Диагностический диктант для 8 класса

Путь к озеру



Было раннее солнечное утро, в зарослях слышались свист, щёлканье, перебранка просыпающихся3 птиц. Меж сонных берегов ползли рваные клочья тумана. Лёгкими порывами ветра его сносило в сторону, к заболоченным зарослям ольхи и ивы. Там, коченея и напитываясь холодом, он превращался в сплошное молоко. 4 Но солнце забиралось всё выше, вытаивая лёгкую изморозь. Туман понемногу растворялся. Берега, освещённые утренним солнцем, отодвинулись в неясной колдовской дымке. 4

Легко представить себе путника, обессиленного, облепленного прожорливым комарьём, который долго бредёт по тайге, сбивая ноги, проваливаясь в зыбкие качающиеся мхи. Но душа его упрямо стремится вперёд, к долгожданному озеру. Сквозь расступившиеся заросли вдруг блеснёт лезвие голубой воды. А за ним откроется сияющее пространство, изрезанное3 белыми гребешками. Только тогда он почувствует, сколь велика душа у этого озера и какова сила его притяжения. Пейзаж без воды слеп и безжизнен. Сколько раз я убеждался в этом! Заглянул в озеро и словно выпрямился, взбодрился. (По О. Ларину.)

(142 слова.)

Грамматическое задание


1. Выписать наречия из 1 абзаца (1 вариант), из 2 абзаца (2 вариант) и указать их разряд по значению.

2. Синтаксический разбор предложения:
Там, коченея и напитываясь холодом, он превращался в сплошное молоко. (1вариант).

Берега, освещённые утренним солнцем, отодвинулись в неясной колдовской дымке. (2 вариант).

3. Морфологический разбор: просыпающихся (1 вариант), изрезанное (2 вариант).

срочноо только правильно, заранее благодарю но именно 3 и 1задание главное, заранее благодарю

1. Выше - наречие места.
Понемногу - меры и степени
Легко - наречие образа действия.
Долго - времени.
Упрямо - образа действия
Вдруг - образа действия
вперёд - места
2. Просыпающихся
просыпающихся—причастие (полное): несовершенный вид, непереходный, настоящее время, действительный залог множественное число, родительный падеж
изрезанное—причастие (полное): совершенный вид, переходный, прошедшее время, страдательный залог средний род, единственное число, именительный падеж

ЕЩЕ ПО ТЕМЕ:

Тематическая проверочная работа по теме «Наречие»

Вариант 1


1. Найдите неверное утверждение.

Наречие – самостоятельная часть речи, которая обозначает признак действия или другого признака.

Наречия зависят только от глагола.

В предложении наречия являются обстоятельством.

Наречия на О-Е, образованные от качественных имён прилагательных, могут иметь степени сравнения.

2. Укажите ряд, в котором все слова – наречия образа и способа действия.

однажды, спокойно, по-осеннему, скоро

издавна, поневоле, назло, внимательно

куда-то, аккуратно, сейчас, вдвое

частенько, быстро, по-новому, невесело

3. Укажите словосочетание с наречием в сравнительной степени.

подниматься выше

леса виднее

синее небеса

чернее полоса

4. Укажите ряд, в котором все наречия пишутся слитно.

(во)первых, (по)хитрому, (не)нароком, (не)жаль

(по)всюду, (на)изусть, (в)дали, (не)зачем

(на)цыпочках, (на)память, (не)вовремя, (без)вести

(волей)неволей, где(нибудь), (кое)куда, (по)лисьи



Прочитайте текст и выполните задания 5 – 12.

(1)Изредка вдоль дороги тянулась рожь. (2)Она уже созрела, стояла недвижно, нежно светлея в темноте. (3)Склонившиеся к дороге колосья ненавязчиво касались моих сапог и рук. (4)Эти прикосновения были похожи на молчаливую, робкую ласку. (5)Воздух был тёплый и чистый. (6)Сильно мерцали звёзды. (7)Пахло сеном и пылью и изредка горьковатой свежестью ночных лугов. (8)За рекой, за лесными далями всё слабее полыхали зарницы…

5. Как можно озаглавить данный текст?

Рожь

Ночью

Перед рассветом

Путешественник

6. Определите верную характеристику текста.

Стиль речи – художественный; тип речи – повествование.

Стиль речи – художественный; тип речи – описание.

Стиль речи – научный; тип речи – рассуждение.

Стиль речи – разговорный; тип речи – описание.

7. Укажите номера предложений, в которых встречаются наречия.

8. Из предложений 5-8 выпишите наречие в сравнительной степени.

9. Из предложения 3 выпишите обстоятельство, выраженное наречием.

10. Из предложений 2-4 выпишите наречие, образованное приставочным способом.

11. Из предложения 2 выпишите словосочетание «наречие + деепричастие».

12. Выпишите грамматическую основу предложения 7.

7 класс

Тематическая проверочная работа по теме «Наречие»

Вариант 2



1. Найдите неверное утверждение.

Главный признак наречия – это неизменяемость, поэтому у слов этой части речи нет и не может быть окончания.

Слова категории состояния в предложениях являются сказуемыми.

Наречия на О-Е, образованные от качественных имён прилагательных, могут иметь степени сравнения.

В словосочетании наречие может быть только главным словом.

2. Укажите ряд, в котором все слова – наречия образа и способа действия:

чуть-чуть, зимой, сначала, неотлучно

здесь, слишком, весело, беззаботно

по-волчьи, невнимательно, медленно, по-осеннему

всюду, дважды, сегодня, намеренно

3. Укажите словосочетание с наречием в сравнительной степени:

девочка красивее

громче гром

загадочнее земля

относиться бережнее

4. Укажите ряд, в котором все наречия пишутся раздельно:

1) (во)первых, (по)хитрому, (не)нароком, (не)жаль

(по)всюду, (на)изусть, (в)дали, (не)зачем

(на)цыпочках, (на)память, (не)вовремя, (без)вести

4) (волей)неволей, где(нибудь), (кое)куда, (по)лисьи



Прочитайте текст и выполните задания А5 – 12.

(1)С полей, с лугов, с вод поднялись туманы и растаяли в небесной лазури. (2)Но в лесу туманы застряли надолго. (3)Солнце поднимается выше, и лучи сквозь лесной туман проникают в глубину чащи. (4)В чаще на них можно смотреть прямо и даже считать. (5)Зелёные дорожки в лесу все будто курятся, туман везде поднимается. (6)Вода пузырьками садится на листья, на хвоинки ёлок, на паучьи сети, на телеграфную проволоку…

5. Как можно озаглавить данный текст?

Капли росы

Туманы

Утро в лесу

Солнечные лучи

6. Определите верную характеристику текста.

Стиль речи – научный; тип речи – рассуждение.

Стиль речи – художественный; тип речи – повествование.

Стиль речи – художественный; тип речи – описание.

Стиль речи – разговорный; тип речи – описание.

7. Укажите номера предложений, в которых встречаются наречия.

8. Из предложений 1- 4 выпишите наречие в сравнительной степени.

9. Из предложения 2 выпишите обстоятельство, выраженное наречием.

10. Из предложений 2-4 выпишите наречие, образованное приставочным способом.

11. Из предложений 1-2 выпишите словосочетание «глагол + наречие».

12. Выпишите грамматическую основу предложения 3.

1. Наречия зависят только от глагола.
2. Частенько, быстро, по-новому, невесело
3. Подниматься выше
4.(по)всюду, (на)изусть, (в)дали, (не)зачем
5. Ночью,
6. Стиль речи – художественный; тип речи – описание.
7. 1, 2, 3, 6, 7, 8
8. Слабее
9. Ненавязчиво 
10. Ненавязчиво 
11. Нежно светлея 
12. Пахло (безличное сказуемое)
2 вариант
1. В словосочетании наречие может быть только главным словом.
2. По-волчьи, невнимательно, медленно, по-осеннему
3. Относиться бережнее
4. На цыпочках, на память, не вовремя, без вести
5. Утро в лесу
6. Стиль речи – художественный; тип речи – описание
7. 2, 3, 4, 5
8. Выше
9. Надолго
10. Надолго
11. Застряли надолго
12. Солнце поднимается, лучи  проникают

От данных существительных образуйте формы предложного падежа с предлогом в. Составьте с ними словосочетания. Особо отметьте варианты окончаний.

Сад, край, отпуск, цех, шкаф, дом, холод, лес, год, цвет, порт, чай.

Работать в(чём?)сад[е]; в (чём?)кра[е] родном; в летнем отпуск[е]; работаю в цех[е]; висит в шкаф[у]; отдыхать в дом[е]; храниться в холод[е]; заблудиться в лес[у]; в новом год[у]; в красивом цвет[у]; в южном порт[е]; в крепком ча[е];

Сад- в саду(у), Я думал весь день как хорошо в саду соседей.

Край - в крае(е), В крае обрыва стоял человек.

Отпуск- в отпуске(е), Все вспоминают с радостью на лице  времени проведенном в отпуске.

Цех -  цехе(е). Папа весь день думал о работе в цехе который он купил.

Шкаф- в шкаф(у), Я прятался весь день в шкафу.

Дом - в доме(е), я знаю, что в доме спит собака.

Холод - в холоде(е), Мы остались в холоде, когда затухла печь.

Лес- в лесу(у)-Мы заблудились в лесу.

Год - в году(у), В году триста шестьдесят пять дней.

Цвет - в цвете(е),

Порт- в порту(у), В порту я встретила друга.

Чай - в чае(е), В чае плавал мусор.

Варианты окончаний в предложном падеже с предлогом в - У, Е.


Укажите вариант правильной расстановки знаков препинания в сложной синтаксической конструкции а) когда первый страх прошёл я глянул кругом- в десяти шагах от нас росли тростники, вдали, над их верхушками, виднелся берег. б) Правильный путь такой: усвой то, что сделали твои предшественники, и иди дальше. в)Шаги на той стороне реки стихли, но, когда мы пошли к броду, на тёмной реке послышалось шлёпанье, и появились какие-то силуэты. Выпишите два оставшихся предложения с неправильно расставленными знаками препинания, устранив пунктуационные ошибки
Верно расставлены знаки препинания в предложении б)


а) Когда первый страх прошел, я глянул кругом — в десяти шагах от нас росли тростники, вдали, над их верхушками, виднелся берег.

в) Шаги на той стороне реки стихли, но, когда мы пошли к броду, на тёмной реке послышалось шлепанье и появились какие-то силуэты.

а) Когда первый страх прошёл, я глянул кругом- в десяти шагах от нас росли тростники, вдали, над их верхушками, виднелся берег.

б) Правильный путь такой: усвой то, что сделали твои предшественники, и иди дальше. - Это правильный вариант предложения.

в)Шаги на той стороне реки стихли, но, когда мы пошли к броду, на тёмной реке послышалось шлёпанье и появились какие-то силуэты