Сверкающих (в скобках надо записать определяемое существительное, так как непостоянные признаки причастия определяем по нему, вопросы задаём от него) – особая форма глагола, причастие.
I Обозначает признак предмета по его действию: каких (сущ.)? Сверкающих.
Н. Ф. – сверкающий.
II Морфологические признаки: постоянные – действительное, настоящего времени, несовершенного вида, невозвратное; непостоянные – во множественном числе, в родительном или предложном падеже (смотрите своё предложение).
III (Каких (сущ.)?) сверкающих – возможно, есть оборот (подчеркните причастие или весь причастный оборот, если он есть, волнистой линией, так как это определение).
I Часть речи, общее грамматическое значение и вопрос.
II Начальная форма (единственное число, мужской род, именительный падеж). Морфологические признаки: 1 разряд причастия (действительное, страдательное); 2 признаки глагола: вид, возвратность, время; 3 признаки прилагательного: а только для страдательных причастий – полная / краткая форма; б для всех причастий – число, род (в единственном числе), падеж (в полной форме).
III Роль в предложении (каким членом предложения является причастие в данном предложении).
насчет причастия не уверена
картачка 1
Спишите текст, вставьте пропущенные буквы и знаки препинания. Найдите предложение с деепричастным оборотом и выполните его синтаксический разбор. Выполните морфологический разбор деепричастия.
Определите тему текста. Выпишите синонимы, для чего в предложении используется риторический вопрос? Какой способ связи в тексте? Почему утро сказочное? Что означает выражение «цветная музыка росы»?
Ноч…ной стеклодув разв…сил на кончиках травинок хрустальные св…тильники. И теперь ф…нарики ярко засв…тились на утреннем солнце тихо-тихо п…званивая на просыпающемся ветерке. Сказоч…ное утро! Вам приходилось слушать цветную музыку росы?
Карточка № 2
Спишите, расставив знаки препинания. Подчеркните деепричастия. Найдите причастие и надпишите его постоянные признаки. Выполните морфологический разбор одного из деепричастий. Разберите выделенные слова по составу.
Можно ли назвать данные предложения текстом? Почему?
Ветер-гуляка устал от бессонных ночей. Желая отдохнуть в ближайшем перелеске задул снегом просёлочную дорогу попавшуюся на пути и посопев улегся под длинноногими сосенками. Карточка № 3
Спишите текст, расставив пропущенные знаки препинания. Графически объясните их постановку. Выполните разбор одного из деепричастий. Обозначьте звуки над выделенными буквами.
Над Лисьими горами озябшее ноябрьское солнце сжалось в белесый комок подобрав к себе ближе замерзшие лучи.
Кутаясь в сырые облака прячется от порывистого ветра вспоминая то недавнее время когда оно по утрам выкатывалось из-за леса ещё не остывшим за ночь рубиновым шаром.
Карточка 4
Определите главную мысль текста. Спишите, расставьте пропущенные буквы и знаки препинания. Начертите схему первого предложения. Найдите однокоренные слова.
Объясните значение слова мельтешат.
Зацвела черёмуха, наступили холода.
Как бы изв…няясь за принес…нную майскую пр…хладу черёмуха пригл…сила всех насекомых на ча…питие. Уг…щает душистым цветочным напитком.
До поз…него вечера в черёмуховых кустах м…льтешат легк…крылые гости.
Карточка № 5
Спишите текст. Подчеркните деепричастные обороты. Над деепричастиями надпишите вид. Разберите деепричастия по составу. Найдите грамматические основы в первых трёх предложениях.
Вечереет. Вода стихла. Нет криков чаек. Рядом, в глинистую кучу, толстым чёрным носом ткнулся задремавший топляк. Прижался к холодному обрыву, думая переночевать здесь до утра.
Но то ли место не понравилось, то ли сильное течение беспокоило; бревно, сделав полукруг, поплыло дальше, выглядывая чёрной ямкой от сучка следующую пристань.
Ветер-гуляка устал от бессонных ночей. Желая отдохнуть в ближайшем перелеске, задул снегом просёлочную дорогу, попавшуюся на пути и, посопев, улегся под длинноногими сосенками. Постоянные признаки- несовершенное и скорее всего действительное. Деепричастия-желая, посопев. Морфологический разбор: 1 желая(что делая?) -деепричастие
2 н. Ф.-желать Пост. Призн.: несовершенный вид, неизменяемая форма
3 задул снегом просёлочную дорогу (с какой целью?) Желая отдохнуть в ближайшем перелеске
Разбор по составу Жела корень, я суффикс, желая основа слова.
Данные предложения нельзя назвать текстом, так как нет грамотного смыслового содержания и концовки. Ветер улегся под длинноногими сосенками. Что дальше? Без продолжения эти предложения не могут являться текстом. Также текст по объему должен состоять по-хорошему минимум из 3-х или 5-ти предложений, если это описание явления природы.
Над Лисьими горами, озябшее ноябрьское солнце сжалось в белесый комок, подобрав к себе ближе замерзшие лучи.
Кутаясь в сырые облака, прячется от порывистого ветра, вспоминая то недавнее время, когда оно по утрам выкатывалось из-за леса, ещё не остывшим за ночь рубиновым шаром.
Графически объясняю: выделены деепричастные обороты по смысловому содержанию. Прячется от порывистого ветра (что делая?)Кутаясь в сырые облака и вспоминая то недавнее время-это два однородных деепричастных оборота. (в какое время происходило?) когда оно по утрам выкатывалось из-за леса (далее уточнение для рационального понимания) ещё не остывшим за ночь рубиновым шаром. Обозначьте звуки над выделенными буквами это я не могу никак сделать. В онлайне. Остальное через 10 минут напишу. Кофе надо срочно заварить.
1. Надо уметь определять спряжение глаголов, от которых образованы причастия.
В действительных причастиях настоящего времени пишутся -УЩ-, -ЮЩ-, если они образованы от глаголов 1 спряжения, и -АЩ-, -ЯЩ-, если образованы от глаголов 2 спряжения: колющий, стелющийся (колоть, стелиться, 1 спр.), строящий, клеящий дышащий (строить, клеить, дышать, 2 спр. )
В страдательных причастиях настоящего времени пишется -ЕМ-, если они образованы от глаголов 1 спряжения, и -ИМ-, если образованы от глаголов 2 спряжения: рассматриваемый (рассматривать, 1 спр.), видимый (видеть, 2 спр.).
2. В существительные переходят причастия: будущее, минувшее, настоящее, раненый, возлюбленный и др.
3. Приставочным, суффиксальным, постфиксальным, приставочно-суффиксальным, приставочно-постфиксальным, приставочно-суффиксально-постфиксальным.
4. Не имеют форм будущего времени.
5. В этом случае нужно помнить, что причастие, как глагольная форма, обозначает признак ПО ДЕЙСТВИЮ. Причастие --это глагольная форма, соединившая в себе признаки глагола и прилагательного. А прилагательное обозначает только признак предмета без вот этого дополнительного признака действия. В различении этих двух слов, краткого прилагательного и краткого причастия, нам поможет заданный вопрос. Причастие ответит на вопросы: что сделан? Что сделана? Что сделано? Что сделаны? А краткое прилагательное, которое к тому же является СКАЗУЕМЫМ, ответит на вопросы: каков? Какова? Каково? Каковы?
Дополните предложения.
1) Причастие -... Форма..., которая обозначает... И отвечает на вопросы.... 2) Причастия, как и глаголы, имеют.... 3) Причастия, как и прилагательные, имеют.... 4) Причастный оборот выделяется на письме.... 5) От глаголов I спряжения действительные причастия настоящего времени образуются от основы глаголов... При помощи суффиксов..., от глаголов II спр.... При помощи суффиксов.... 6) Действительные причастия прошедшего времени образуются при помощи суффиксов... От основы глаголов.... 7) Буква а (я) пишется в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени, если причастие образовано от глагола..., е или и - если от глагола... 8) В предложении краткие страдательные причастия являются....
1. Причастие - форма глагола ( особая), которая обозначает признак предмета по действию, отвечает на вопросы прилагательного какой? Какая? Какое? Какие ?. Причастия могут быть совершенного и несовершенного вида, возвратные и невозвратные, настоящего или прошедшего времени ( будущего нет ! ). Могут быть действительными или страдательными. Имеют краткую или полную форма ( если страдательные ). Они изменяются по родам, числам, падежам ( это непостоянные признаки. Синтаксическая роль( определения, сказуемые, иногда - подлежащие).
2. Действительные сами производят действия, а страдательные испытывают на себе влияние со стороны другого предмета. Ученик, ВЗЯВШИЙ ( сам, действит.) портфель. ВЗЯТЫЙ ( не сам, страдат.) учеником портфель.
3. Общее: они изменяются по числам, родам, имеют настоящее и прошедшее время. Отличие: падежи есть только у полных причастий. Полные и краткие в предложениях могут быть сказуемыми, но полные еще и бывают подлежащими или определениями.
4. Пишется ущ, ющ, ем, ом, если причастия образованы от глагола первого спряжения, пишется им, ащ, ящ, если причастия появились от глагола второго спряжения. ВоркуЮЩий ( от ворковать, 1 спр.), изменяЕМый ( от изменять, 1 спр), лечАЩий ( от лечить, 2 спр.), слышИМый ( от слышать, 2 спр., искл.).
5 Пишется А, если в глаголе, от которого данное слово образовано, А. В остальных случаях - е. УкрашЕННый ( от украсить ), отремонтиров А ННый ( от отремонтиров А ть ).
6. В кратких страдательных причастиях пишется Н ( не исправлеНа( какова ? Краткое). В полных пишется НН, если оно образовано от глагола с приставкой ( ПРИкрепленный), если появилось от глагола совершенного вида ( купленный от купить, сов. В.), если в слове есть суффиксы ОВА, ЕВА ( консервированный ), если к причастиям относятся зависимые слова ( сеяННая кем-то ( з. С.) рожь.)
7. В кратких причастиях Н. НН в кратких причастиях, которые образованы от глаголов и которые стоят во мн. Ч. В женском роде или в среднем, если они образованы от глаголов с приставками или с суффиксами ОВА, ЕВА. Маша РАСсеянна ( есть приставка, ж. Р ).
8. Не - раздельно: с краткими причастиями ( не выполнено), с полными, при которых есть союз А ( не высохшая, а промокшая) или зависимое слово ( не напоенные никем( з. С.)). Не - слитно, если без НЕ не употребляются, если нет з. С. Или противовпоставления с союзом А. ( негодующий взгляд ( нет з. С.), непонятый материал ( нет з. С., нет А )
9. Причастие с зависимым словом - причастный оборот. Выделяется двумя запятыми, если стоит в середине предложения после определямого слова, выделяется одной запятой, если стоит в конце предложения после определямого слова. Если находится до определямого, то чаще всего запятые не ставятся ( за исключением тех случаев, когда оборот имеет обстоятельственное значение). /Оглушенный гулом самолетов /, Ваня опустил голову / ~~~~/ Почему опустил ? Ваня какой ? Запятая, так как есть значение причины. Мишка( опред. Слова ), / ~~~ наряжаемый в костюм /. / Наряжаемый в костюм ~~/ Мишка собрался погулять. Мишка, /наряжаемый в костюм~~/, собрался погулять.
1) причастие - особая форма глагола, которая обозначает признак предмета по действию и отвечает на вопросы какая? Какой? Какое?.
2) причастия, как и глаголы имеют краткую форму.
3) причастия, как и прилагательные имеют род, число и падеж.
4) Причастный оборот выделяется на письме запятыми.
5) От глаголов I спряжения действительные причастия настоящего времени образуются от основы глаголов настоящего времени при помощи суффиксов -ущ, -ющ, от глаголов II спр. Настоящего времени при помощи суффиксов -ащ, -ящ.
6) Действительные причастия прошедшего времени образуются при помощи суффиксов -вш-, -ш- от основы глаголов в инфинитиве.
7) Буква а (я) пишется в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени, если причастие образовано от глагола в инфинитиве, е или и - если от глагола прошедшего времени.
8) В предложении краткие страдательные причастия являются сказуемыми.