1. Вскоре узнал он, что ротмистр Минский в Петербурге и живет в Демутовом трактире. Вскоре – наречие времени.
2. Наконец к вечеру приехал он один и хмелен, с убийственным известием: «Дуня с той станции отправилась далее с гусаром». Наконец – наречие времени.
3. Хорошо одетый молодой человек, увидя его, подбежал к извозчику, сел поспешно и закричал: «Пошел!..» Хорошо – наречие образа действия.
4. Он был чрезвычайно весел, без умолку шутил то с Дунею, то с смотрителем; насвистывал песни, разговаривал. Чрезвычайно – наречие меры и степени.
5. Никогда дочь его не казалась ему столь прекрасною; он поневоле ею любовался. Поневоле – наречие причины.
6. Господа проезжие нарочно останавливались, будто бы пообедать, аль отужинать, а в самом деле только чтоб на нее подолее поглядеть. Нарочно – наречие цели.
7. Бывало, барин, какой бы сердитый ни был, при ней утихает и милостиво со мною разговаривает. Милостиво – наречие образа действия.
8. Он расположился у смотрителя, начал весело разговаривать с ним и с его дочерью. Весело – наречие образа действия.
9. «Чего тебе надобно? — сказал он ему, стиснув зубы, — что ты за мною всюду крадешься, как разбойник? Или хочешь меня зарезать? Пошел вон!» — и, сильной рукою схватив старика за ворот, вытолкнул его на лестницу. Всюду – наречие места.
10. Из их разговоров (коими некстати пренебрегают господа проезжающие) можно почерпнуть много любопытного и поучительного. Много – наречие меры и степени.
1. Наречие - это неизменяемая часть речи, которая обозначает признак действия. В предложении наречие чаще всего выполняет функцию
обстоятельства.
2. К обстоятельственным относятся:
наречия времени (когда? С каких пор? До каких пор? Как долго?)
всегда помнить, издавна известный, гулять дотемна, долго готовится;
наречия места (где? Куда? Откуда?) идти впереди, отправить туда, приехать издалека;
наречия причины (почему? Отчего?) ударить сгоряча, герой поневоле;
наречия цели(зачем? Для чего? c какой целью?)уронить нарочно, сказать в насмешку, встретиться специально.
К определительным относятся:
наречия меры и степени (сколько? На сколько? Во сколько? В какой степени? В какой мере?)
много работать, вдвое быстрее, слишком громко, чуть-чуть поднять;
наречия образа и способа действия (показывают каким образом или способом совершается действие) идти пешком, разбить вдребезги, смотреть исподлобья;
качественные наречия (обозначают качество действия)смело ответить, быстро приехать, кое-как сделать, трепетно мерцающая звезда.
3. Если есть зависимое слово - это прилагательное, если нет - наречие: "Синий шарфик лучше (прилагательное), чем красный" и "Мне уже лучше (наречие) "
4. 1. Приставочный — от наречий: долго — не-долго, как — кое-как,
суффиксальный, которым наречия образуются от
— существительных: лето — лет-ом,
— прилагательных: веселый — весел-о,
— числительных: два — дв-ажды,
— глаголов: лежать — леж-а,
— наречий: хорошо — хорош-енько, как — как-нибудь,
приставочно-суффиксальный, которым наречия образуются от
— прилагательных: новый — по-нов-ому, давний — из-давн-а,
— существительных: низ— с-низ-у,
— числительных: трое — в-тро-ем,
— глаголов: догонять — в-догон-ку
— наречий: долго — по-долг-у,
сложение с суффиксацией: мимо + ходить — мимоход-ом.
а) Наречие — это служебная часть речи.
б) В предложении наречия бывают обстоятельствами, сказуемыми, определениями.
в) Наречие — это самостоятельная часть речи.
г) Наречия не изменяются.
д) Наречие объясняет предмет.
е) Наречие обозначает признак действия и признак признака.
2. В каждом столбике найди и укажи наречие:
а) сплошной; д) полночь; и) далёкий;
б) сплошь; е) спрячь; к) далеко;
в) мелочь; ж) брошь; л) удали;
г) отрежь; з) навзничь; м) далёк.
3. Определи группу наречий меры и степени:
а) вдвоём, немного, издали;
б) очень, втрое, совсем;
в) чересчур, наверху, всегда;
г) громко, сверху, вчера;
д) сослепу, накануне, назло;
е) крайне, почти, наверху,
4. Выдели словосочетание, в котором употреблено наречие цели:
а) оскорбили нарочно;
б) шли наугад;
в) работали дружно;
г) вернулись невзначай.
5. Определи значение наречий в каждом из предложений.
Внезапно он понял.
а) причины; б) времени; в) цели; г) образа действия.
Трижды он приходил к нему.
а) причины; б) времени; в) меры и степени; г) образа действия.
Он относился к нему по-товарищески.
а) причины; б) времени; в) меры и степени; г) образа действия.
6. Найди ошибку в определении значения наречия:
а) пошёл утром (времени);
б) жил поблизости (места);
в) задел умышленно (причины);
г) совершенно не узнал (меры и степени);
д) громко запел (меры и степени).
7. Укажи группу указательных наречий:
а) туда, где-то, нигде;
б) всюду, издалека, везде;
в) там, оттуда, тогда;
г) кое-где, где-нибудь, негде.
8. В каждой строке отметь отрицательные наречия:
а) тут, где, негде, где-то;
б) там, ничуть, зачем-то, тогда;
в) зачем, когда, куда, никуда.
9. Определи предложения, в которых употреблены наречия в сравни¬тельной степени.
а) Музыка зазвучала громче.
б) Мы стали говорить тише и вскоре
замолчали.
в) Его голос громче, чем мой.
г) Все товары в этом магазине дороже.
д) Он продавал эту вещь дороже.
10. Выбери предложение, в котором встречается наречие в превосходной степени.
а) Она была красивее других.
б) В этой ситуации он оказался мудрее всех.
в) Спортсмен пробежал дистанцию быстрее всех.
1. В, Г, Е
2. Б-сплошь, з-навзничь, к-далеко
3. Б-очень, втрое, совсем
4. А-оскорбили нарочно
5. Г, в, г
6. Д. Это наречие образа действия
7. В
8. А-негде, б-ничуть, в-никуда
9. А, б, д
10. В
1 - в, г, е
2 - б, з, к
3 - б
4 - а
5 - г, в, г
6 - г
7 - в
8 - а - негде б - ничуть в - никуда
9 - в
10 - б~в
(4)Но вот что-то лё…кое и влаж(н, нн)ое проносится над городом. (5)И вдруг дождь! (6)Да какой! (7)Прямо с голубого неба забили к…сые струи крупные капли как горох застучали по нашим головам и спинам. (8)И тучи нигде (не)видно! (9)Вот только одна (не)большая точно рва(н, нн)ая серая кисея зац…пилась за крышу высотного дома. (10)Неужели из неё бьёт этот весёлый дождь озорник?
(11)Жаркие лучи солнца пронизывали завесу дождя и эти прозрач(н, нн)ые к…сые струи воды к…зались жи…ким светом льющимся с неба.
1) Озаглавьте текст.
2) Какое предложение в наибольшей степени выражает восхищение автора красотой дождя? Назовите его номер.
3) Спишите, вставляя пропущенные буквы и подбирая проверочные слова.
Т…плом, л…лось, св…тлячки, лё…кое, к…сые, зац…пилась, к…зались, жи…ким.
4) Как пишется слово (не)видно (8-ое предложение)?
а) Слитно, это наречие на –о, которое можно заменить синонимом без не.
б) Раздельно, потому что это наречие на –о, которое можно заменить синонимом без не.
в) Раздельно, потому что это глагол.
г) Раздельно, потому что это краткое причастие.
5) Как пишется слово (не)большая (9-ое предложение)?
а) Слитно, потому что это прилагательное.
б) Слитно, потому что это полное причастие без зависимых слов.
в) Слитно, потому что можно заменить слово синонимом без не.
г) Раздельно, потому что можно заменить слово синонимом без не.
6) Выпишите из текста причастие с одной буквой н. Объясните правописание.
7) Где на месте пропуска необходимо поставить запятую?
Прямо с голубого неба (1) забили к…сые струи (2) крупные капли (3) как горох (4) застучали (5) по нашим головам (6) и спинам.
а) 2, 3, 5, 6
б) 2, 3, 4
в) 3, 4
г) 1, 3, 4
8) Найдите прямое дополнение.
а) забили струи
б) лучи солнца
в) пронизывали завесу
г) к…зались светом
9) В каком(их) предложении(ях) есть причастный оборот, который следует выделить запятыми? Назовите номер(а) предложения(ий).
10) Посчитайте, сколько определений в 11-м предложении.
а) 9
б) 10
в) 6
г) 5
11) Выпишите из текста приложение вместе с определяемым словом, приложение подчеркните; поставьте, если это необходимо, тире.
12) Назовите номер(а) предложения(ий), в котором(ых) есть сравнительный оборот.
13) В каких предложениях есть обстоятельство места?
а) 2, 3, 4, 7, 8, 9, 11
б) 2, 3, 4, 7, 8, 10, 11
в) 2, 4, 7, 8, 9, 11
г) 2, 4, 7, 11
14) Определите вид выделенного обстоятельства.
Вот только одна (не)большая точно рва(н, нн)ая серая кисея зац…пилась за крышу высотного дома.
а) места
б) условия
в) образа действия
г) степени
15) Спишите, расставляя пропущенные буквы и знаки препинания. Выделите обстоятельства, укажите их вид.
Несмотря на страх, он (не) убежал.
Я сделал это нароч…но.
Вдали ж…лтеют как бледные пятна огни.
В течение суток горячая вода не шла (из)(за) аварии в котельной.
Всю ночь волны с грох…том обрушивались на берег.
2.Прямо с голубого неба забили косые струи, крупные капли, как горох, застучали по нашим головам и спинам. Предложение №7
3.Теплом - тёплый, лилось - лился, светлячки - светлый, лёгкое легонько, косые - кос - это корень с чередованием, пишется буква о, потому что после корня нет суффикса а, зацепилась - цепкий, казались - кажется, жидким - жиденький.
4.г)
5. в)
6.Рваная, пишется одна буква н, потому что нет приставки(кроме не), нет зависимого слова, не образовано от глагола совершенного вида.
7.б)
8.в)
9.1),9),11)
10.г)
11.Дождь-озорник(озорник - приложение, подчёркивается волнистой чертой)
12.3),7), а в 11)и 2) - метафоры(скрытые сравнения)
13.1)
14.выдели обстоятельство
15.Несмотря на страх, он не убежал.
Я сделал это нарочно.(обстоятельство образа действия)
Вдали желтеют, как бледные, пятна огни.(обстоятельство места)
В течение суток горячая вода не шла из-за аварии в котельной.(обстоятельство причины)
Всю ночь(обстоятельство времени) волны с грохотом(обстоят. образа действия) обрушивались на берег.