Какие есть орфограммы на дефисное написание слов?

•В наречиях типа по-своему •суффиксы типа -нибудь, таки •частички -то

Дефисное написание слов

1. Имена существительные, которые пишутся через дефис.

1) Названия промежуточных стран света (юго - восток, северо - запад, норд – ост).

2) Сложные единицы измерения (килограмм-час, тонно-километр, человеко-день).

3) Термины научные, технические, общественно-политические, воинские звания, а также названия механизмов и предметов ( премьер-министр, динамо-машина, вакуум-насос, генерал-лейтенант, пила-рыба, кресло-кровать, плащ-палатка, стоп-кран ).

4) Слова с иноязычными элементами вице -, лейб -, обер -, унтер -, штаб -, экс - в первой части (вице-адмирал, лейб-гвардия, обер-кондуктор, унтер-офицер, штаб-лекарь, экс-чемпион).

5) Слова с пол -, если вторая часть слова начинается:

а) с буквы л (пол-листа, пол-лимона);

б) заглавной буквы (пол-Москвы, пол-Урала);

в) гласной буквы (пол-апельсина, пол-яблока, пол-академии).

Примечание. Слова с полу - пишутся слитно ( полуавтомобиль, полустанок).

2. Имена прилагательные.

1) Образованные от сложных существительных с дефисным написанием (нью-йоркский, юго-восточный, лейб-гвардейский, иваново-вознесенский).

2) Образованные из двух основ, обозначающих равноправные понятия; между частями можно вставить союз иили но: торгово-промышленный (торговый и промышленный), беспроцентно-выигрышный (беспроцентный, но выигрышный).

3) Сложные прилагательные, части которого указывают на неоднородные признаки: добровольно-спортивные общества (добровольные спортивные), счетно-решающие устройства (счетные решающие), феодально-крепостнический строй (феодальный крепостнический), сравнительно-исторический метод (сравнительный исторический)

4) Сложные прилагательные, обозначающие оттенки цветов (бутылочно-зеленый, молочно-белый, золотисто - красный). Если вторая часть слова не обозначает цвет, то написание слитное (светлоокий, темнокожий, черноглазый, краснолицый, белоствольный)

Примечание. Наибольшее количество ошибок встречается при определении написания прилагательных типабелоствольный, белоснежный, темнокожий, которые путают с прилагательными, обозначающими оттенки цвета (бело-серый, нежно-белый, темно-желтый)

5) Термины (атомно-молекулярный, гнойно-воспалительный, желудочно-печеночный, буржуазно-демократический)

6) Если первая часть слова заканчивается на –ико (историко-архивный, медико - судебный, технико-экономический, диалектико-материалистический)

7) Образованные из сочетания прилагательного с существительным, но с перестановкой этих элементов: литературно- художественный (художественная литература), словарно-технический (технические словари)

8) Образованные от сочетания имени и фамилии, имени и отчества, двух фамилий (жюль-верновская фантастика, вальтер-скоттовские романы, ильфо-петровская сатира, бойль-мариоттовский закон, Иван-Иванычев пиджак)

3. Наречия.

1) С приставкой по - и суффиксами –ому ( -ему), а также заканчивающиеся на –цки, - ски, - ьи (по- осеннему сыро, быть по-твоему, по-немецки пунктуальный, жить по-солдатски, выть по-волчьи)

2) С приставкой во - (в-) и суффиксом –ых (-их): во-первых, в-третьих. Эти вводные слова, выделяющиеся запятой, обозначают порядок мыслей.

3) Образованные повторением слов или основ (едва-едва, еле-еле, чуть-чуть).

4) Образованные сочетанием синонимических или связанных по ассоциации слов ( шиворот-навыворот, нежданно-негаданно, подобру-поздорову, с бухты-барахты, худо-бедно, не сегодня - завтра )

5) Неопределенные наречия и местоимения с частицами -то, -либо, - нибудь, кое -, - таки (кое-кто, что-нибудь, все-таки, что-либо, какой-то).


ЕЩЕ ПО ТЕМЕ:
Составьте план этого текста:
1.
2.
3.
4.
Красота речи не тождественна красивости и не сводится к искусственному украшательству. Тем не менее, уже в древности знали, что воздействующая сила речи возрастает, если она чем-то выделяется. Намеренные отклонения от нейтрального речевого стандарта еще в античной риторике получили название тропов и фигур.
Троп - это переносное значение слова, выражения, фрагмента текста. Традиционно тропы разделяются на образованные по смежности и по сходству. Перенос по смежности называется метономией. Существуют наиболее употребимые модели метонимического переноса. Например, названия собрания может быть перенесено на его участников («Съезд принял важный закон»), именем столицы может быть названо его рукаводство («Москва подписала договор»).
Значительно большим потенциалом обладают тропы, созданные по сходству, и среди них важнейшее место принадлежит метафоре. Метафора - перенесение наименования с одного объекта (предмета, лица, явления) на другой, сходный с первым в каком-либо отношени. Метафора - царица всех тропов, посколько представляет собою большее, чем прием выразительной речи. Метафора - инструмент познания действительности. Именно с ней связаны многин операции по переработке знания. Вслушайтесь в давно уже ставшие привычными выражения: «торжество правды», «волна недовольства» и т. Д., ведьони созданы с помощью метафоры, которая помогла лаконично и понятно обозначить, назвать сложные, не поддающиеся описанию явления.
Обобщенность и образность метафоры делают ее весьма удобным и привлекательным инструментом коммуникации, потому что она делает мысль более ясной, яркой, убедительной, оставляет простор для разного истолкования сказонного, оказывает воздействие не только на разум, но и на чувства людей. Вот почему так часто метафоры используются не только в художественных произведениях, но и в речи политиков, публицистов, общественных деятелей - словом, тех, кто стремится каким-то образом поалиять на гражданскую активность людей.

1. Красота речи
2. Троп - это переносное значение слова, выражения, фрагмента текста.
3. Тропы созданные по сходству
4. Метафора - перенесение
наименования с одного объекта на другой
5. С ней связаны многие операции по переработке знания.
6. Она делает мысль более ясной, яркой, убедительной.
7. Метафоры используются не только в художественных произведениях, но и в речи политиков, публицистов.

план этого текста:
1. Тропы и фигуры - украшения речи.
2. Метономия - тропы, образованные по смежности.
3. Метафоры - тропы, образованные по сходству.   
4. Метафора как инструмент коммуникации.

Убрать цифры, расставить знаки препинания зеленым цветом.
1. Разноцветные заросли (1) образованные одиночными (2) и колониальными коралловыми полипами (3) хорошо видны сквозь прозрачные воды тёплых тропических морей (4) в тихий солнечный день.

2. Амбра (1) долго пробывшая в морской воде (2) или специально очищенная (3) имеет едва уловимый (4) запах жасмина.

3. В Крыму Васильев подолгу любовался горами (1) устремлёнными к солнцу (2) и (3) окутанными розовой дымкой (4) деревьями.

4. Славная биография «архангельского мужика» Михаила Васильевича Ломоносова (1) ушедшего из деревни с обозом в Москву (2) и (3) ставшего со временем величайшим учёным (4) известна сегодня каждому школьнику.

5. Нарядных бабочек-крапивниц (1) легко порхающих (2) или греющихся на солнце (3) можно увидеть в природе (4) уже ранней весной.

6. Грозовая туча (1) по временам сверкавшая молниями (2) и издававшая недовольное рокотание (3) спешила на северо-восток (4) всё более открывая тёмное звёздное небо.

7. Смешиваясь с солёными морскими ветрами (1) запах цитрусовых (2) создаёт (3) целебно действующую (4) на людей атмосферу.

8. Перифраза – оборот речи, который состоит в замене слова описательным сочетанием (1) содержащим (2) элемент характеристики описываемого предмета или лица (3) и помогающим (4) избежать неоправданных повторов в тексте.

9. На картине будут лишь (1) омытый дождём (2) мокрый луг под огромным небом, несколько деревьев да (3) бегущие по влажной траве (4) тени сизых туч (5) гонимых ветром.

10. Сад (1) всё больше редея и переходя в настоящий луг (2) спускался к (3) поросшей зелёным камышом и ивняком (4) реке.

11. По длинному зыбкому плоту (1) сделанному из трёх связанных брёвен (2) мы перебрались через реку и пошли направо (3) держась (4) недалеко от берега.

12. Я видел кругом одно безбрежное лазурное море (1) всё покрытое мелкой рябью золотых чешуек, а над головою такое же безбрежное, такое же лазурное небо – и по нему (2) торжествуя (3) и словно смеясь (4) катилось ласковое солнце.

13. Один за другим к костру (1) медленно угасающему в ночи (2) подходили кони и неподвижно останавливались (3) глядя на нас (4) умными глазами.

14. Выпускники (1) всё чаще задумываясь о предстоящем расставании со школой (2) по-новому смотрят на незаметно повзрослевших (3) одноклассников (4) стремясь видеть в них только хорошее.

15. Леонид Леонов (1) являясь классиком русской литературы 20 века (2) был неутомимым защитником русского леса (3) названного им (4) «зелёным другом».

16. Воробей (1) неожиданно взлетев (2) исчез в светлой зелени сада (3) прозрачно сквозившей (4) на фоне предвечернего неба.

17. Степной воздух (1) наполненный тысячью разных птичьих свистов (2) был жарким, а в высоком небе неподвижно стояли ястребы (3) распластав свои крылья (4) и неподвижно устремив глаза свои в траву…

18. По ясному небу плавно неслись (1) не закрывая солнца (2) низкие дымчатые облака (3) постепенно исчезающие (4) в синеве.

19. В числе чудаков (1) живших в Москве в грибоедовские времена (2) был человек (3) описанный в комедии «Горе от ума» под именем (4) Максима Петровича.

20. Дорога (1) поворачивавшая вправо (2) шла через огромное поле (3) засеянное яровыми (4) и углублялась в лес.

21. С моря дул влажный холодный ветер(1) разнося по степи (2) задумчивую мелодию плеска (3) набегавшей на берег волны.

22. Утки (1) испуганные внезапным появлением охотников (2) шумно поднялись и (3) кувыркаясь в воздухе (4) медленно и тяжело полетели прочь.

23. Можно лишь преклоняться перед гением Марины Цветаевой (1) создавшей совершенно неповторимый поэтический мир (2) и (3) свято верившей (4) в свою музу.

24. В мире не счесть мастеров-виртуозов (1) артистично владеющих (2) рисунком, живописью, композицией и (3) создающих (4) великолепные полотна.

25. Перед нами лежала Койшаурская долина (1) пересекаемая, как двумя серебряными нитями, Арагвой и другой речкой (2) и (3) убегая в соседние теснины от тёплых лучей солнца (4) скользил по ней голубоватый туман.

26. Перед нами открылся великолепный вид: река вьётся (1) тускло синея сквозь туманную даль (2) по водянисто-зелёным лугам, и человек (3) охваченный светлым дыханием весны (4) крепнет, вольнее ему дышится, радостнее у него на душе.

27. Созданный Блоком (1) «страшный мир» города и его Незнакомка (2) пугающая (3) и неодолимо влекущая к себе (4) подавляют поэта.

28. А уже через час оба сидели за шатким столиком (1) и (2) упираясь друг в друга головами (3) читали длинный список драгоценностей (4) некогда принадлежавших тёще Ипполита Матвеевича.

29. Мы перебрались через реку по зыбкому плоту (1) сделанному из трёх связанных брёвен (2) и пошли направо (3) держась (4) поближе к берегу.

30. Образованный на речке (1) пруд(2) по диагонали пересекавший усадьбу Абрамцево (3) явился естественной границей двора с хозяйственными постройками и парка (4) раскинувшегося к юго-востоку от усадебного дома.

1. Разноцветные заросли,  образованные одиночными  и колониальными коралловыми полипами , хорошо видны сквозь прозрачные воды тёплых тропических морей в тихий солнечный день.

2. Амбра, долго пробывшая в морской воде или специально очищенная, имеет едва уловимый  запах жасмина.

3. В Крыму Васильев подолгу любовался горами, устремлёнными к солнцу,   и окутанными розовой дымкой  деревьями.

4. Славная биография «архангельского мужика» Михаила Васильевича Ломоносова,  ушедшего из деревни с обозом в Москву  и ставшего со временем величайшим учёным,  известна сегодня каждому школьнику.

5. Нарядных бабочек-крапивниц, легко порхающих  или греющихся на солнце, можно увидеть в природе  уже ранней весной.

6. Грозовая туча, по временам сверкавшая молниями и издававшая недовольное рокотание, спешила на северо-восток,  всё более открывая тёмное звёздное небо.

7. Смешиваясь с солёными морскими ветрами, запах цитрусовых  создаёт  целебно действующую  на людей атмосферу.

8. Перифраза – оборот речи, который состоит в замене слова описательным сочетанием,  содержащим  элемент характеристики описываемого предмета или лица  и помогающим  избежать неоправданных повторов в тексте.

9. На картине будут лишь  омытый дождём мокрый луг под огромным небом, несколько деревьев да бегущие по влажной траве тени сизых туч,  гонимых ветром.

10. Сад, всё больше редея и переходя в настоящий луг,  спускался к  поросшей зелёным камышом и ивняком  реке.

11. По длинному зыбкому плоту,  сделанному из трёх связанных брёвен, мы перебрались через реку и пошли направо,  держась  недалеко от берега.

12. Я видел кругом одно безбрежное лазурное море,  всё покрытое мелкой рябью золотых чешуек, а над головою такое же безбрежное, такое же лазурное небо – и по нему,  торжествуя  и словно смеясь,  катилось ласковое солнце.

13. Один за другим к костру,  медленно угасающему в ночи,  подходили кони и неподвижно останавливались, глядя на нас  умными глазами.

14. Выпускники.  всё чаще задумываясь о предстоящем расставании со школой.  по-новому смотрят на незаметно повзрослевших одноклассников, стремясь видеть в них только хорошее.

15. Леонид Леонов,  являясь классиком русской литературы 20 века, был неутомимым защитником русского леса,  названного им «зелёным другом».

16. Воробей, неожиданно взлетев,  исчез в светлой зелени сада,  прозрачно сквозившей  на фоне предвечернего неба.

17. Степной воздух,  наполненный тысячью разных птичьих свистов, был жарким, а в высоком небе неподвижно стояли ястребы, распластав свои крылья  и неподвижно устремив глаза свои в траву…

18. По ясному небу плавно неслись, не закрывая солнца, низкие дымчатые облака, постепенно исчезающие  в синеве.

19. В числе чудаков,  живших в Москве в грибоедовские времена, был человек, описанный в комедии «Горе от ума» под именем Максима Петровича.

20. Дорога, поворачивавшая вправо, шла через огромное поле, засеянное яровыми, и углублялась в лес.

21. С моря дул влажный холодный ветер,  разнося по степи  задумчивую мелодию плеска, набегавшей на берег волны.

22. Утки,  испуганные внезапным появлением охотников, шумно поднялись и,  кувыркаясь в воздухе, медленно и тяжело полетели прочь.

23. Можно лишь преклоняться перед гением Марины Цветаевой, создавшей совершенно неповторимый поэтический мир и  свято верившей    в свою музу.

24. В мире не счесть мастеров-виртуозов, артистично владеющих  рисунком, живописью, композицией и  создающих  великолепные полотна.

25. Перед нами лежала Койшаурская долина,  пересекаемая, как двумя серебряными нитями, Арагвой и другой речкой,  и, убегая в соседние теснины от тёплых лучей солнца,  скользил по ней голубоватый туман.

26. Перед нами открылся великолепный вид: река вьётся, тускло синея сквозь туманную даль, по водянисто-зелёным лугам, и человек, охваченный светлым дыханием весны,  крепнет, вольнее ему дышится, радостнее у него на душе.

27. Созданный Блоком «страшный мир» города и его "Незнакомка ", пугающая  и неодолимо влекущая к себе,  подавляют поэта.

28. А уже через час оба сидели за шатким столиком  и,  упираясь друг в друга головами, читали длинный список драгоценностей,  некогда принадлежавших тёще Ипполита Матвеевича.

29. Мы перебрались через реку по зыбкому плоту, сделанному из трёх связанных брёвен,  и пошли направо,  держась  поближе к берегу.

30. Образованный на речке  пруд,  по диагонали пересекавший усадьбу Абрамцево,  явился естественной границей двора с хозяйственными постройками и парка,  раскинувшегося к юго-востоку от усадебного дома.

1) К какой группе частей речи относится наречие?
2)Что обозначает наречие и на какие вопросы отвечает?
3) Какие морфологические признаки имеет наречие?
4) Какие основные суффиксы наречий вы можете назвать?
5) К каким частям речи относится наречие и какую синтаксическую роль выполняет в предложении?
6)Как пишется наречие с НЕ и НИ?
7) От чего зависит употребление буквы О или А на конце наречий?
8)Когда на конце наречий пишется Ь?
9) В каких случаях наречия пишутся через дефис?
10) Когда в наречиях пишется -Н-, а когда -НН-?
11) В каких случаях наречия пишутся слитно, а в каких - раздельно?
12) Чем отличаются наречия от слов категории состояния?
13) Что обозначают слова категории состояния?
ДАМ

1)к неизменяемым, самостоятельным
2)обозначает признак предмета, действия и признак признака. Отвечает на вопросы "где?", "когда?", " куда?", "откуда?", " почему?", "зачем?" и "как?"
3. Не склоняются, не спрягаются, не имеют окончаний, не изменяются по родам и числам.
4.-О- и -А-
5. Выполняет роль обстоятельства, реже - определения и сказуемого.
6. Слитно
7. В зависимости от приставок.
8. После шипящих
9. В неопределённых наречиях.
10.-Н-, если прилагательные образованы с помощью суффиксов: -АН-, -ЯН-, -ИН-;-НН-, если прилагательные образованы с помощью суффиксов -ЕНН-, -ОНН-.
11. Слитно пишутся наречия, образованные от местоимений. Раздельно пишутся только при наличии в самом предложении пояснительного слова к ним.
12. Наречие обозначает признак предмета, действия и признак признака. Категория состояния обозначает состояние природы, окружающей среды, физическое и душевное состояние человека.
13. Категория состояния обозначает состояние природы, окружающей среды, физическое и душевное состояние человека.