В корне пишется "е" в тех случаях, когда мы можем подобрать слово, в корне которого буква "ё" будет замещаться на "е". Например, чёрный-чернеть; челка -чело. В остальные случая-"о".
В суффиксах под ударением пишем "о", без ударения-"ё"
На окончания распространяется вышесказанное правило.
Да...
Спишите предложения, вставляя пропущенные буквы и расставляя знаки препинания. Подчеркните причастные обороты, деепричастные обороты и одиночные деепричастия.
1. Последн…ю ночь перед уходом в подземелье Володя спал в доме дяди Гриценко.
2. Несколько раз ночью мать подх…дила к его постели попр…вляла одеяло на мальчиках зажимая кулаком себе рот боясь заст…нать заплакать от томившей ее тр…воги.
3. Засквозили первые проблески рассвета. 4. Дядя Гриценко затопав босыми ногами по хате поднял штору пуская в комнату х…лодную муть начавшегося утра. 5. Ра(с/з)толкав крепко спавших ребят он ск…зал: «Хло…цы, пора!»
6. Мальчики зевая од…вались. 7. Они умылись студеной водой согнавшей с них дремоту. 8. Сосредоточенно сопя жевали они х…лодные лепешки оставшиеся с вечера и зап…вали их горячим чаем.
9. Прощались в т…мноте. 10. Утре(н/нн)ий ветер поднимавшийся с моря нёс с собой гарь.
11. У входа в каменоломню часовой не проверив пароля не пропустил их.
12. Перед ними был черный колодец казавшийся бе(з/с)донным.
13. Из нев…димых недр шел какой-то зап…х слышались г…л…са.
Грамматическое задание
К каждому заданию А1 – А7 даны четыре варианта ответа, из которых только один правильный.
А1. Укажите ошибочное утверждение.
1) Деепричастный оборот выделяется запятыми независимо от его места в предложении.
2) Деепричастия несовершенного вида отвечают на вопрос «что сделав?»
3) Деепричастный оборот в предложении является обстоятельством.
4) Деепричастия образуются только от глаголов.
А2. Какое слово является деепричастием?
1) поднимавшийся 2) зевая 3) начавшегося 4) горячим
А3. В каком варианте ответа НЕ с деепричастием пишется слитно?
1) (не)начав 2) (не)сопя 3) (не)боясь 4) (не)годуя
А4. В каком деепричастии верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?
1) зажИмая 2) пУская 3) бОясь 4) балУясь
А5. Укажите верное продолжение предложения.
Увидев красный сигнал светофора,
1) водитель затормозил. 2) автомобиль остановился.
3) машина была остановлена. 4) движение на дороге прекратилось.
А6. От какого глагола нельзя образовать деепричастие несовершенного вида?
1) ждать 2) мечтать 3) толкать 4) читать
2) А7. Укажите деепричастие с чередующейся гласной в корне.
1) затопав 2) проверив 3) вырастая 4) зевая
Ответы на задания В1 – В6 записывайте словами или цифрами.
В1. Из предложений 2-8 выпишите деепричастия несовершенного вида, выделите в них суффиксы.
В2. Из предложений 11-13 выпишите деепричастие, которое пишется с частицей НЕ раздельно.
В3. Выпишите грамматическую основу предложения 2.
В4. Среди предложений 6-11 найдите предложение с обособленным обстоятельством и обособленным определением. Напишите номер этого предложения.
В5. В приведенном ниже предложении пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при обособленных обстоятельствах, выраженных деепричастными оборотами. Деепричастные обороты графически обозначьте.
Несколько раз ночью мать подходила к его постели,(1) поправляла одеяло на мальчиках,(2) зажимая кулаком себе рот,(3) боясь застонать,(4) заплакать от томившей ее тревоги.
В6. Укажите количество грамматических основ в 13 предложении. Ответ запишите цифрой.
С1. Выполните морфологический разбор деепричастия из предложения 11.
Сделала, что не лень
1. Последнюю ночь перед уходом в подземелье Володя спал в доме дяди Гриценко.
2. Несколько раз ночью мать подходила к его постели поправляла одеяло на мальчиках, зажимая кулаком себе рот (дееприч об.), боясь застонать, заплакать от томившей ее тревоги.
3. Засквозили первые проблески рассвета. 4. Дядя Гриценко, затопав босыми ногами по хате (д. Об.), поднял штору, пуская в комнату холодную муть начавшегося утра (д. Об). 5. Растолкав крепко спавших ребят (д.), он сказал: «Хлопцы, пора!»
Грамматическое задание
К каждому заданию А1 – А7 даны четыре варианта ответа, из которых только один правильный.
А1. Укажите ошибочное утверждение.
2) Деепричастия несовершенного вида отвечают на вопрос «что сделав?»
А2. Какое слово является деепричастием?
2) зевая
А3. В каком варианте ответа НЕ с деепричастием пишется слитно?
4) (не)годуя
А4. В каком деепричастии верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?
4) балУясь
А5. Укажите верное продолжение предложения.
Увидев красный сигнал светофора,
1) водитель затормозил.
А6. От какого глагола нельзя образовать деепричастие несовершенного вида?
От всех вроде можно
2) А7. Укажите деепричастие с чередующейся гласной в корне.
3) вырастая
2)Чем отличаются формы одного и того же слова от однокоренных слов?
3)Как найти окончание и основу слова?
4)Назовите морфемы из которых может состоять основа слова.
5)Покажите на двух трех примерах что окончание суффикс и приставка действительно являются значимами частями слова.
6) привидите примеры с чередованием гласных в корне слова: с чередованием согласных в корне слова.
7) приведите примеры слов с беглыми гласными в корне, суффиксе и приставке.
8) как различить когда надо писать на конце приставке з а, когда с?
9)как мы определяем какую гласную надо писать в корных лаг лож, раст рос?
10) какая буква о или е пишется как правило в корне слова после шипящих?
11) ы или и пишется после ц в корне у большинства слов? КРАТКИЙ ОТВЕТ
1. Морфемика-наука, изущающая морфемы слов(корень, суффикс, окончание, приставка)
2. Форма одного и того же слова, изменяется по (приставкам, окончаниям, суффиксам). К примеру, форма слова батон-нет батонА. Мы изменили форму слова. Или шла-пришла...
3. Основа слова-все без окончания(за исключением суффикса лпрошедшего времени. Чтобы найти окончание в слове, нужно просклонять слово по падежам(Например: батон-батонА. Окончание а
4. Не поняла вопроса... Основа слова это основа слова)))
5. К примеру, слово кукла. Окончание а. Без окончания, слово бы звучало как: кукл. Слово шла. Подставляем приставку при и образуем новую форму слова пришла.
6. Чередование гласных в корне: умирать-умереть. Чередование согласных в корне: снег-снежок.
7. Отбирать-отобрать; волчонок-волчонка; сон-сна.
8.Зна конце приставок пишется в тех случаях, когда после приставки пишется звонкая(пример: изранить)С"на конце приставок пишется в тех случаях, когда после приставки стоит глухая(пример: расходиться)
9. Буква "A" в корне лаг, пишется тогда, когда после корня стоит суффикс "А". Буква "О"пишется тогда, когда после корня суффикс А" не стоит.
Буква "А"в корне раст пишется тогда, когда после пропущенной буквы стоит "cт". Буква "О"стоит тогда, когда после пропущенной буквы, стоит "c". Слова исключения: Ростовщик, Ростислав, Ростов, Росток, Отрасль.
10. Буква ё в словах, пишется под ударением. Буква о пишется в безударных словах. Слова исключения: шов, крыжовник, капюшон, шок, жонглер, шофёр, шорох, мажор; шоколад, шомпол, жокей, шорты.
11. Буква и пишется в словах, которые оканчиваются на ция. ЦЫ пишется в словах исключениях: Цыган, цыпочки, цыпленок, цыц
А) Безударные гласные в корне слова делятся на проверяемые,...
Б) Правописание безударных гласных зависит от...
В) если в корне л_г буква _ то пишем _ если в корне л_ж буква _ то пишем _
Г)Если в корне р_ст(щ) буква _ то пишем _ если в корне р_с буква _ то пишем _
Д) Если после корней бир дир пир тир мир блист жиг чит стил буква _ то пишем И а в корне к_с букву _
помогите пожалуйста )))
1. Безударные гласные в корнях слов делятся на проверяемые, непроверяемые и чередующиеся.
2. Зависит от спряжения глагола.
3. Перед г пишется буква "а ", перед ж – буква "о".
4. В корне -рос- / -раст- (-ращ-) на месте безударного гласного перед с пишется буква "о", перед ст, щ – буква "а".
5. Если в слове с корнями: бер//бир, пер//пир, жег//жиг, мер//мир, тер//тир, дер//дир, чет//чит, блест//блист, стел//стил есть суффикс а, пиши в корне и: стирать, блистать, нет суффикса а, пиши е: стереть, блестеть.