Светл… полоса, ранн… утро, к вечерн… поезду, за син… море, в зимн… погоду, снежн… ком, храбр… партизанам, нижн… полка, у хорош… ученика, по хрупк… льду, на верхн… этаже, бел… березку, син… огонёк, весёл… песнями, высок… здание, умн… человека, чёрн… облаком, в нов… доме, по снежн… дороге, в тёпл… шубах..
Светлая полоса, раннее утро, к вечернему поезду, за синее море, в зимнею погоду, снежный ком, храбрый партизан, нижняя полка, у хорошего ученика, по хрупкому льду, на верхнем этаже, белую березку, синий огонёк, весёлыми песнями, высокое здание, умного человека, чёрным облаком, в новом доме, по снежной дороге, в тёплых шубах
СветлАЯ полоса(И. П.);
раннЕЕ утро( И. П.);
у вечернЕМУ поезду(Д. П.);
за синЕЕ море(В. П.);
в зимнЮЮ погоду(В. П.);
снежнЫЙ ком(И. П.);
храбрЫМ партизанам(Д. П.);
нижнЯЯ полка(И. П.);
у хорошЕГО ученика(Р. П.);
по хрупкому льду(Д. П.);
на верхнЕМ этаже(П. П.);
белУЮ березку( В. П.);
синИЙ огонек(И. П.);
веселЫМИ песнями(Т. П.);
высокОЕ здание(И
п.);
умнОГО человека( Р. П.);
чёрнЫМ облаком( Т. П.);
в новОМ доме( П. П);
по снежнОЙ дороге( Д. П.);
В теплЫХ шубАХ( П. П.).
1) любимый учениками предмет
2)исследующий почву ученым
3)пишущий историю
4)навевавший тоску
1. Укажи словосочетание, где причастие является зависимым словом:
А. Цветущие у ручья; Б. Уставшие под вечер;
В. Услышанный шорох; Г. Завёрнутый в полотенце.
2. Укажи словосочетания с действительным причастием:
А. Сожжённые ветки сосны; Б. Крепко спавшая девушка;
В. Сверкающая вдали зарница; Г. Унесённый сильным ветром.
3. Укажи словосочетания со страдательным причастием:
А. Увлекаемый кофейным запахом; Б. Ярко пылающая звезда;
В. Прибитое к крыше знамя; Г. Подметённый мамой пол.
4. Укажите предложения, в которых нет причастного оборота:
А. Из-за ворот выскочил громко мяукающий котёнок.
Б. На цепи сидел пёс, привезённый папой из командировки.
В. В школьной мастерской работал точильный станок.
Г. Уставший старик сел отдохнуть на скамейку.
5. Укажите предложения, в которых правильно расставлены запятые:
А. Огромная птица, присевшая на край лодки внимательно смотрела в глубину реки.
Б. Наказанный утром ученик, вёл себя хорошо.
В. Связанный мамой шарф согрел меня в метель.
Г. Дорога, укатанная за неделю, была вновь занесена снегом.
Д. На заборе сидела серая кошка кричавшая на всю деревню.
Тест № 2 на тему:
«ПРИЧАСТИЯ»
1. Укажите словосочетание, в котором есть действительное причастие:
А. Гонимый осенним ветром; Б. Колеблемые ветром листочки;
В. Цветущая поздней осенью; Г. Освещённый жёлтой луной.
2. Укажите словосочетание, в котором есть страдательное причастие:
А. Любимый учениками предмет; Б. Сочиняющий сказки ребёнок;
В. Исследующий почву учёный; Г. Доносившиеся издали звуки.
3. Укажите, в суффиксах каких страдательных причастий нужно писать И:
А. Увлека…мый; Б. Изуча…мый; В. Вид…мый; Г. Слыш…мый.
4. Укажите, в суффиксах каких действительных причастий нужно писать -у-(-ю-):
А. Стро…щий; Б. Пиш…щий; В. Держ…щий; Г. Стел…щий.
5. Укажите предложение, в котором есть краткое страдательное причастие:
А. В концерте приняли участие приглашённые из города артисты.
Б. Запряжённые с утра кони стояли спокойно.
В. Детские комнаты были перед сном проветрены.
Г. Связанные мамой перчатки хорошо согревали руки.
5. Укажите предложение, в котором правильно расставлены запятые:
А. Тянувшийся позади дома, сад выходил за село.
Б. Сад тянувшийся позади дома, выходил за село.
В. За село выходил сад, тянувшийся позади дома.
Г. Сад выходил, за растянувшееся село.
Итоговый тест на тему:
«ПРИЧАСТИЯ»
×
1. Найти словосочетание «прич.+ сущ.»
А. Спеющий крыжовник; Б. Спелая вишня;
В. Прочитанный учителем; Г. Хвалившийся успехами.
×
2. Указать словосочетание «сущ.+ прич.»
А. Дремлющего филина; Б. Увлекающийся человек;
В. Стелющийся туман; Г. Освещенный лампой.
3. Укажи предложения с действительными причастиями:
А. Выдающиеся люди; Б. Сбежавшая невеста;
В. Скошенная рожь; Г. Приколотый значок.
4. Укажи предложения со страдательными причастиями:
А. Изучаемая тема; Б. Начерченная схема;
В. Прочитанная книга; Г. Ожидающий встречи.
5. В каком случае следует писать суффикс –ущ-(-ющ-)?
А. Дыш…щий в трубку; Б. Держ…щий знамя;
В. Хлопоч…щий о детях; Г. Хвал…щийся оценками.
6. В каком случае следует писать суффикс –ем-?
А. Возвод…мый завод; Б. Ненавид…мый всеми;
В. Сооружа…мое здание; Г. Чуть различ…мый звук.
7. В каких случаях следует писать одну -н-?
А. Замороже…ые фрукты; Б. Варе…ое яйцо;
В. Иллюстрирова…ый журнал; Г. Жаре…ые в масле грибы;
Д. Лошадь подкова…а; E. Жаре…ая индейка.
8. В каком случае не пишется слитно?
А.(не) усиливающийся, а затихающий дождь; Б. Никем (не) обжитый край;
В. Картина (не) окончена; Г. (не) погасший костер.
9. В каком предложении причастный оборот не выделяется запятыми?
А. Охотник поймал неоперившегося птенца покрытого серым пушком.
Б. Холм возвышающийся над лесом был необычайно красив.
В. Солдаты собрались у развевающегося на ветру знамени.
Г. Учитель нашел ошибку в схеме начерченной на доске учеником.
10. Запятые необходимы на месте цифр:
Утром повсюду смеялась жизнь (1) проснувшаяся после бури (2) и дальний берег (3) освеженный грозой (4) и сверкающий в первых солнечных лучах (5) отчётливо рисовался в прозрачном воздухе. А о предстоящей вечером (6) работе (7) не хотелось пока думать.
1. Любовь к родине побеждпет смерть. 2. Огромное здание цирка наполнялось народом. 3. На Висле, на реке Дунай, на голубом Памире мы будем петь мире. 4. Почет и славу собирают по капле. 5. Друг познается в беде. 6. В утренней прохладе разлит горький здоровый запах полыни.
2. Здание-подлежащее, цирка-дополнение, народом-дополнение.
3. На Висле, на реке Дунай, на голубом Памире-дополнение, мире-дополнение.
4. Почёт-дополнение, славу-дополнение, капле-дполнение.
5. Друг-подлежащее, беде-дополнение или обстоятельство места.
6. Прохладе-дополнение, запах-подлежащее.
5, 40, 300, 15 тысяч, 200, 500, 3, 150, 7 миллиардов, 222 миллиона.
Упражнение 4 . Образуйте сложные прилагательные от следующих сочетаний.
5 лет, 40 минут, 21 час, 8 метров, 500 литров, 1000 лет, 555 дней, 29 километров, миллион голосов, 61 миллиард.
Упражнение 5 . Перепишите текст, заменив цифровые обозначения словами. Определите падеж числительных.
Карат
Карат - единица веса драгоценных камней.
Когда-то при взвешивании драгоценностей употреблялись зерна, почки или бобы. Карат- это вес боба. Он равен 0,2 грамма.
Большинство алмазов имеют небольшой вес. Камни в 1-2 карата считаются уже большими. Алмазу больше 20 каратов присваивают имя, как человеку. Такие камни известны во всем мире.
Самый большой алмаз - «Куллинан», найденный в начале XX века в Южной Африке. Весил он 3106 каратов. Никто в мире его не мог купить. Его пришлось расколоть на части. Получилось 105 разных по весу бриллиантов. Самые крупные из них: «Звезда Африки» - весит 530,2 карата, «Куллинан II» - 317,4 карата. Они украшают теперь корону и скипетр королей Англии.
Упражнение 6 . Перепишите текст, заменив цифровые обозначения словами. Определите падежную форму числительных.
Московские высотки
Высотками в Москве называют 7 зданий, которые построили в конце 40 - начале 50 годов по единому градостроительному плану. В них от 26 до 36 этажей. Это разные дома: министерства, гостиницы, жилые здания и университет.
Например, главный корпус МГУ на Воробьевых горах - 36-этажное здание, высота которого 235,7 метра, высота шпиля 60 метров, а вес звезды на шпиле 12 тонн.
У высоток были поклонники и противники, но сейчас эти полунебоскребы советского времени - часть силуэта Москвы.
пятый, сороковой, трехсотый, пятнадцатитысячный, двухсотый, пятьсотый, третий, стопятидесятый, семимиллиардный, двухсот двадцати двух миллионный
Упражнение 4.
пятилетний, сорокоминутный,, восьмиметровый, пятьсотлитровый, тысячелетний, пятьсотпятидесятипятидневный, двадцатидевятикилометровый, двадцатиодночасовой, пятисотпятидесятипятидневный, миллионоголосый, шестидесятиодномиллиардный
Упражнение 5.
... Он равен две десятых грамма.
К Камни в один-два карата считаются уже большими. Алмазу больше двадцати каратов присваивают имя, как человеку.
Весил он три тысячи сто шесть каратов.
Получилось стопять разных по весу бриллиантов
«Звезда Африки» - весит пятьсот тридцать целых и две десятых карата, «Куллинан II» - триста семнадцать целых и четыре десятых карата.
Упражнение 6.
Высотками в Москве называют семь(Им. падеж) зданий, которые построили в конце сороковых(Р. п) - начале пятидесятых(Р. п) годов по единому градостроительному плану. В них от двадцатишести(Р. п) до тридцатишести(Р. п) этажей. Это разные дома: министерства, гостиницы, жилые здания и университет.
Например, главный корпус МГУ на Воробьевых горах - тридцатишести -этажное здание, высота которого двести тридцать пять(Р. п) метров и семдесят(Р. п) сантиметров, высота шпиля шестьдесят(Р. п) метров, а вес звезды на шпиле двенадцать(Р. п) тонн.
У высоток были поклонники и противники, но сейчас эти полунебоскребы советского времени - часть силуэта Москвы.