От вопросительных наречий ( где, куда, откуда, как и др. )
с помощью приставок не- и ни- образуются отрицательные наречия.
В отрицательных наречиях под ударением пишется приставка не-,
а без ударения – ни-:
негде остановиться, нигде не найти места.
Примечание
Надо отличать местоименные наречия от отрицательных местоимений:
никто, ничто, некого, нечего, никакой, ничей.
При этих местоимениях, когда есть предлог, не и ни пишутся раздельно,
например: ни у кого, не у кого, ни на какой, ни в чьей.
Отрицательные местоимения отвечают на падежные вопросы
или на вопросы какой? чей?
Купание в реке
Обоз расположился в стороне от деревни около реки. Солнце жгло по-вчерашнему, воздух был неподвижен и уныл. От жары было некуда деться. На берегу стояло несколько верб, но тень от них бесполезно падала в воду. Вода в реке, голубеющая от отражающегося в ней неба, страстно манила к себе.
Дымов и Кирюша быстро разделись и попадали с громким криком в воду. Тихо журчавшая речка огласилась фырканьем, плеском, криком. Егорушка, разбежавшись, прыгнул с вышины в речку. Описав в воздухе дугу, он глубоко погрузился, но дна не достал. Какая-то сила подхватила его и понесла обратно наверх. Он нырнул, фыркая, пуская пузыри. Вскоре Егорушка подплыл к берегу и стал шарить около камышовых кореньев.
По А. П. Чехову (78 слов)
Задание:
1) Сделайте синтаксический разбор последнего предложения первого абзаца. Обозначьте в нём все части речи.
2)Найдите и разберите по составу 3 наречия.
3)Составьте и запишите предложения с фразеологизмами:
в два счёта.
1) Вода в реке, голубеющая от отражающегося в ней неба, страстно манила к себе. Это предложение повествовательное, невосклицательное, распространённое, двусоставное, простое, осложнено причастным оборотом.
Подлежащее - вода, сказуемое - манила.
манила (где?) в реке - обст. Места; манила (куда?) к себе - обст. Места; манила (как?) страстно - обст. Образа действия
Причастный оборот выполняет роль определения.
2) Наречия не выделены!
3) Такую сложную задачу решит разве что человек семи пядей во лбу.
Серёжка-то наш такой талантливый! Всё на лету схватывает!
Показывая маме дневник, я чуть со стыда не сгорел!
Хозяйка вышла из себя и начала рвать и метать.
Этого достаточно?
Задачи:
Образовательные: повторить правила правописания не с разными частями речи; формирование умения находить наречия с приставками не-, ни- и применять правила правописания. Развивающие: развивать творческие способности учащихся; расширять словарный запас учащихся за счёт употребления в речи наречий. Воспитательные: воспитывать интерес к изучению предмета.– Объясните правописание не с разными частями речи:
(Не)доброе слово, (не)выполненное поручение, задание (не)выполнено, (не)сделанные вовремя уроки, (не)ряшливо одетый человек, (не)живёт рядом, книга (не)большая, но интересная; друзья в (не)счастье познаются, (не)теряя ритма.
Вывод. Формулируется правило написания не с разными частями речи.
– Вспомните и назовите отрицательные местоимения.
– Как они образуются? Приведите примеры.
– Объясните, как образованы данные наречия?
Пример:
Некуда <–– куда никуда <–– куда
Некогда <–– когда никогда <–– когда
Неоткуда <–– откуда ниоткуда <–– откуда
– Вспомните, когда в отрицательных местоимениях пишется не-, а когда ни-?
– Сравните написание отрицательных наречий.
– Сформулируйте правило написания отрицательных наречий.
7 вопросов – просто чудо!
Их запомнить можно так:
Где? Когда? Куда? Откуда?
Почему? Зачем? И Как?
– Образуйте при помощи приставок отрицательные наречия. Какие слова в этом ряду лишние? Почему?
Тест. В каком словосочетании выделенное слово – наречие, которое с не пишется слитно:
а) (не)(за)(что) благодарить;
б) работать (не)(за)(чем);
в) ждать(не)(от)(кого).
Итоги:
– Когда в отрицательных наречиях пишется не-, а когда ни- ?
Зорька и Филька жили дружно. За тёлкой повсюду смешно ковылял гусёнок. Оленькин папа повесил рукомойник на дерево, и девочка часто мыла здесь лицо и руки. Однажды слышит Оля шум у рукомойника. Тихо приоткрыла она дверь, смотрит и удивленно вскрикивает. Зорька подталкивает мордочкой стерженек рукомойника и пьёт. Вода стекает вниз, скапливается на земле, а гусенок купается в лужице. Он забавно вертит головой и приседает от удовольствия.
(Как?)Жили дружно (Когда?)часто мыла
(Как?) смешно ковылял
(Как?) тихо приткрыла
(Как?) удивлённо вскрикивает
(Как?) забавно вертит наречия, обознач. место/направ. действия
повсюду ковылял
повесил на дерево
стекает вниз
скапливается на земле