ё)ночЁвка (ночевать); печёный (печь)
о)девчОнка, волчОк зайчОнок; пачОвый
ц)ыган, цыплёнок, цыпка, цыпки, на цыпочки, на цыпочках, цып-цып, цыц, цыкать, цыркать (и в производных словах, напр.: цыганка, цыганский, выцыганить, цыплёночек, цыпонька, зацыкать, цыкнуть, цыркнуть ).
2 Нельзя так часто гладить его по головке, он должен уметь добиваться своих целей! (Гладить по головке - хвалить (глагол)
3Может хватит кормить меня завтраками! Пора уже взяться за работу! (Кормить завтраками - откладывать на завтра(глагол)
4 (вырвать с корнем - не тянуть, а сделать сразу (глагол)
5 Ну вы меня поставили в тупик! Я не знаю что с вами делать! (Поставить в тупик - безвыходное положение)
6 Вот Катя ходила вокруг него на ципочках, а он даже и не поблагодарил!
7 Протянем руку помощи бездомным котятам. ( Протянуть руку помощи - помочь)
8 Нужно зубами прокладывать себе дорогу в жизнь!
Никто не любит, когда его гладят против шерсти. (синоним перечат – глагол)
Когда его гладишь по головке, все нормально, но стоит покритиковать, что здесь начинается! (хвалишь – глагол)
Не надо меня кормить завтраками. (синоним обещать – глагол)
Зло надо вырывать с корнем. (синоним уничтожить - глагол)
Своим вопросом ты поставила меня в тупик. (синоним озадачить – глагол)
Перед начальством надо ходить на цыпочках. (синоним заискивать – глагол)
Вадик протянуть руку помощи. (синоним помог – глагол)
Он и трупами будет прокладывать дорогу. (синоним пробивать – глагол)
Земля гибнет, и пора бить в набат. (синоним оповещать (о бедствии) – глагол)
(До) полуночи, (от)части, (без) оглядки, (по) французски, (до) неузнаваемости, (от) роду, (в) четвертых, (к) стати, (из) нутри, (в) обмен,(чуть) (чуть), (в) дребезги, (давным) (давно), (в) отместку, (в) просак, (по) наслышке, (до) зарезу, (в) перебежку, (по) прежнему, (в) целом, (на) перерез, (по) охотничьи, (точь) (в) (точь), (во) вторых, (в) прикуску, (без) спросу, (на) выкат, (в) заключение, (по) детски, (в) (пол) уха, (в) одиночку, (по) одиночке, (на) бегу, (в) плотную, (на) удалую, (еле) (еле), (в) общем, (в) четверо, (на) двое,(без) зазрения совести, (когда) нибудь, (за) границей, (по) пустому, (на) лету, (на) цыпочках, (по) флотски, (от) силы, (дело) делом, (слово) (в) (слово), (на) троих, (по) двое, (в) открытую, (по) свойски.
1. Слитно: отчасти, кстати, изнутри, вдребезги, впросак, понаслышке, вперебежку, наперерез, вприкуску, навыкат, поодиночке, вплотную, вчетверо, надвое.
2. Раздельно: до полуночи, без оглядки, до неузнаваемости, от роду, в обмен, давным давно, в отместку, до зарезу, в целом, без спросу, в заключение, в одиночку, на бегу, на удалую, в общем, без зазрения, за границей, на лету, на цыпочках, от силы, дело делом, слово в слово, на троих, в открытую, по двое.
3. Через дефис: по-французски, в-четвертых, чуть-чуть, по-наслышке, по-прежнему, по-детски, точь-в-точь, когда-нибудь, еле-еле, по-пустому, по-флотски, по-свойски.
Тематическая проверочная работа по теме «Наречие»
Вариант 1
1. Найдите неверное утверждение.
Наречие – самостоятельная часть речи, которая обозначает признак действия или другого признака.
Наречия зависят только от глагола.
В предложении наречия являются обстоятельством.
Наречия на О-Е, образованные от качественных имён прилагательных, могут иметь степени сравнения.
2. Укажите ряд, в котором все слова – наречия образа и способа действия.
однажды, спокойно, по-осеннему, скоро
издавна, поневоле, назло, внимательно
куда-то, аккуратно, сейчас, вдвое
частенько, быстро, по-новому, невесело
3. Укажите словосочетание с наречием в сравнительной степени.
подниматься выше
леса виднее
синее небеса
чернее полоса
4. Укажите ряд, в котором все наречия пишутся слитно.
(во)первых, (по)хитрому, (не)нароком, (не)жаль
(по)всюду, (на)изусть, (в)дали, (не)зачем
(на)цыпочках, (на)память, (не)вовремя, (без)вести
(волей)неволей, где(нибудь), (кое)куда, (по)лисьи
Прочитайте текст и выполните задания 5 – 12.
(1)Изредка вдоль дороги тянулась рожь. (2)Она уже созрела, стояла недвижно, нежно светлея в темноте. (3)Склонившиеся к дороге колосья ненавязчиво касались моих сапог и рук. (4)Эти прикосновения были похожи на молчаливую, робкую ласку. (5)Воздух был тёплый и чистый. (6)Сильно мерцали звёзды. (7)Пахло сеном и пылью и изредка горьковатой свежестью ночных лугов. (8)За рекой, за лесными далями всё слабее полыхали зарницы…
5. Как можно озаглавить данный текст?
Рожь
Ночью
Перед рассветом
Путешественник
6. Определите верную характеристику текста.
Стиль речи – художественный; тип речи – повествование.
Стиль речи – художественный; тип речи – описание.
Стиль речи – научный; тип речи – рассуждение.
Стиль речи – разговорный; тип речи – описание.
7. Укажите номера предложений, в которых встречаются наречия.
8. Из предложений 5-8 выпишите наречие в сравнительной степени.
9. Из предложения 3 выпишите обстоятельство, выраженное наречием.
10. Из предложений 2-4 выпишите наречие, образованное приставочным способом.
11. Из предложения 2 выпишите словосочетание «наречие + деепричастие».
12. Выпишите грамматическую основу предложения 7.
7 класс
Тематическая проверочная работа по теме «Наречие»
Вариант 2
1. Найдите неверное утверждение.
Главный признак наречия – это неизменяемость, поэтому у слов этой части речи нет и не может быть окончания.
Слова категории состояния в предложениях являются сказуемыми.
Наречия на О-Е, образованные от качественных имён прилагательных, могут иметь степени сравнения.
В словосочетании наречие может быть только главным словом.
2. Укажите ряд, в котором все слова – наречия образа и способа действия:
чуть-чуть, зимой, сначала, неотлучно
здесь, слишком, весело, беззаботно
по-волчьи, невнимательно, медленно, по-осеннему
всюду, дважды, сегодня, намеренно
3. Укажите словосочетание с наречием в сравнительной степени:
девочка красивее
громче гром
загадочнее земля
относиться бережнее
4. Укажите ряд, в котором все наречия пишутся раздельно:
1) (во)первых, (по)хитрому, (не)нароком, (не)жаль
(по)всюду, (на)изусть, (в)дали, (не)зачем
(на)цыпочках, (на)память, (не)вовремя, (без)вести
4) (волей)неволей, где(нибудь), (кое)куда, (по)лисьи
Прочитайте текст и выполните задания А5 – 12.
(1)С полей, с лугов, с вод поднялись туманы и растаяли в небесной лазури. (2)Но в лесу туманы застряли надолго. (3)Солнце поднимается выше, и лучи сквозь лесной туман проникают в глубину чащи. (4)В чаще на них можно смотреть прямо и даже считать. (5)Зелёные дорожки в лесу все будто курятся, туман везде поднимается. (6)Вода пузырьками садится на листья, на хвоинки ёлок, на паучьи сети, на телеграфную проволоку…
5. Как можно озаглавить данный текст?
Капли росы
Туманы
Утро в лесу
Солнечные лучи
6. Определите верную характеристику текста.
Стиль речи – научный; тип речи – рассуждение.
Стиль речи – художественный; тип речи – повествование.
Стиль речи – художественный; тип речи – описание.
Стиль речи – разговорный; тип речи – описание.
7. Укажите номера предложений, в которых встречаются наречия.
8. Из предложений 1- 4 выпишите наречие в сравнительной степени.
9. Из предложения 2 выпишите обстоятельство, выраженное наречием.
10. Из предложений 2-4 выпишите наречие, образованное приставочным способом.
11. Из предложений 1-2 выпишите словосочетание «глагол + наречие».
12. Выпишите грамматическую основу предложения 3.
1. Наречия зависят только от глагола.
2. Частенько, быстро, по-новому, невесело
3. Подниматься выше
4.(по)всюду, (на)изусть, (в)дали, (не)зачем
5. Ночью,
6. Стиль речи – художественный; тип речи – описание.
7. 1, 2, 3, 6, 7, 8
8. Слабее
9. Ненавязчиво
10. Ненавязчиво
11. Нежно светлея
12. Пахло (безличное сказуемое)
2 вариант
1. В словосочетании наречие может быть только главным словом.
2. По-волчьи, невнимательно, медленно, по-осеннему
3. Относиться бережнее
4. На цыпочках, на память, не вовремя, без вести
5. Утро в лесу
6. Стиль речи – художественный; тип речи – описание
7. 2, 3, 4, 5
8. Выше
9. Надолго
10. Надолго
11. Застряли надолго
12. Солнце поднимается, лучи проникают