6 глава
Небольшая серебряная лампадка, ПЕРЕД НИМ ВИСЕВШАЯ, чуть-чуть озаряла его.
Он с любопытством рассматривал сии земляные стены, НАПОМИНАВШИЕ ЕМУ КИЕВСКИЕ ПЕЩЕРЫ.
Она была наполнена СИДЕВШИМИ В РАЗНЫХ ПОЛОЖЕНИЯХ У СТЕН солдатами, слугами, псарями.
Бросила прочь она от себя платок, отдернула НАЛЕЗАВШИЕ НА ОЧИ длинные волосы косы своей и вся разлилася в жалостных речах.
1. Привычка усладила горе, неотразимое ничем.
2. Но, страстью пылкой утомлённый, не ест, не пьёт Руслан влюблённый.
3. Я встретил юношу, читающего книгу.
Предложения с деепричастным оборотом:
1. Покинув север наконец, пиры надолго забывая, я посетил Бахчисарая в забвение дремлющий дворец.
2. Журчит во мраморе вода и каплет хладными слезами, не умолкая никогда.
3. И жил он на брегах Дуная, не обижая никого.
Всё позаимствовано у А. С. Пушкина.
А. Второстепенные члены предложения распространяют только грамматическую основу.
Б. По способу выражения определения делятся на согласованные и несогласованные.
В. Прямое дополнение может относиться только к глаголам и выражается только винительным падежом.
Г. Подлежащее может выражаться различными частями речи.
1. Выпишите предложение, в котором подлежащее выражено наречием.
А. В доме напротив зажгли свет.
Б. «Спозаранку» - слово с тремя приставками и двумя суффиксами.
В. Весь день стоит как бы хрустальный. Г. Ночью месяц тускл.
1. Выпишите предложение с составным глагольным сказуемым.
А. Обнялись облака и уснули без грусти. Б. Я начал строить новый дом.
В. Мир кажется мне книгой бесконечной. Г. Об осеннем лесе буду сказку сказывать.
1. Выпишите предложение с составным именным сказуемым.
А. Лесной полумрак заискрился нитями лучей. Б. Ночи были ясные и по-весеннему тёплые.
В. Ребята будут купаться в реке. Г. Почему ты долго был на улице?
1. Выпишите предложение, в котором нужно поставить тире между подлежащим и сказуемым.
А. Мир без книг мир дикарей. Б. Жизнь коротка искусство долговечно.
В. Я всем чужой. Г. Ласковое слово что весенний день.
1. Выпишите предложение, в котором выделенное слово является дополнением.
А. Часовой стережёт объект. Б. Море посылало на берег влажность.
В. Ветер кружит опавшие листья. Г. Воск со свечи оплыл на салфетку.
1. Найдите предложение с косвенным дополнением.
А. Я окно распахнул. Б. Морячок играл старинный вальс.
В. Слепит глаза реки далёкой дрожь. Г. Старуха пряла свою пряжу.
1. Укажите предложения, в которых дополнение выражено глаголом в неопределённой форме.
А. Николай надеялся успеть к обеду домой.
Б. Любить природу – значит любить Родину.
В. Цель литературы – помогать человеку понимать самого себя.
Г. Он приезжал домой пообедать.
1. Найдите предложение с несогласованным определением.
А. По сторонам дороги росли кудрявые дубы.
Б. Пряди различной длины торчали из-под его берета.
В. И тридцать витязей прекрасных чредой из вод выходят ясных.
Г. Люблю дымок спалённой жнивы.
1. Найдите предложение с обстоятельством цели.
А. Вадим часто заезжал сюда послушать музыку.
Б. Широкое пространство всегда владело сердцами русских.
В. Слегка накрапывал дождик.
Г. Ветер постепенно стихает.
1. Выпишите предложение и выполните его разбор по членам.
Солнце быстро разъедает непрочный весенний лёд.
1. Укажите предложения, где обстоятельства выделяются запятыми.
А. Лёд несмотря на раннюю оттепель не успел растаять.
Б. Внизу как зеркало стальное синеют озера струи.
В. Бакланы гомонят издавая хриплые каркающие звуки.
Г. Пингвины неуклюже переваливаются неторопливо переставляют сильные ноги.
1. *Составьте 3 словосочетания с разными видами синтаксической связи.
1. *Составить 3 предложения с тире между подлежащим и сказуемым
Часть 2*
Прочитайте текст и выполните задания 1-5
1) Учась в гимназии, Гоголь играл во многих пьесах, поставленных на сцене ученического театра. 2) Удачны были в его исполнении женские роли, особенно роль помещицы Простаковой в «Недоросле» Фонвизина.
3) Сюжет «Ревизора» подсказан Гоголю Пушкиным. 4) Комедия была написана в течение двух месяцев, и впоследствии драматург, волновавшийся за будущее пьесы, присутствовал на репетициях, давая актёрам ценные советы. 5) Его сатира была остра, как нож, разящий врага.
Задание 1: укажите номера предложений, в которых встречается обстоятельство, выраженное деепричастным оборотом.
Задание 2: укажите номера предложений, в которых встречается составное именное сказуемое.
Задание 3: укажите средство языковой выразительности, встречающееся в предложении 5.
Задание 4: укажите номера предложений, в которых содержится причастный оборот. Каким членом предложения он является?
Задание 5: укажите номер предложения, в котором встречается производный предлог.
1. *Составить 3 предложения с тире между подлежащим и сказуемым
Часть 2*Укажите предложения, где обстоятельства выделяются запятыми.
А. Лёд несмотря на раннюю оттепель не успел растаять.
Б. Внизу как зеркало стальное синеют озера струи. Цель литературы – помогать человеку понимать самого себя. Ночи были ясные и по-весеннему тёплые. Прямое дополнение может относиться только к глаголам и выражается только винительным падежом.
Второстепенные члены предложения распространяют только грамматическую основу.
«Спозаранку» - слово с тремя приставками и двумя суффиксами.
Я начал строить новый дом.
Ночи были ясные и по-весеннему тёплые.
Мир без книг мир дикарей.
Слепит глаза реки далёкой дрожь
Люблю дымок спалённой жнивы.
1. Выпишите предложение и выполните его разбор по членам.
Солнце быстро разъедает непрочный весенний лёд
Солнце - подлежащее. Разъедает - сказуемое, быстро - обстоятельство, лед - дополнение, непрочный, весенний - определение;
Укажите предложения, где обстоятельства выделяются запятыми.
А. Лёд несмотря на раннюю оттепель не успел растаять.
Б. Внизу как зеркало стальное синеют озера струи.
Составьте 3 словосочетания с разными видами синтаксической связи.
Тонкий лед - согласование; рисовать картину - управление;
кричать громко - примыкание;
1. *Составить 3 предложения с тире между подлежащим и сказуемым
Москва - столица России. Семь - загадочное число. Хотеть - значит мочь.
Часть 2*Задание 1: укажите номера предложений, в которых встречается обстоятельство, выраженное деепричастным оборотом.
1, 4.
Задание 2: укажите номера предложений, в которых встречается составное именное сказуемое.
2, 4, 5
Задание 3: укажите средство языковой выразительности, встречающееся в предложении 5.
Сравнение.
Задание 4: укажите номера предложений, в которых содержится причастный оборот. Каким членом предложения он является?
1, 4. Определение
Задание 5: укажите номер предложения, в котором встречается производный предлог.
4
Бегать, смотреть, открывать.
1. От данных глаголов образуйте все возможные причастия и деепричастия: Создать, выбросить (1 вариант). Продать, выскочить (2 вариант).
2. Проведите морфемный анализ причастий и деепричастий.
1 вариант: искрящегося снега, моросящему дождю, снизив цену, думая о будущем, согретый обед, пробираться сквозь заросли, незатихающей бури
2 вариант: спетая песня, посиневшая полоска неба, сказав правду, сидя в машине, согревающий чай, забравшись в шалаш, негнущихся ног
З. Составьте (или подберите из выученных стихотворений) и запишите, расставляя знаки препинания, предложение с причастным оборотом. Причастный оборот выделите как член предложения.
4. Составьте (или подберите из выученных стихотворений) и запишите, расставляя знаки препинания, предложение с деепричастным оборотом. Деепричастный оборот подчеркните как член предложения.
5. Определите, в каком словосочетании причастие употреблено в переносном значении. Составьте и запишите сложное предложение со словосочетанием, в котором причастие употреблено в прямом значении.
1 вариант: распущенные волосы — распущенные дети, бегающие ребята — бегающие глаза, блестящий предмет — блестящий успех
2 вариант: открытая дверь — открытая душа, погасшая лампочка — погасшая улыбка, ограниченное движение — ограниченный человек
6. Найдите ошибки в употреблении выделенных причастий и деепричастий. Запишите предложения в исправленном виде.
1) Начавший дождь спутал все планы на отдых за городом. 2) Нам было дадено задание на лето. З) Заметя волнение собеседника, я остановился. 4) Поевши вволю, уму захотелось спать.