, светлеют в тени, темнеют на солнце.
Вы въезжаете дальше в лес. Тишина западает в душу, а вокруг так дремотно и тихо. Вот набежал ветер, и зашумели верхушки деревьев. Сквозь прошлогоднюю листву местами растет высокая трава. В придорожной траве выросли грибы под своими масляными шляпками.
«А как хорош лес поздней осенью!» - восклицают грибники. Нет яркого солнца, движения, шума. Сквозь сучья деревьев мирно белеет небо. На липах висят последние зеленые листики. Высокие сухие былинки тихонько шевелятся. Длинные нити блестят на побледневшей траве. Спокойно дышит грудь.(124 слова.)
(По И. С. Тургеневу.)
Грамматическое задание:
1. Из второго абзаца выписать однокоренные слова, разобрать их по составу, указать,
какими частями речи они являются.
2. Выписать по одному существительному, прилагательному, местоимению и глаголу.
Произвести их морфологический разбор.
3. Выписать из 3-го ( 1 вар.), из 4-го ( 2 вар.) предложений все словосочетания и
разобрать их.
4. Найти предложение с прямой речью, составить его схему.
СДЕЛАЙТЕ ГРАМОТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ
1)Растет: раст - корень и основа, ет - окончание. Выросли: вы - приставка, росл - корень, и - окончание; выросл - основа.
2)Существительное - небо, прилагательное - длинные, местоимение - вы, глагол - дышит.
3) Осины (главное слово)- (какие?) - статные (зависимое слово). Лепечут ( главное слово) - (как?) - тихонько ( зависимое слово). Лепечут ( главное слово) - (над кем?) - над вами ( зависимое слово).
Ветви (главное слово) - (какие?) - висячие (зависимое слово). Ветви (главное слово) - (чего?) - берез (зависимое слово). Шевелятся (главное слово) -(как?) - едва ( зависимое слово)
4)" А как хорош лес поздней осенью!» - восклицает грибники. Схема - " прямая речь!"- слова автора.
Осень спустилась на лес, пруды и маленькие речонки. На поверхности прудов по ночам стала появляться тонкая корка льда, а тронутые морозом листья превратились из красных в желтые. Лесные жители стали спешно собирать съестные припасы. Наступила непогода. Потом ударили настоящие морозы. В одну ночь пруд промерз на большую глубину. Крыши бобровых домиков затвердели.
С наступлением зимы бригада лесорубов и пильщиков двинулась в лес. Они расположились лагерем рядом с бобровыми хатками. Люди знали, что у них под боком есть соседи. Эти соседи – важные, трудолюбивые бобры.
Однажды появились индейцы и попытались поймать ценных зверей. Вечером лесорубы узнали об этом. Негодование их было так сильно, что они хотели отправиться в погоню. Задание Морфологический разбор слова:
2-й абзац, 3-е слово;
Выпишите из предложений текста словосочетания, которые соответствуют следующиммоделям (по одному для каждой модели): глаг. + сущ.; сущ. + сущ.; прил. + сущ.
(жирным шрифтом выделены главные слова)
2. Проведите синтаксический разбор предложений: Осень спустилась на лес, пруды и маленькие речонки.
Н. ф. бригада.
Нарицательное, неодушевлённое, женский род, 1-е склонение. Употреблено в форме единственного числа, именительного падежа.
В предложении выполняет роль подлежащего - что? бригада.
2) глаг. + сущ. - двинулась в лес,
сущ. + сущ. на поверхности прудов
прил. +сущ. маленькие речонки
3)
Что? Осень (подлежащее)
Осень что сделала? спустилась (сказуемое)
спустилась куда? на лес, пруды и речонки (обстоятельства места)
речонки какие? маленькие (определение)
Предложение простое, повествовательно, невосклицательное, двусоставное, распространенное, осложнено однородными обстоятельствами.
[– = - и -].