То(же) от(туда) с(боку) не(заметно) не)(отступно) в(четвёртом) по)(двое) по)(трое) на(стеж)
Наречия, образованные от местоимений:
зачем, затем, отчего, оттого, почему, потому,
поэтому, совсем, вовсю, вовсе, вничью.
Примечание. Эти наречия следует отличать от местоимений с предлогами.
Сравните: Зачем (с какой целью?) у вас я на примете?
За чем (за каким предметом?) пойдёшь, то и найдёшь;
наречия, образованные от собирательных числительных
с помощью приставок в-, на-:
впятером, вдвое, надвое, вшестеро;
наречия, образованные от прилагательных
с помощью приставок в-, на-, за-, из-, до-, с-, по- и суффиксов -о(е), -а, -у:
влево, вкратце, настрого, затемно, издавна, дотемна, справа, подолгу;
наречия, образованные от прилагательных
с помощью приставок в-, на-, за- и суффикса -ую:
сварить яйцо вкрутую, идти напрямую ( но: в открытую ).
Исключение: на попятную, на мировую, на боковую.
Примечание. Пишутся раздельно наречия, состоящие из предлога,
оканчивающегося на согласную и существительного или прилагательного,
начинающегося с гласной буквы:
в открытую, с изнанки, в общем, в упор, без устали, без удержу;
наречия, образованные присоединением приставок (за искл. Кое- )
к самим же наречиям:
повсюду, оттуда, извне, донельзя, назавтра, задаром, послезавтра.
Пишутся слитно наречия с пространственным и временным
значением, имеющие в своём составе верх, низ, перед, зад, высь, даль,
глубь, ширь, начало, конец, век:
вверху, ввысь, вдали, вначале.
Раздельно эти слова пишутся только при наличии в самом
предложении пояснительного слова к ним:
в глубь леса, в даль туманную, в начале года.
Запомнить: сверху донизу, сверху вниз, снизу вверх.
Наречия пишутся слитно, если между предлогом (приставкой) и
существительным, из которого образовалось наречие, не может
быть без изменения смысла вставлено определение или если к
существительному не может быть поставлен падежный вопрос:
вброд, вначале, кстати, наизнанку, напролом, отчасти, втайне, кряду.
Подобные наречия надо отличать от похожих наречных сочетаний.
Сравните: потянуться вбок — толкнуть в (правый) бок,
лежать врастяжку (вытянувшись) — отдать обувь в (повторную) растяжку.
Тоже, оттуда, сбоку, незаметно, неотступно, в четвертом, по двое, по трое, настеж.
Купание в реке
Обоз расположился в стороне от деревни около реки. Солнце жгло по-вчерашнему, воздух был неподвижен и уныл. От жары было некуда деться. На берегу стояло несколько верб, но тень от них бесполезно падала в воду. Вода в реке, голубеющая от отражающегося в ней неба, страстно манила к себе.
Дымов и Кирюша быстро разделись и попадали с громким криком в воду. Тихо журчавшая речка огласилась фырканьем, плеском, криком. Егорушка, разбежавшись, прыгнул с вышины в речку. Описав в воздухе дугу, он глубоко погрузился, но дна не достал. Какая-то сила подхватила его и понесла обратно наверх. Он нырнул, фыркая, пуская пузыри. Вскоре Егорушка подплыл к берегу и стал шарить около камышовых кореньев.
По А. П. Чехову (78 слов)
Задание:
1) Сделайте синтаксический разбор последнего предложения первого абзаца. Обозначьте в нём все части речи.
2)Найдите и разберите по составу 3 наречия.
3)Составьте и запишите предложения с фразеологизмами:
в два счёта.
1) Вода в реке, голубеющая от отражающегося в ней неба, страстно манила к себе. Это предложение повествовательное, невосклицательное, распространённое, двусоставное, простое, осложнено причастным оборотом.
Подлежащее - вода, сказуемое - манила.
манила (где?) в реке - обст. Места; манила (куда?) к себе - обст. Места; манила (как?) страстно - обст. Образа действия
Причастный оборот выполняет роль определения.
2) Наречия не выделены!
3) Такую сложную задачу решит разве что человек семи пядей во лбу.
Серёжка-то наш такой талантливый! Всё на лету схватывает!
Показывая маме дневник, я чуть со стыда не сгорел!
Хозяйка вышла из себя и начала рвать и метать.
Этого достаточно?
Задачи:
Образовательные: повторить правила правописания не с разными частями речи; формирование умения находить наречия с приставками не-, ни- и применять правила правописания. Развивающие: развивать творческие способности учащихся; расширять словарный запас учащихся за счёт употребления в речи наречий. Воспитательные: воспитывать интерес к изучению предмета.– Объясните правописание не с разными частями речи:
(Не)доброе слово, (не)выполненное поручение, задание (не)выполнено, (не)сделанные вовремя уроки, (не)ряшливо одетый человек, (не)живёт рядом, книга (не)большая, но интересная; друзья в (не)счастье познаются, (не)теряя ритма.
Вывод. Формулируется правило написания не с разными частями речи.
– Вспомните и назовите отрицательные местоимения.
– Как они образуются? Приведите примеры.
– Объясните, как образованы данные наречия?
Пример:
Некуда <–– куда никуда <–– куда
Некогда <–– когда никогда <–– когда
Неоткуда <–– откуда ниоткуда <–– откуда
– Вспомните, когда в отрицательных местоимениях пишется не-, а когда ни-?
– Сравните написание отрицательных наречий.
– Сформулируйте правило написания отрицательных наречий.
7 вопросов – просто чудо!
Их запомнить можно так:
Где? Когда? Куда? Откуда?
Почему? Зачем? И Как?
– Образуйте при помощи приставок отрицательные наречия. Какие слова в этом ряду лишние? Почему?
Тест. В каком словосочетании выделенное слово – наречие, которое с не пишется слитно:
а) (не)(за)(что) благодарить;
б) работать (не)(за)(чем);
в) ждать(не)(от)(кого).
Итоги:
– Когда в отрицательных наречиях пишется не-, а когда ни- ?
1. Далеко ВПЕРЕДИ подавал свой могучий голос "Суворов" - наречие (не требует после себя определенного падежа; можно употребить эту фразу и без наречия).
ВПЕРЕДИ (чего?) нашего отряда взвились трёхцветные ракеты.- предлог. (нужен определенный падеж; опустить его нельзя).
2. Спокойнее идти ПОСЕРЕДИНЕ (чего?) улицы.- предлог (нужен определенный падеж; опустить его нельзя).
У собаки белый треугольник на груди, одно ухо торчком, а другое будто сломано ПОСЕРЕДИНЕ.- наречие (не требует после себя определенного падежа; можно употребить эту фразу и без наречия).