Сегодняшнее наше утро начнем с пушкинских строчек, которые знают, наверно, все - они выбиты и на памятнике Александру Сергеевичу в Москве на Пушкинской площади:
И долго буду тем любезен я народу,
Что чувства добрые я лирой пробуждал,
Что в мой жестокий век восславил я свободу
И милость к падшим призывал.
Почти каждое слово великого русского поэта заключает в себе сложный смысл, над каждым словом можно задуматься, стараясь понять его хотя бы отчасти. Поэтому мы и назовем наши утренние размышления о жизни и о человеке пушкинскими проповедями - на несколько минут сосредоточимся душой и мыслью на одном слове, одном из тех драгоценных высоких слов, без которых слепа, глуха, мертва душа человеческая. Что такое народ? Что такое добрые чувства? Почему - жестокий век? Почему поэт славит свободу? Почему свобода нуждается в восславлении, словно она Бог? Что значит слово милость? И каких людей мы называем падшими?
Начнем со слова милость. Мы с нежностью говорим: милый, милая. Милый тот, кто мил нашему сердцу, кому мы радуемся при встрече, кого любим, кого всегда хотим видеть, по кому скучаем, если его нет. Милость - это любовь, жалость. Если мы любим человека, мы готовы простить ему все - любой недостаток, любой дурной поступок, любую слабость. Отсюда слово помиловать - простить, отнестись с любовью и к такому человеку, которого нам простить трудно.
Люди делают много дурного по отношению друг к другу. Бывает, что кто-то нагрубит, скажет дурное слово, обзовет, испортит настроение. Тогда в сердце рождается злость, желание отомстить. Не так ли?
Но научимся быть милостивыми, научимся не озлобляться, а прощать, проявлять милость - проявлять ту любовь к людям, которая живет в душе каждого из нас. Потому что, когда я злюсь, злоба душит меня, а обидчика может и не затронуть.
Вечером, перед тем как уснуть, подумаем: кого я сегодня простил? К кому отнесся с милостью? Чего от меня сегодня стало в мире больше - злобы или милости?
Задания к тексту:
1. Определите тему, идею, тип речи и стиль данного текста.
2. Составьте простой план текста.
3. Укажи тип связи предложений 2 абзаца.
4. Назови средства связи предложений в тексте.
5. Замените словосочетание “пушкинских строчек”, построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.
6. Подчеркните во втором абзаце определения расскажите об определении как о члене предложение
7. Найдите слова соответствующие морфемной модели: 1) корень, суффикс, суффикс, окончание; 2) приставка, корень, суффикс, суффикс, окончание.
8. Найдите в тексте слова с проверяемыми гласными в корне выпишите их обоснуйте свой выбор
9. Объясните значение слова падший.
10. Выпишите грамматическую основу из первого предложения 4 абзаца.
11. Выпишите из 3 абзаца однокоренные слова и выделите в них корень.
12. Произведите синтаксический разбор предложения со знаком 4
1. Тема:О милости. Идея:- Тип речи: Рассуждение Стиль: Публицистический
2. План текста:
1)Слово Пушкина заключает в себе сложный смысл.
2)Милость-это любовь, жалость
3)Люди делают много дурного по отношению друг к другу
4)Но научимся быть милостивыми, то есть проявлять ту любовь к людям
5)Что от меня сегодня стало в мире больше злобы или милости
3. Цепная (наверное)
4. Лексические средства связи
5.-
6. Сложный, Утренние, человеческая, жестокий, падшими
Определение-это второстепенный член предложения, который обозначает признак предмета и отвечает на вопросы какой? Какая? Какие? Чей? Чья?
7. Строчек Пушкина
8. Великого-величие(нашла только одно)
9. Падший-отвергнутый и опустившийся человек
10. Люди(подлежащее) делают(сказуемое)
11. Милость, милый, милая, мил, помиловать (корень мил)
12.-
2)Текст-группа предложений, связанных между собой по смыслу.
1)В предложении есть основа(сказуемое и подлежащее), а в словосочетании нет. Например: Листик уносил ветер. Это предложение т. к. в нём есть основа, ветер-подлежащие, уносил-сказуемое. красивые цветы-это словосочетание т. к. есть главное (цветы)и зависимое(красивые) слова
2)Текст-это групаа предложениий связанные одной темой и смыслом
3)Безударную гласную в корне мы поверяем родственным словом где эта гласная ударная. пример: водЯной-вОды
4)чу-щу, ча-ща, жи-ши
Пара слов, в которой в корне происходит чередование звуков:
возродить-восходить огород-городить горожанин-гражданин
дружок-дружочек.
Слово в котором отсутствует согласный мягкий звук:
цыган ежик моешь капельки рожь дуги
Пропущенный звук в слове "Мод. ль самолета"-[. ]
При написании. гласной в корне, нужно изменить слово или подобрать однокоренное слово, в котором проверяемая гласная была бы под ударением.
В предложении "Все присходит очень, я чувствую, что лечу, руками не за что уцепиться, внутри замирает, и я не успеваю опомниться, как влетаю в воду"-чередующуюся гласную в корне имеет слово-
СООТВЕТСТВИЕ МЕЖДУ ПАРОЙ СЛОВ И ИХ ЗНАЧЕНИЕМ
1 дверной ключ-скрипичный ключ
2 лететь стрелой-серебряный голосок
3 алмазный-арена
4 айсберг-монолог
5 быстро бежать-лететь на самолете
. прямое значение слова в словосоетании
. переносное значение слова в словосочитании
. однозачные слова
. многозначные слова
. омонимы
Слово с приставкой: на день на край на него на деть
слова одной и той же части речи с противоположным лексическим значением называются.
В предложении "Под березкой стояла скамья. " заимствованным является слово-
горожанин-гражданин(оро//ра и ноль звука//д)(В Российской империи слово «гражданин» официально обозначало «городского обывателя», то есть жителя города, горожанина (от последнего слова и произошло само слово. )
2. Слова, в которых отсутствуют согласные мягкие звуки:
цыган, рожь [ц, г, н] [р, ш]
3. Пропущенный звук в слове "МодЕль самолета"-[ Э ]
4. При написании БЕЗУДАРНОЙ гласной в корне, нужно изменить слово или подобрать однокоренное слово, в котором проверяемая гласная была бы под ударением. (вЕсна - вЁсны, осЕнью- осЕнний)
5. В предложении "Все происходит очень быстро, я чувствую, что лечу, руками не за что уцепиться, внутри замирает, и я не успеваю опомниться, как влетаю в воду"-чередующуюся гласную в корне имеет слово- ЗАМИРАЕТ (мир//мер: замЕрло)
6. 1) дверной ключ-скрипичный ключ (ОМОНИМЫ)
2) лететь стрелой-серебряный голосок (переносное значение слова в словосочетании)
3) алмазный -арена (МНОГОЗНАЧН. )
4 )айсберг-монолог(ОДНОЗНАЧН. слова)
5) быстро бежать-лететь на самолете (прямое значение слова в словосочетании)
7. Слово с приставкой: НАдеть
8. Слова одной и той же части речи с противоположным лексическим значением называются АНТОНИМАМИ (холодно-тепло, добрый-злой, смелость-трусость)
9. Слово"СКАМЬЯ"
(В русском языке слово «банк» является общеупотребительным уже с XVIII в. Слово заимствовано из французского или немецкого и восходит к итальянскому banco – первоначально «скамья, прилавок (менялы)», позже «контора», куда попало из германских языков от bank («скамья»).
Ванька взд…хнул ум…кнул перо и продолжал писать: «А вчерась мне была выволочка. Хозяин выволок меня за волосья на двор и отчесал шпандырем за то что я качал ихнего ребятенка в люльке и по (не)чая(н, нн)ости заснул. А на неделе хозяйка велела мне почистить селедку, а я начал с хвоста, а она взяла селедку и ейной мордой начала меня в харю тыкать. Подмастерья надо мной насмехаются посылают в кабак за водкой и велят красть у хозяев огурцы, а хозяин б(ъ, ь)ет чем попадя. А еды нету (ни)какой. Утром дают хлеба, в обед каши и к вечеру тоже хлеба, а чтоб чаю или щей, то хозяева сами трескают. А спать мне велят в сенях, а когда ребятенок ихний плач…т, я вовсе (не) сплю а качаю люльку. Милый дедушка сделай божецкую милость возьми меня отсюда домой на деревню нету (ни)какой моей возможности. Кланяюсь тебе в ножки и буду вечно бога молить, увези меня (от)сюда, а то помру. »
(А. П. Чехов. «Ванька»)
Устаревшие слова и формы и их современн. употребление:
умокнул-мАкнуть (в чернила)
вчерась -вчера
за волосья -за волосы
отчесал шпандырем-отлупил ремнем
ихнего ребятенка - их ребенка
по нечаянности-нечаянно
ейной мордой-её мордой
подмастерья-ученики
чем попадя- чем попало
нету-нет
божецкую-божескую
на деревню - в деревню
помру-умру