День Победы – самый великий и самый любимый праздник для всех, кто живёт в России.
9 мая – день памяти: весь российский народ в этот день чтит память павших героев; люди несут цветы к их могилам и мемориалам; поют фронтовые песни; чествуют ветеранов – немногих оставшихся в живых.
Морфологический разбор
1)Имя числительное; обозначает порядок предметов при счёте, отвечает на вопрос в который?
2)Н. ф. девятый
А) Постоянные признаки: простое; порядковое.
Б) Непостоянные признаки: употреблено в форме единственного числа, среднего рода, именительного падежа.
3)Образует цельное словосочетание с существительным девятое мая, которое выполняет роль подлежащего.
картачка 1
Спишите текст, вставьте пропущенные буквы и знаки препинания. Найдите предложение с деепричастным оборотом и выполните его синтаксический разбор. Выполните морфологический разбор деепричастия.
Определите тему текста. Выпишите синонимы, для чего в предложении используется риторический вопрос? Какой способ связи в тексте? Почему утро сказочное? Что означает выражение «цветная музыка росы»?
Ноч…ной стеклодув разв…сил на кончиках травинок хрустальные св…тильники. И теперь ф…нарики ярко засв…тились на утреннем солнце тихо-тихо п…званивая на просыпающемся ветерке. Сказоч…ное утро! Вам приходилось слушать цветную музыку росы?
Карточка № 2
Спишите, расставив знаки препинания. Подчеркните деепричастия. Найдите причастие и надпишите его постоянные признаки. Выполните морфологический разбор одного из деепричастий. Разберите выделенные слова по составу.
Можно ли назвать данные предложения текстом? Почему?
Ветер-гуляка устал от бессонных ночей. Желая отдохнуть в ближайшем перелеске задул снегом просёлочную дорогу попавшуюся на пути и посопев улегся под длинноногими сосенками. Карточка № 3
Спишите текст, расставив пропущенные знаки препинания. Графически объясните их постановку. Выполните разбор одного из деепричастий. Обозначьте звуки над выделенными буквами.
Над Лисьими горами озябшее ноябрьское солнце сжалось в белесый комок подобрав к себе ближе замерзшие лучи.
Кутаясь в сырые облака прячется от порывистого ветра вспоминая то недавнее время когда оно по утрам выкатывалось из-за леса ещё не остывшим за ночь рубиновым шаром.
Карточка 4
Определите главную мысль текста. Спишите, расставьте пропущенные буквы и знаки препинания. Начертите схему первого предложения. Найдите однокоренные слова.
Объясните значение слова мельтешат.
Зацвела черёмуха, наступили холода.
Как бы изв…няясь за принес…нную майскую пр…хладу черёмуха пригл…сила всех насекомых на ча…питие. Уг…щает душистым цветочным напитком.
До поз…него вечера в черёмуховых кустах м…льтешат легк…крылые гости.
Карточка № 5
Спишите текст. Подчеркните деепричастные обороты. Над деепричастиями надпишите вид. Разберите деепричастия по составу. Найдите грамматические основы в первых трёх предложениях.
Вечереет. Вода стихла. Нет криков чаек. Рядом, в глинистую кучу, толстым чёрным носом ткнулся задремавший топляк. Прижался к холодному обрыву, думая переночевать здесь до утра.
Но то ли место не понравилось, то ли сильное течение беспокоило; бревно, сделав полукруг, поплыло дальше, выглядывая чёрной ямкой от сучка следующую пристань.
Ветер-гуляка устал от бессонных ночей. Желая отдохнуть в ближайшем перелеске, задул снегом просёлочную дорогу, попавшуюся на пути и, посопев, улегся под длинноногими сосенками. Постоянные признаки- несовершенное и скорее всего действительное. Деепричастия-желая, посопев. Морфологический разбор: 1 желая(что делая?) -деепричастие
2 н. Ф.-желать Пост. Призн.: несовершенный вид, неизменяемая форма
3 задул снегом просёлочную дорогу (с какой целью?) Желая отдохнуть в ближайшем перелеске
Разбор по составу Жела корень, я суффикс, желая основа слова.
Данные предложения нельзя назвать текстом, так как нет грамотного смыслового содержания и концовки. Ветер улегся под длинноногими сосенками. Что дальше? Без продолжения эти предложения не могут являться текстом. Также текст по объему должен состоять по-хорошему минимум из 3-х или 5-ти предложений, если это описание явления природы.
Над Лисьими горами, озябшее ноябрьское солнце сжалось в белесый комок, подобрав к себе ближе замерзшие лучи.
Кутаясь в сырые облака, прячется от порывистого ветра, вспоминая то недавнее время, когда оно по утрам выкатывалось из-за леса, ещё не остывшим за ночь рубиновым шаром.
Графически объясняю: выделены деепричастные обороты по смысловому содержанию. Прячется от порывистого ветра (что делая?)Кутаясь в сырые облака и вспоминая то недавнее время-это два однородных деепричастных оборота. (в какое время происходило?) когда оно по утрам выкатывалось из-за леса (далее уточнение для рационального понимания) ещё не остывшим за ночь рубиновым шаром. Обозначьте звуки над выделенными буквами это я не могу никак сделать. В онлайне. Остальное через 10 минут напишу. Кофе надо срочно заварить.
местоимения? От чего зависят непостоянные признаки местоимений?
2. На какие группы делятся все местоимения? На чём основано это деле-
ние?
3. Дай определение местоимений-существительных, местоимений-
прилагательных и местоимений-числительных.
4. В какой группе записаны разряды местоимений-существительных, а в
какой – местоимений-прилагательных:
а) вопросительные, относительные, неопределённые, отрицательные,
притяжательные, указательные, определительные;
б) вопросительные, относительные, неопределённые, отрицательные,
личные, возвратное?
5. Какую роль играют местоимения в простом и сложном предложениях,
в тексте?
6. Почему местоимения-существительные, местоимения-прилагательные
и местоимения-числительные можно объединить в одну часть речи?
1. Местоиме́ние — самостоятельная часть речи, употребляемая вместо имени существительного, прилагательного, числительного, наречия или его характеристики и указывающая на них, их отношение к иным предметам, явлениям и т. Д.
Постоянные признаки - разряд (личное, возвратное, притяжательное, указательное, определительное).
Непостоянные признаки - род, число, падеж
Порядковые числительные обозначают порядок однородных предметов при счёте и отвечают на вопрос: какой? (какая? Какое? Какие?) — первый день, третий звонок, четвёртый класс, две тысячи пятнадцатый год, тридцать седьмой рейс.
Порядковые числительные образуются, как правило, безаффиксным способом от числительных, обозначающих целые числа: пять — пятый, шесть — шестой, восемь — восьмой, двадцать — двадцатый, сто — сотый. Порядковые числительные первый и второй являются непроизводными (исходными словами).
С точки зрения структуры порядковые числительные распределяются на три группы:
простые: третий, четвёртый, шестой, седьмой, десятый;
сложные (образованы при помощи сложения основ): пятидесятый, шестидесятый, трёхсотый, четырёхсотый, девятисотый;
составные, состоящие из двух и более слов: сорок пятый, триста сорок восьмой, тысяча девятьсот девяносто девятый.*
Морфологические признаки
Порядковые числительные, как и прилагательные, изменяются по родам, числам и падежам: седьмой вагон (ед. Ч.) — седьмые вагоны (мн. Ч.), десятая доля (ед. Ч.) — десятые доли (мн. Ч.).
Изменяются по родам
м. Р. Второй участок четвёртый гол
ж. Р. Вторая половина четвёртая четверть
ср. Р. Второе путешествие четвёртое место
И. П. Первый подъезд восьмая минута
Р. П. Первого подъезда восьмой минуты
Д. П. Первому подъезду восьмой минуте
В. П. Первый подъезд восьмую минуту
Т. П. Первым подъездом восьмой минутой
П. П. (о) первом подъезде (о) восьмой минуте
При склонении составных порядковых числительных изменяется только последнее слово.
И. П. Тысяча девятьсот двенадцатый
Р. П. Тысяча девятьсот двенадцатого
Д. П. Тысяча девятьсот двенадцатому
В. П. Как И. П. Или как Р. П.
Т. П. Тысяча девятьсот двенадцатым
П. П. (о) тысяча девятьсот двенадцатом
Окончания порядковых числительных пишутся так же, как и окончания прилагательных.
При указании даты после порядкового числительного название месяца ставится в родительном падеже: к первому мая, перед тридцать первым декабря, до восьмого марта.
Порядковые числительные в названиях событий и праздников РФ после слов праздник, дата и день ставятся в именительном падеже. Например: К знаменательной дате Девятое мая учащиеся выпустили газету.
Синтаксические признаки
Порядковые числительные могут быть любым членом предложения. Чаще всего, согласуясь с существительными в роде, числе и падеже, выступают в качестве определения.
Вышел пятый номер журнала.
Первый день в лагере был дождливым.
Сто сорок седьмой в Адлер не пришёл.
Наш спортсмен — первый.
Зайдите первого числа.
_____________
* Примечание:
Включение названных слов в разряд числительных является традиционным и опирается исключительно на тесную словообразовательную и семантическую связь порядковых числительных с количественными (ср.: девять — девятый, десять — десятый, тридцать — тридцатый). Близость порядковых числительных к количественным сказывается также в употреблении количественных числительных в значении порядковых, например при обозначении адреса: дом сорок семь, квартира восемнадцать вместо дом сорок седьмой, квартира восемнадцатая.
В языкознании существует и другой подход. Так, Виноградов В. В. И авторы учебников для вузов относят слова с порядковым значением к разряду относительных прилагательных, т. К. 1). Система склонения порядковых слов и прилагательных является единой: второго, второму — смелого, смелому; 2). Образование и морфологическая структура порядковых слов и прилагательных не различаются: тысячный и железный, сороковой и вековой, третий и лисий, пяти-десятый и пяти-угольный; 3). Некоторые порядковые числительные могут приобретать качественное значение, обычно обусловленное фразеологически: первая скрипка, на втором плане.