Да тут есть орфограмма летОписи
безударная гласная в корне слова
Да.
1. Там соединительная гласная о.
2.«ЛЕ́ТОПИСЬ» — словарное слово, т. Е. Слово, нормативное написание которого закреплено в орфографических словарях. Синим цветом с нижним подчёркиванием помечена буква, которую нельзя установить при помощи орфографического правила (орфограммы), поэтому написание слова «летопись» следует запомнить.
Комплексный анализ текста. Русский язык. 6 класс.
Текст 1
Пр…щальными ра(с, з)катами прогр…мели летние грозы. Ливни пошли на убыль. Но со…нце ещё щедро отдаёт своё тепло.
В август… в природ… улавливаеш… приметы перехода лета в осень. В этих приметах нежность и грусть.
Разнотрав…е превратилось в душистые скирды. Небо ра(с, з)чистилось от облаков и стало звонким. Оно приготовилось и ждёт, когда в нём зазв…нят пр…щальные поклики птиц.
Когда в полдень припекает со…нце, замечаеш… особо нежное томление земли. Зелёная листва отслужила своё и начинает блекнуть. Пол…няли краски летней поры.
Со…нце выплыва…т теперь в глубокой т…шине и посеревших от ноч…ной прохлады туманах.
Задания
1. Озаглавьте текст.
2. Определите тему текста.
3. Определите основную мысль текста.
4. Стиль текста.
5. Тип текста.
6. Выпишите слова с орфограммами, объясните их написание.
7. Произведите фонетический разбор слова ещё
8. Найдите и выпишите из текста эпитеты.
9. Разберите по составу следующие слова: прохлада, душистые, припекает
10. Выпишите из текста предложения с однородными членами, подчеркните их.
ПрОщальными раСкатами прогрЕмели летние грозы. Ливни пошли на убыль. Но соЛнце ещё щедро отдаёт своё тепло.
В августЕ в природЕ улавливаешЬ приметы перехода лета в осень. В этих приметах нежность и грусть.
РазнотравЬе превратилось в душистые скирды. Небо раСчистилось от облаков и стало звонким. Оно приготовилось и ждёт, когда в нём зазвЕнят прОщальные поклики птиц.
Когда в полдень припекает соЛнце, замечаешЬ особо нежное томление земли. Зелёная листва отслужила своё и начинает блекнуть. ПолИняли краски летней поры.
СоЛнце выплываЕт теперь в глубокой тИшине и посеревших от ночной прохлады туманах.
Задания
1. Озаглавьте текст. - КОНЕЦ ЛЕТА
2. Определите тему текста. - ПРИРОДА В КОНЦЕ ЛЕТА
3. Определите основную мысль текста. - СЕЗОННЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ В ПРИРОДЕ
4. Стиль текста. ХУДОЖЕТСВЕННЫЙ
5. Тип текста. ОПИСАНИЕ
6. Выпишите слова с орфограммами, объясните их написание.
ПрОщальными - сл. Слово
раСкатами - С перед глухим согласным К
соЛнце -соЛнышко
отдает - дАть
тепло - тЁплый
В августЕ - П. П.
в природЕ - П. П.
улавливаешЬ - 2 л., ед. Ч.
переход - приставка ПЕРЕ
РазнотравЬе - разделительный Ь
превратилось - преврАтный
в душистые - ЖИ-ШИ
раСчистилось - С перед Ч
от облаков - сл. Слово
припекает - припёк
соЛнце - соЛнышко
замечаешЬ - 2 л., ед. Ч.
земли - зЕмли
Зелёная - зЕлень
отслужила - ЖИ-ШИ
своё - свОй
ПолИняли - лИнька
выплываЕт - 1 спр.
тИшине - тИхо
посеревших - сЕрый
от ночной - нОчь
прохлады - приставка ПРО
7. Произведите фонетический разбор слова ещё
е→[й]: согласный, непарный звонкий, сонорный, непарный мягкий
[и]: гласный, безударный
щ→[щ]: согласный, непарный глухой, непарный мягкий
ё→[о]: гласный, ударный
________________
3 буквы, 2 слога, 4 звука
8. Найдите и выпишите из текста эпитеты.
Небо звонкое
глубокая тишина
9. Разберите по составу следующие слова:
про-хлад-а,
душ-ист-ые,
при-пек-а-ет
10. Выпишите из текста предложения с однородными членами, подчеркните их.
В этих приметах нежность и грусть.
1. Конец лета...
2. Конец августа.
3. В августе в природе улавливаешь переходы лета в осень. (Вроде так.)
4. Художественный.
5. Описание или повествование (больше склоняюсь к первому варианту).
6. Тут сразу пишу все последующие аббревиатуры: нбгвкс-непроверяемая безударная гласная в корне слова; пбк-первая буква корня; пнс-проверяемая непроизносимая согласная; пс-проверочное слово; П. П.-предложный падеж; скл.-склонение; рмз-разделительный мягкий знак; пбгвкс-проверяемая безударная гласная в корне слова; спр.-спряжение.
Прощальными-нбгвкс; раскатами-приставка, пбк-глухая; прогремели-нбгвкс; солнце-пнс, пс-солнышко; в августе-окончание, П. П., 2скл.; в природе-окончание, П. П., 1скл.; улавливаешь-глагол; разнотравье-рмз; расчистилось-приставка, пбк-глухая; зазвонят-пбгвкс, пс-звон; замечаешь-глагол; полиняли-пбгвкс, пс-линька; выплывает-1спр.; тишине-пбгвкс, пс-тихо; ночной-в сочетании ЧН не пишется Ь.
7.
1. Ещё-[й э щ о], 2 слога, 2-ой ударный.
2. Звуки: Буквы:
[й]-согласный, сонорный, мягкий; }
Е
[э]-гласный, безударный; }
[щ]-согласный, шумный глухой, мягкий; Щ
[о]-гласный, ударный. Ё
3. 4 звука, 3 буквы.
8. Прощальными (раскатами), звонким (небо стало), глубокой (тишине).
9. Прохлада: про-префикс, хлад-корень, а-окончание, прохлад-основа.
Душистые: душ-корень, ист-суффикс, ые-окончание, душист-основа.
Припекает: при-префикс, пек-корень, а-суффикс, ет-окончание, припека-основа.
10. В этих приметах есть НЕЖНОСТЬ и ГРУСТЬ (дополнения). Небо РАСЧИСТИЛОСЬ от облаков и СТАЛО звонким (сказуемые). Оно ПРИГОТОВИЛОСЬ и ЖДЁТ, когда в нём зазвонят прощальные поклики птиц (сказуемые). Зелёная листва ОТСЛУЖИЛА своё и НАЧИНАЕТ БЛЕКНУТЬ (сказуемые, но в этом предложении я не очень уверена, так как одно из сказуемых-составное). Солнце выплывает теперь В глубокой ТИШИНЕ и В посеревших от ночной прохлады ТУМАНАХ (обстоятельства ИЛИ дополнения).
хрустнуть ядовитый заплатил нарядить блеснуть хрупкий ужасный тяжёлый прорубь запасливый гибкий крошки
Хрустнуть, ужасный.
Вторая орфограмма -написание парных согласных в корне.
Хрупкий, гибкий, крошки, прорубь.
Третья орфограмма - безударная гласная в корне.
Ядовитый, заплатил, нарядить, тяжелый, запасливый.
Проверочные слова:
Хрустнуть - хруст.
Ужасный - ужас.
Хрупкий - хрупенький.
Гибкий - гибенький.
Прорубь - прорубать.
Крошки - крошечка.
Ядовитый - яд.
Нарядить - наряд.
Тяжелый - тяжесть.
Запасливый - запасы.
основную мысль текста, озаглавьте его. Напишите подробное изложение. Текст: Ч…рный галч…нок был большим (не)поседой. Его интересовали (не)забота родителей, (не)пища, а окружающий мир. Он любил (не)зависимость и всегда х…тел быть первым. Так галч…нок первым из брат…ев научился летать, первым увидел собаку. Однажды (не)внимательность и (не)осторожность чуть (не)погубили галч…нка. Вместе с матерью спустился он к руч…ю и с жадност…ю стал набирать в клюв холодную воду. Напился, вскочил на скольский камень, но тут лапки галч…нка раз…ехались, и он свалился в ручей. От беды спасла (не) удача, а мать. Она успеле схватить детёныша клювом за крылышко. После этого (не)доразумения галч…нок долго сидел на пригорке, отходил от случившегося с ним (не)счастья.
1) Объясните написание существительных с НЕ. Выпишите слова с пропущенными буквами, обозначьте орфограммы.
чёрный: орфограмма О/Ё после шипящих, проверочное слово чернь.
галчонок: орфограмма суффикс ЁНОК/ОНОК: после ж, ш, ч пишется суффикс ОНОК, в остальніх случаях ЁНОК (лосёнок).
непоседой: орфограмма не с существительными: без не не употребляется.
не забота, не пища: орфограмма не с существительными: есть противопоставления с союзом а (а окружающий мир).
независимость: орфограмма не с существительными: можно подобрать синоним без не - самостоятельность.
хотел: орфограмма безударная гласная в корне слова, проверочное слово хОчет.
галчонок: орфограмма суффикс ЁНОК/ОНОК: после ж, ш, ч пишется суффикс ОНОК, в остальніх случаях ЁНОК (лосёнок).
братьев: разделительный мягкий знак перед гласной Е.
невнимательность и неосторожность: не с существительными, синонимы без не - рассеянность и оплошность (пишется слитно если можно подобрать синоним без не).
не погубили: не с глаголами пишется раздельно (кроме исключений).
галчонка: орфограмма суффикс ЁНОК/ОНОК: после ж, ш, ч пишется суффикс ОНОК, в остальніх случаях ЁНОК (лосёнок).
ручью и с жадностью: разделительный Ь между согласной и гласной Ю.
разъехались: разделительный ъ между приставкой (заканчивается на согласный и корнем (начинается на гласный е).
не удача: орфограмма существительное с не: пишется раздельно, т. К. Есть противопоставление с союзом а (а мать).
недоразумения: орфограмма правописание не с существительными: слитно, т. К. Без не не употребляется.
несчастья: орфограмма правописание не с существительными: слитно, т. К. Можно подобрать синоним без не (беда).
2)Определите тип речи, тему и основную мысль текста, озаглавьте его.
Тип речи: повествование.
Основная мысль: Первенство и любознательность - это хорошо, но не стоит забывать об осторожности и торопиться везде все успеть.
Заглавие: Галчонок-непоседа.