Прочитайте предложения. Какое значене имеет выделенные слова? (Составить предложения с каждым омонимом) 1. Мы долго искали КЛЮЧ.2. ЗАВОД работал хорошо.3. Жаль, что потеряли ОЧКИ
1. ключ как дверной замок или ключ как родник

2. завод как ’промышленное предприятие’ (металлургический завод) и завод  приспособление для приведения в действие механизма (завод у часов).

3. очки как прибор для улучшения зрения, и как баллы

1) ключ ( ключ, открывающий дверь) 

Омоним - Из-под земли бился ключ ледяной воды.

2)  завод — промышленное предприятие

Омоним: Часы вновь отстали, и мне опять пришлось настраивать завод времени. (завод—приспособление для приведения в действие механизма)

3)Очки (  приспособление для больных глаз, помогающее хорошему видению)

Омоним: Очки всех команд сложили и подвели итог соревнования. ( очки-счет) 

ЕЩЕ ПО ТЕМЕ:
БУДУ ОООЧЕНЬ БЛАГОДАРЕН
Расставьте знаки препинания, подчеркните грамматические основы, определите тип сложного предложения, выделите союзы.
1. Мы сможем поехать на праздники домой, если вовремя сдадим все зачеты, если первый экзамен назначат не раньше 9 января и, если нам выдадут стипендию.
2. Когда наступает время экзаменов и студенты заполняют библиотеки, молоденькие библиотекарши прихорашиваются и стараются принарядиться.
3. Сережа отрастил усы, чтобы казаться старше своих лет и, чтобы люди считали его студентом, а не школьником.
4. Если я не сдам экзамены или мне поставят одни «тройки», мои родители будут расстроены.
5. Студенты не едут на каникулы кататься на лыжах, так как стоит аномально теплая погода и снега почти во всей Европе нет.
6. Онегину быстро наскучила деревня, так как экономические реформы его не интересуют, охоту он любит, а красотой природы восхищаться не способен.
7. Если бы Евгений жизнь домашним кругом ограничить захотел и если бы он раньше разглядел глубину натуры Татьяны то в конце романа его ждал бы счастливый удел.
8. Чтобы дочь общалась в приличном, с точки зрения отца, обществе и чтобы нашла себе достойного жениха, Фамусов устраивает дома балы.
9. Печорин ухаживает за Мери, чтобы досадить Грушницкому и чтобы в очередной раз убедиться в своей способности очаровать любую девушку.
10. «Мертвые души» – поэма, так как в ней присутствует лирический герой и, так как многочисленные лирические отступления создают помимо приключенческого сюжета свою собственную тему.
11. Когда князь Андрей слышит диалог Наташи и Сони, и когда утром следующего дня обнаруживает что старый дуб опять зазеленел, в его сознании совершается переворот.
12. Многие не понимают: зачем надо учиться и почему необходимо получить хорошее образование.
13. Он не предупредил нас что уезжает отдыхать и не сможет присутствовать на корпоративной вечеринке и что вернется на работу только в новом году.
14. Мне показалось будто из окна в доме напротив на меня кто-то пристально смотрит и что я как разведчик нахожусь под чьим-то наблюдением.
15. По заводу ходили слухи что руководство будет смещено что будет назначен новый директор и что это приведет к большой беде.
16. Читая роман я смог почувствовать что жизнь не изменилась с тех времен и в XIX веке людей волновали похожие на сегодняшние проблемы.
17. Ленский не понимает что роман Ольги и Онегина существует лишь в его воображении и что ухаживание Онегина лишь способ заставить Владимира злиться.
18. Пьер не знает еще как нужно вести себя в петербургском обществе о чем можно и о чем нельзя говорить.
19. Базаров не понимает зачем существует музыка и литература и как человек может наслаждаться столь ненужными с его точки зрения вещами.
20. Обломов мечтает о том как будет проводить время в деревне как будет отдыхать до обеда и как потом с женой под руку будет гулять по окрестным рощам.
21. Трудно сказать стал ли бы Ленский настоящим поэтом или как и предполагал Пушкин его бы обыкновенный ждал удел.

1. Мы (полеж.) сможем(сказуемое) поехать(сказуемое) на праздники домой, если вовремя сдадим(сказ.) все зачеты, если первый экзамен назначат(сказ.) не раньше 9 января и если нам выдадут(сказ.) стипендию. СПП с однородным подчинением придат.

2. Когда наступает(сказ.) время(подл.) экзаменов и студенты(подл.) заполняют(сказ.) библиотеки, молоденькие библиотекарши(подл.) прихорашиваются(сказ.) и стараются(сказ.) принарядиться(сказ.). СПП

3. Сережа отрастил усы, чтобы казаться старше своих лет и чтобы люди считали его студентом, а не школьником. СПП

4. Если я не сдам экзамены или мне поставят одни «тройки», мои родители будут расстроены. СПП

5. Студенты не едут на каникулы кататься на лыжах, так как стоит аномально теплая погода и снега почти во всей Европе нет.
6. Онегину быстро наскучила деревня, так как экономические реформы его не интересуют, охоту он нелюбит, а красотой природы восхищаться не способен. СПП

7. Если бы Евгений жизнь домашним кругом ограничить захотел и если бы он раньше разглядел глубину натуры Татьяны, то в конце романа его ждал бы счастливый удел. СПП

8. Чтобы дочь общалась в приличном, с точки зрения отца, обществе и чтобы нашла себе достойного жениха, Фамусов устраивает дома балы. СПП

9. Печорин ухаживает за Мери, чтобы досадить Грушницкому и чтобы в очередной раз убедиться в своей способности очаровать любую девушку. СПП

10. «Мертвые души» – поэма, так как в ней присутствует лирический герой и так как многочисленные лирические отступления создают помимо приключенческого сюжета свою собственную тему. СПП

11. Когда князь Андрей слышит диалог Наташи и Сони и когда утром следующего дня обнаруживает, что старый дуб опять зазеленел, в его сознании совершается переворот. СПП

12. Многие не понимают, зачем надо учиться и почему необходимо получить хорошее образование. СПП

13. Он не предупредил нас, что уезжает отдыхать, и не сможет присутствовать на корпоративной вечеринке, и что вернется на работу только в новом году. СПП

14. Мне показалось будто из окна в доме напротив на меня кто-то пристально смотрит и что я как разведчик нахожусь под чьим-то наблюдением. СПП

15. По заводу ходили слухи что руководство будет смещено, что будет назначен новый директор и что это приведет к большой беде. СПП

16. Читая роман, я смог почувствовать, что жизнь не изменилась с тех времен, и в XIX веке людей волновали похожие на сегодняшние проблемы. СПП

17. Ленский не понимает, что роман Ольги и Онегина существует лишь в его воображении и что ухаживание Онегина- лишь способ заставить Владимира злиться. СПП

18. Пьер не знает еще как нужно вести себя в петербургском обществе: о чем можно и о чем нельзя говорить. СПП

19. Базаров не понимает зачем существует музыка и литература и как человек может наслаждаться столь ненужными с его точки зрения вещами. СПП

20. Обломов мечтает о том, как будет проводить время в деревне, как будет отдыхать до обеда и как потом с женой под руку будет гулять по окрестным рощам. СПП

21. Трудно сказать, стал ли бы Ленский настоящим поэтом или, как и предполагал Пушкин, его бы обыкновенный ждал удел. ССП

Делать по примеру 1-го предложения

Выпишите глаголы с пропущенными буквами, объясняя графически выбор окончания. Образец: Строят Второе спряжение 1)Блекн.. т травы. Дремл... т хаты. 2) В лицо мне дыш... т свежая трава. 3) А во ржи дорога стел... тся. 4) И, глубокие, бездонные, так и пыш... т синевой небеса разоблаченные над моею головой. 5) Понапрасну травушка измята в том саду, где зре... т виноград. 6) С молодыми гармонистами соловьи завод... т спор. 7)И ласточки крыльями маш... т, и топ... тся впереди... Ничего особого не пиш... т, только пиш... т: "Люба, подожди". 9)Ночь стел... т тень и влажный берег студ... т, ночь тян... т вдаль свой невод золотой-и скоро блеск померкн... т и убуд... т. 10) На Альпы к сумеркам нисход... т облака. 11) Целый день печ... т дорожки солнце. 12) Ветер вдаль меня влеч... т, звонко песнь мою разнос... т. 13) За дверью у соседа стуч... т часы и кап... т с окон лед.
1) блекнут первое спряжение

2) дышит второе спряжение

3) стелется первое спряжение

4) пышат первое спряжение

5) зреет первое спряжение

6) заводят второе спряжение мн. ч.

7) машут первое спряжение; топчутся первое спряжение; 

8) пишет первое спряжение

9) стелет первое спряжение; студят второе спряжение; тянет первое спряжение; померкнет первое спряжение; убудет первое спряжение

10) нисходят второе спряжение, мн. ч.

11) печет первое спряжение

12) влечет первое спряжение; разносит второе спряжение

13) стучат первое спряжение; капает первое спряжение

БлекнУт(1 спряж.-блекнуть)

 ДремлЮт( 1 спряж. мн. ч., дремАТЬ)

  дышИт (2 спр., исключ. дышАТЬ)

 стелЕтся( ( 1 спряж., искл, стелИТЬся)

 пышУт( 1 спряж. мн. ч., пыхАТЬ)

 зреЕт (1 спр., зрЕТЬ)

 заводИт (2 спр., заводИТЬ)

 машУт (1спр., мн. ч., махАТЬ)

 пишЕт(1 спр., писАТЬ)

  стелЕт( ( 1 спряж., искл, стелИТЬ) 

  студИт(2 с., студИТЬ)

 тянЕт(1с., тянУТЬ)

  померкнЕт(1с., померкнУТЬ)

  убудЕт(1с., убЫТЬ)

 нисходЯт(2с., нисходИТЬ)

 печЁт, влечЁт (после шипящ)

  разносИт(2с., разносИТЬ)

 стучАт (под ударен.)

  капаЕт(1с., капАТЬ)

Подчеркните главные члены предложения. Укажите вид, время, спряжение глагола-сказуемого. Ранним утром я проходил берегом знакомой реки. Уже взошло солнце. Стояло полная беззвучная тишина. На берегу широкой и тихой реки заводи я остановился и прилёг на луг. В кустах пересвитывались и перелетали весёлые птички. По всей заводи густо цвели белые лилии и жёлтые кувшинки. Широкие круглые листья плавали на поверхности недвижной воды. Над кувшинками летели и присаживались лёгкие стрекозы. В небе кружились ласточки. Пахло цветами.
Проходил-несовершенный вид, прошедшее время,2 спряжение. Взошло-совершенный вид, прошедш. время,1 спряж. Стояла-сов. вид, прош. время,2 спр. Остановился-соверш вид, прош время,2 спр. Прилёг-сов вид, прош время,1 спр. Пересвистывались-несов вид, прош время,1 спр. Перелетали-несов вид, прошедш вр,1 спр. Цвели-несов вид, прош время,1 спр. Плавали-несов вид, прош вр,1 спр. Летели-несов вид, прош вр,1 спр. Присаживались-несов вид, прош вр,1 спр. Кружились-несов вид, прош время,2 спр

Ранним утром я проходил берегом знакомой реки. (я-подлежащее, выражено местоимением, проходил - сказуемое, выражено глаголом в прош. в., несов. вид, 2 спр.). Уже взошло солнце (взошло-сказуемое, выражено глаголом в прош. времени, сов. в., ср. р., 1 спр., солнце-подлежащее, выражено сущ.). Стояла полная беззвучная тишина (стояла - сказуемое, выражено глаголом в прош. времени, несов. в., 2 спр., тишина-подлежащее, выражено существит.). На берегу широкой и тихой реки заводи я остановился и прилёг на луг (Я-подлежащее, выражено местоимением, остановился - сказуемое, выражено глаголом в прош. вр., сов. в., 2 спр., прилёг - сказуемое, выражено глаголом в прош. вр., сов. в., 1 спр.). В кустах пересвитывались и перелетали весёлые птички (Птички-подлежащее, выражено существит., пересвистывались и перелетали - сказуемые, выражены глаголами в прош. времени, несов. вид, 1 спр.). По всей заводи густо цвели белые лилии и жёлтые кувшинки (Лилии и кувшинки - подлежащие, выражены существит., цвели - сказуемое, выражено глаголом в прош. времени, 1 спр., несов. вид). Широкие круглые листья плавали на поверхности недвижной воды (Листья-подлежащее, выражено существит., плавали - сказуемое, выражено глаголом в прош. вр., несов. вид, 1 спр.). Над кувшинками летели и присаживались лёгкие стрекозы Стрекозы-подлежащее, выражено существит., летели и присаживались-сказуемые, выражены глаголами в прош. вр., несов. вид, летели-2 спр., присаживались-1 спр.). В небе кружились ласточки (Ласточки-подлежащее, выражено сущ., кружились - сказуемое, выражено глаголом в прош. вр., несов. вид, 2 спр.). Пахло цветами (Пахло-сказуемое, выражено глаголом в прош. вр., несов. вид, 1 спр.).