Родное, знакомое всем с детства междометие усыпления ребенка употребляется обычно не в одиночку (баю или бай), а целой цепочкой, иногда даже в уменьшительно-ласкательной форме (баюшки или баиньки). По своему происхождению баю (бай < баю) после отпадения конечного безударного & (ср. Нет < нету) является формой 1-го л. Ед. Ч. Глагола баять «говорить; рассказывать сказки». Таким образом, слово баю-бай оказывается того же корня, что и басня, краснобай и обаятельный.
1. Постепенно в его сознание начали входить звуки рождающегося дня глухой говор прохожих отдаленный скрип двери громыхание дворницкой метлы сметающий снег с подокон…ика весь (н..) определен…ый гул просыпающ…гося большого города. 2. И судьба его и жизнь и самый характер все у него было как (то) (н..) на что (н..) похоже горячо стран…о и трогательно совсем (н..) (по) писан…ому. 3. Пекашино ра…познают по листве…ице громадному зеленому дереву царстве…о возвышающ…муся на отлогом склоне горы. 4. Одинокий человек в лесу как сорвавшаяся блесна среди огромного озера ищи месяцами (н..) отыщ…шь. 5. Они вышли подышать свеж…м воздухом (н..) смотря на открытые окна в б…раке было жарко. 5. Разбитые дома изрытые воронками м…стовые и тр…туары обугл…н.. Ые стропила закопчен…ые стены все это говорило о войне и о длительной осаде. 6. В передвижении современ…ого человека по планете есть что (то) небрежно щегольское. То он пол…жив л…коток на опущен…ое боковое стекло мчит…ся с ветерком на автомашине то откинувшись удобно на спинку кресла летит в самолете и позавтракав в Москве дума…т о том чем буд…т обедать в Новосибирске то сладко спит на ломких простынях убаюка…ный мягким ходом вагона. 7. У костра вытаращив и…пуга…ные глазенки держась одной рукой за кнут а другую в болтающ…мся рукаве пр…подняв точно защищаясь стоял худенький черноволосый мальчишка в лаптях в изорва…ных штанишках в дли…ном н.. По росту пиджаке обернутом вокруг тела и подпояса…ном пенькой. 8. (Н...) станем уверять что пр…краснее Байкала нет (н...) чего на свете каждому из нас люба и мила своя сторона и для эскимоса как извес…но его тундра и лед…ная пустыня есть венец пр…родного совершенства и богатства. 9. Бес…мысл…но сравнивать отдавая чему (либо) пр…дпочтение льды Гренландии с песками Сахары (С, с)ибирскую (Т, т)айгу со (С, с)реднеруской степью даже Каспий с Байкалом можно лишь передать о них свои впеч…тления. 10. Чудилось, буд(то) к…рчуют сразу весь лес и выд…ра…мые из земли корни и сама земля стонут и вопят от боли.
1. Постепенно в его сознание начали входить звуки рождающегося дня, глухой говор прохожих, отдаленный скрип двери, громыхание дворницкой метлы, сметающей снег с подоконника (Н от корня + Н суффикс), весь неопределенный (слитно, нет противопоставления, суффикс ЕНН) гул просыпающегося (какОГО) большого города.
2. И судьба его, и жизнь, и самый характер - все у него было как-то (то-либо-нибудь-кое - через дефис) ни на что не похоже (устойчивое выражение), горячо, странно (Н в корне + Н суффикс) и трогательно, совсем не по писанному (Н в корне + Н суффикс).
3. Пекашино распознают (РАС перед глухим звуком) по лиственнице (словарное слово) - громадному зеленому дереву, царственно (наречие, суффикс ЕНН) возвышающемуся (какОМУ) на отлогом склоне горы.
4. Одинокий человек в лесу, как сорвавшаяся блесна среди огромного озера, ищи месяцами - не отыщешь (НЕ с глаголами, 1 спр).
5. Они вышли подышать свежим (какИМ) воздухом, несмотря (наречие) на открытые окна, в бараке )(словарное слово) было жарко.
5. Разбитые дома, изрытые воронками мостовые (мост) и тротуары (словарное слово), обугленные (суффиксы ЕНН) стропила, закопченные (суффикс ЕНН) стены - все это говорило о войне и о длительной осаде.
6. В передвижении современного (суффикс ЕНН) человека по планете есть что-то (частица ТО через дефис) небрежно щегольское. То он, положив (корень ЛАГ-ЛОЖ) локоток (локоть) на опущенное (суффикс ЕНН) боковое стекло, мчится (что делает) с ветерком на автомашине, то, откинувшись удобно на спинку кресла, летит в самолете и, позавтракав в Москве, думает (1 спр) о том, чем будет (1 спр) обедать в Новосибирске, то сладко спит на ломких простынях, убаюканный (два yy потому что приставка) мягким ходом вагона.
7. У костра, вытаращив испуганные (приставка на С, потому что корень начинается с глухой) глазенки, держась одной рукой за кнут, а другую, в болтающемся (какОМ) рукаве, приподняв (неполнота действия), точно защищаясь, стоял худенький черноволосый мальчишка в лаптях, в изорванных (две н, потому что приставка) штанишках, в длинном (одна Н от корня, вторая от суффикса) не (отрицание) по росту пиджаке, обернутом вокруг тела и подпоясанном (две н, потому что приставка) пенькой.
8. Не станем (НЕ с глаголами) уверять, что прекраснее (приставка ПРЕ) Байкала нет ничего (наречие, без ударения) на свете, каждому из нас люба и мила своя сторона, и для эскимоса, как известно (известие), его тундра и ледяная (суффикс ЯН) пустыня есть венец природного (словарное слово) совершенства и богатства.
9. Бессмысленно (БЕС приставка, СМЫСЛ корень, на стыке, поэтому СС, суффикс ЕНН) сравнивать, отдавая чему-либо (частица ЛИБО через дефис) предпочтение (приставка ПРЕД), льды Гренландии с песками Сахары, сибирскую тайгу (оба слова нарицательные) со среднеруской степью, даже Каспий с Байкалом, можно лишь передать о них свои впечатления (печать).
10. Чудилось, будто (союз) корчуют сразу весь лес: и выдираемые (чередование дир-дер, суффиск TV - 1 спр) из земли корни, и сама земля стонут и вопят от боли.
Давно я д_знавался, почему зябликов зябликами з_вут. Зарянка-ясн_: поет вс_гда (на)заре и нагруднич_к у нее цвета зари. Овсянка-тоже: (на)дорогах всю зиму овес п_дбира_т. А вот почему зяблик-зяблик? Зяблик ведь совсем не зяблик. В_сной прилета_т, как только снег сойдет. Ос_нью часто до (новый) снега задержива_т? ся. А быва_т, кое-где и зиму_т, если корм есть. и все-таки (на)звали вот зяблика зяблик_м.
Этим летом я, каж_т? ся, эту загадку разг_дал. Шел я (по)лесной тропинк_. Слышу-зяблик гр_мит! Здоров_ поет: головку запр_кинул, клюв разинул, на горлышк_ пер_шки др_жат-будто он горл_ водой полощ_т.
Вдруг тучка наплыла на солнце, и лес покрыла густая тень. Зяблик сразу сник, нахохлился, насупился, нос повесил. Сидит недовольный и уныло так произносит: "Тр-р-р-р-рю-р-р-р-рю! " Будто у него от холода зуб на зуб не попадает. Кто такого увидит, сразу подумает: "Ишь, зяблик какой! Чуть солнце за тучку, а он уже нахохлился, задрожал! "
Вот почему зяблик стал зябликом! Недоволен он, что солнце спряталось. Скучно ему без солнца. Не поется! Вот он и брюзжит.
Впрочем, может, я ошибаюсь. Зазузнай-ка лучше сам. Не все же вам готовенькое в рот класть!
ЗАДАНИЯ:
1. Определи, в каком времени употреблены глаголы-сказуемые в этом тексте.
2. Уточни значение настоящего времени: в каких предложениях оно постоянное, а в каких-историческое?
3. Выясни, какая роль у глаголов прошедшего времени? Как ты их узнаешь в этом тексте? Не связаны ли они с повествованием?
4. Составь план из словосочетаний и предложений. Устно изложи текст по плану.
5. Во втором предложении найди изменения слова ЗАРЯ. Определи, какие слова в предложении-его командиры. Выпиши эти словосочетания.
6. Опредили, в каком падеже в них слово ЗАРЯ. Как оно по смыслу поясняет главное слово в каждом словосочетании: одинаково или по-разному?
7. Проверь в двух первых абзацах орфограммы, раскрой скобки и запиши их.
ЗЗ!
Ну славка-черноголовка - понятно: у самчика беретик чёрный на голове.
Зорянка - тоже ясно: поёт всегда на заре и нагрудничек у неё цвета зари.
Овсянка - тоже: на дорогах всю зиму овёс подбирает.
А вот почему зяблик - зяблик?
Зяблики ведь совсем не зяблики. Весной прилетают, как только снег сойдёт, осенью часто до нового снега задерживаются. А бывает, кое-где и зимуют, если корм есть.
И всё-таки назвали вот зяблика зябликом!
Этим летом я, кажется, эту загадку разгадал.
Шёл я по лесной тропинке, слышу - зяблик гремит! Здорово поёт: головку запрокинул, клюв разинул, на горлышке пёрышки дрожат - будто он горло водой полощет. И песенка из клюва так и брызжет: "Витт-ти-ти-ти, ви-чу! " Даже хвостик трясётся!
И тут вдруг тучка наплыла на солнце: накрыла лес тень. И зяблик сразу сник. Нахохлился, насупился, нос повесил. Сидит недовольный и уныло так произносит: "Тр-р-р-р-рю, тр-р-р-р! " Будто у него от холода "зуб на зуб" не попадает, этаким дрожащим голоском: "Тр-рю-ю! "
Кто такого увидит, сразу подумает: "Ишь зяблик какой! Чуть солнце за тучку, а он уже и нахохлился, задрожал! "
Вот почему зяблик стал зябликом!
У всех у них такая повадка: солнце за тучу - зяблики за своё "трю". И ведь не от холода: зимой-то и похолоднее бывает.
Разные на этот счёт есть догадки. Кто говорит - у гнезда беспокоится, кто - перед дождём так кричит. А по-моему, недоволен он, что солнце спряталось. Скучно ему без солнца. Не поётся! Вот он и брюзжит.
Впрочем, может, и я ошибаюсь. Разузнайте-ка лучше сами. Не всё же вам готовенькое в рот класть!
Им. заря́
Род. зари́
Дат. заре́
Вин. зарю́
Тв. зарёй, зарёю
Пр. заре́
Давно я дознавался: почему зябликов зябликами зовут?
Ну славка-черноголовка - понятно: у самчика беретик чёрный на голове.
Зорянка - тоже ясно: поёт всегда на заре и нагрудничек у неё цвета зари.
Овсянка - тоже: на дорогах всю зиму овёс подбирает.
А вот почему зяблик - зяблик?
Зяблики ведь совсем не зяблики. Весной прилетают, как только снег сойдёт, осенью часто до нового снега задерживаются. А бывает, кое-где и зимуют, если корм есть.
И всё-таки назвали вот зяблика зябликом!
Этим летом я, кажется, эту загадку разгадал.
Шёл я по лесной тропинке, слышу - зяблик гремит! Здорово поёт: головку запрокинул, клюв разинул, на горлышке пёрышки дрожат - будто он горло водой полощет. И песенка из клюва так и брызжет: "Витт-ти-ти-ти, ви-чу! " Даже хвостик трясётся!
И тут вдруг тучка наплыла на солнце: накрыла лес тень. И зяблик сразу сник. Нахохлился, насупился, нос повесил. Сидит недовольный и уныло так произносит: "Тр-р-р-р-рю, тр-р-р-р! " Будто у него от холода "зуб на зуб" не попадает, этаким дрожащим голоском: "Тр-рю-ю! "
Кто такого увидит, сразу подумает: "Ишь зяблик какой! Чуть солнце за тучку, а он уже и нахохлился, задрожал! "
Вот почему зяблик стал зябликом!
У всех у них такая повадка: солнце за тучу - зяблики за своё "трю". И ведь не от холода: зимой-то и похолоднее бывает.
Разные на этот счёт есть догадки. Кто говорит - у гнезда беспокоится, кто - перед дождём так кричит. А по-моему, недоволен он, что солнце спряталось. Скучно ему без солнца. Не поётся! Вот он и брюзжит.
Впрочем, может, и я ошибаюсь. Разузнайте-ка лучше сами. Не всё же вам готовенькое в рот класть!
Отметьте номер предложения, где слова, набранные курсивом, НЕ выделяются запятыми.
В 1.
1) Беспечный и весёлый он совсем упал духом.
2) Нигде даже у берега не вспухла вода, не белела пена.
3) Все работают спустя рукава.
4) Тополи покрытые росой наполняли воздух нежным ароматом.
В 2.
1) Ты сказывают петь великий мастерище.
2) Ты с басом Мишенька садись против альта.
3) Нет у меня никого роднее тебя.
4) По словам капитана до ближайшего порта остаётся два дня пути.
В 3.
1) Внизу как зеркало стальное синеют озера струи.
2) Как невесту Родину мы любим.
3) Мне как лицу высокопоставленному не подобает ехать на конке.
4) И сразу становилось как-то спокойно и уютно.
Отметьте номер предложения, в котором на месте пропуска НЕ ставится запятая.
В 4.
1) У Нади в глазах помутилось_и в голове стучало.
2) Мне стало жаль её_и я спешил переменить разговор.
3) Дети бегали и по улицам_и по дорогам.
4) Туман рассеялся_и трава высохла.
В 5.
1) Чувствовалось_что между деревьями бродит ласковый прохладный ветерок.
2) Меня упрекали, но не знаю_в чём.
3) Мне надо знать это_чтобы поверить тебе.
4) Он всегда конфузился_ если приходилось беседовать с людьми.
Отметьте номер предложения, в котором на месте пропуска ставится тире
В 6.
1) Смелые побеждают_трусливые погибают.
2) Он рассуждал так_отцу шутя можно было пожить.
3) И вокруг слышу_зовут меня.
4) Все были оскорблены_и любители бокса, и сторонники культуры.
2) Нигде даже у берега не вспухла вода, не белела пена.
3) Все работают спустя рукава.
В 2.
2) Ты с басом Мишенька садись против альта.
4) По словам капитана до ближайшего порта остаётся два дня пути.
В 3.
4) И сразу становилось как-то спокойно и уютно.
Отметьте номер предложения, в котором на месте пропуска НЕ ставится запятая.
В 4.
1) У Нади в глазах помутилось_и в голове стучало.
2) Мне стало жаль её_и я спешил переменить разговор.
4) Туман рассеялся_и трава высохла.
В 5.
2) Меня упрекали, но не знаю_в чём.
В 6.
1) Смелые побеждают_трусливые погибают.
4) Все были оскорблены_и любители бокса, и сторонники культуры.
В1) 3 В2)4 В3)4 В4)1 В5)2 В6)1