2. Чем выражается подлежащее? Приведите примеры.
Подлежащее и сказуемое. Главный член пж. Вопрос кто? Что? Выраж. Им сущ. Местоим. Числит. Словосочет. Главн член пж. Отвеч на вопр. Что делает? Выраж глаголом и др. Частями речи. Отличаются наличием второстепенных членов предложения. Скоро наступят новогодние праздники. Подлежащее праздники выраж. Существ. Во мн числе. Мы любим кататься на лыжах. МЫ - местоимение.
Грамматическая основа двухсоставного предложения состоит из подлежащего и сказуемого.
Подлежащее-главный член предложения, обозначает предмет и отвечает на вопросы кто? что?
Кто? Человек, что? Книга.
Сказуемое- главный член предложения обозначает действие предмета и отвечает на вопросы что делать? Что сделать?
Что делать? Играть, что сделать? Прислать.
В распространенных предложениях имеются второстепенные члены -определение, обстоятельство, дополнение. В нераспространенных предложения имеются только главные члены подлежащее и сказуемое, или один из них.
1) Подлежащее может выражаться существительным в И. П.
Наступила зима.
2) Личным местоимением в И. П.
Мы часто гуляем в нашем парке.
3) Словосочетанием числительного и существительного.
Три девицы под окном пряли поздно вечерком.
4) Глаголом в неопределенной форме.
Жить-Родине служить.
5)Причастием и прилагательным перешедшим в разряд существительных.
Провожающие вышли из вагона, и поезд тронулся. Больной скоро поправился
Прочитай предложение и дополните описание его схемы. Это сложное предложение состоит из ____ ____, связанных друг с другом интонацией и союзом ____. В первом предложении подлежащее- ____ ____, а сказуемое - ______. Во втором предложение главные члены - ____ ____. В конце сложного предложения стоит знак ___ ____. Пожалуйста помогите !
Это сложное предложение состоит из однородных членов, связанных друг с другой интонацией и союзом А. В первом предложении подлежащее утка, а сказуемое- играет. Во втором предложении главные члены утята (сущ, поджащее) подпевают (гл., сказуемое). В конце сложного предложения стоит знак точка.
А. Второстепенные члены предложения распространяют только грамматическую основу.
Б. По способу выражения определения делятся на согласованные и несогласованные.
В. Прямое дополнение может относиться только к глаголам и выражается только винительным падежом.
Г. Подлежащее может выражаться различными частями речи.
1. Выпишите предложение, в котором подлежащее выражено наречием.
А. В доме напротив зажгли свет.
Б. «Спозаранку» - слово с тремя приставками и двумя суффиксами.
В. Весь день стоит как бы хрустальный. Г. Ночью месяц тускл.
1. Выпишите предложение с составным глагольным сказуемым.
А. Обнялись облака и уснули без грусти. Б. Я начал строить новый дом.
В. Мир кажется мне книгой бесконечной. Г. Об осеннем лесе буду сказку сказывать.
1. Выпишите предложение с составным именным сказуемым.
А. Лесной полумрак заискрился нитями лучей. Б. Ночи были ясные и по-весеннему тёплые.
В. Ребята будут купаться в реке. Г. Почему ты долго был на улице?
1. Выпишите предложение, в котором нужно поставить тире между подлежащим и сказуемым.
А. Мир без книг мир дикарей. Б. Жизнь коротка искусство долговечно.
В. Я всем чужой. Г. Ласковое слово что весенний день.
1. Выпишите предложение, в котором выделенное слово является дополнением.
А. Часовой стережёт объект. Б. Море посылало на берег влажность.
В. Ветер кружит опавшие листья. Г. Воск со свечи оплыл на салфетку.
1. Найдите предложение с косвенным дополнением.
А. Я окно распахнул. Б. Морячок играл старинный вальс.
В. Слепит глаза реки далёкой дрожь. Г. Старуха пряла свою пряжу.
1. Укажите предложения, в которых дополнение выражено глаголом в неопределённой форме.
А. Николай надеялся успеть к обеду домой.
Б. Любить природу – значит любить Родину.
В. Цель литературы – помогать человеку понимать самого себя.
Г. Он приезжал домой пообедать.
1. Найдите предложение с несогласованным определением.
А. По сторонам дороги росли кудрявые дубы.
Б. Пряди различной длины торчали из-под его берета.
В. И тридцать витязей прекрасных чредой из вод выходят ясных.
Г. Люблю дымок спалённой жнивы.
1. Найдите предложение с обстоятельством цели.
А. Вадим часто заезжал сюда послушать музыку.
Б. Широкое пространство всегда владело сердцами русских.
В. Слегка накрапывал дождик.
Г. Ветер постепенно стихает.
1. Выпишите предложение и выполните его разбор по членам.
Солнце быстро разъедает непрочный весенний лёд.
1. Укажите предложения, где обстоятельства выделяются запятыми.
А. Лёд несмотря на раннюю оттепель не успел растаять.
Б. Внизу как зеркало стальное синеют озера струи.
В. Бакланы гомонят издавая хриплые каркающие звуки.
Г. Пингвины неуклюже переваливаются неторопливо переставляют сильные ноги.
1. *Составьте 3 словосочетания с разными видами синтаксической связи.
1. *Составить 3 предложения с тире между подлежащим и сказуемым
Часть 2*
Прочитайте текст и выполните задания 1-5
1) Учась в гимназии, Гоголь играл во многих пьесах, поставленных на сцене ученического театра. 2) Удачны были в его исполнении женские роли, особенно роль помещицы Простаковой в «Недоросле» Фонвизина.
3) Сюжет «Ревизора» подсказан Гоголю Пушкиным. 4) Комедия была написана в течение двух месяцев, и впоследствии драматург, волновавшийся за будущее пьесы, присутствовал на репетициях, давая актёрам ценные советы. 5) Его сатира была остра, как нож, разящий врага.
Задание 1: укажите номера предложений, в которых встречается обстоятельство, выраженное деепричастным оборотом.
Задание 2: укажите номера предложений, в которых встречается составное именное сказуемое.
Задание 3: укажите средство языковой выразительности, встречающееся в предложении 5.
Задание 4: укажите номера предложений, в которых содержится причастный оборот. Каким членом предложения он является?
Задание 5: укажите номер предложения, в котором встречается производный предлог.
1. *Составить 3 предложения с тире между подлежащим и сказуемым
Часть 2*Укажите предложения, где обстоятельства выделяются запятыми.
А. Лёд несмотря на раннюю оттепель не успел растаять.
Б. Внизу как зеркало стальное синеют озера струи. Цель литературы – помогать человеку понимать самого себя. Ночи были ясные и по-весеннему тёплые. Прямое дополнение может относиться только к глаголам и выражается только винительным падежом.
Второстепенные члены предложения распространяют только грамматическую основу.
«Спозаранку» - слово с тремя приставками и двумя суффиксами.
Я начал строить новый дом.
Ночи были ясные и по-весеннему тёплые.
Мир без книг мир дикарей.
Слепит глаза реки далёкой дрожь
Люблю дымок спалённой жнивы.
1. Выпишите предложение и выполните его разбор по членам.
Солнце быстро разъедает непрочный весенний лёд
Солнце - подлежащее. Разъедает - сказуемое, быстро - обстоятельство, лед - дополнение, непрочный, весенний - определение;
Укажите предложения, где обстоятельства выделяются запятыми.
А. Лёд несмотря на раннюю оттепель не успел растаять.
Б. Внизу как зеркало стальное синеют озера струи.
Составьте 3 словосочетания с разными видами синтаксической связи.
Тонкий лед - согласование; рисовать картину - управление;
кричать громко - примыкание;
1. *Составить 3 предложения с тире между подлежащим и сказуемым
Москва - столица России. Семь - загадочное число. Хотеть - значит мочь.
Часть 2*Задание 1: укажите номера предложений, в которых встречается обстоятельство, выраженное деепричастным оборотом.
1, 4.
Задание 2: укажите номера предложений, в которых встречается составное именное сказуемое.
2, 4, 5
Задание 3: укажите средство языковой выразительности, встречающееся в предложении 5.
Сравнение.
Задание 4: укажите номера предложений, в которых содержится причастный оборот. Каким членом предложения он является?
1, 4. Определение
Задание 5: укажите номер предложения, в котором встречается производный предлог.
4
предложения?
1) Некоторые из айсбергов(подлежащее) – гиганты(сказуемое) длиной в несколько десятков километров.
2) Наши знания существенно расширили(сказуемое) последние открытия(подлежащее) археологов.
3) Учителем Александра Македонского был(сказуемое) знаменитый Аристотель(подлежащее).
4) В товарищеском матче наши футболисты(подлежащее) не ударили в грязь лицом(сказуемое).
2. Укажите пример с грамматической ошибкой (обратите внимание на согласование
подлежащего и сказуемого).
1) Бóльшая часть картин передана в музей.
2) У костра сидело несколько человек.
3) Сочи расположен на той же широте, что и Бостон.
4) Кто из вас вчера были на концерте?
3. Укажите предложение(я) с простым глагольным сказуемым.
1) Сестра будет рада такому подарку.
2) Шофёр будет ждать у подъезда.
3) Кто-нибудь из вас будет врачом.
4) К сентябрю школа будет отремонтирована.
5) Через час вы будете дома.
4. В каком(-их) примере(-ах) допущена пунктуационная ошибка?
1) На экзамене главное – уметь сосредоточиться.
2) Плохая погода не помеха для туриста.
3) Работать в поле не языком болтать.
4) Сказуемое один из главных членов двусоставного предложения.
5) В устье эта река как море.
5. Какое из утверждений относится к данному предложению?
Без энергии Солнца жизнь на Земле была бы невозможна.
1) По цели высказывания это предложение побудительное.
2) Подлежащее выражено синтаксически цельным сочетанием.
3) Сказуемое составное глагольное.
4) Сказуемое состоит из связки в форме условного наклонения и именной части,
выраженной прилагательным.
Прочитайте предложения и выполните задания 6 – 10.
(В одном из предложений допущена пунктуационная ошибка.)
А. Но на самом деле они появляются в любых широтах.
Б. Мираж происходит от полного отражения светового луча плотным слоем воздуха.
В. Долгое время считалось, что миражи бывают только в жарких странах.
Г. Иногда эти предметы отражаются прямо, а иногда в перевёрнутом виде.
Д. При этом становятся видимыми отражения предметов лежащ__ за линией
горизонта.
6. В каком порядке нужно расположить предложения, чтобы получился текст?
1) Б, А, Г, В, Д
2) Б, В, Г, Д, А
3) В, Б, Д, А, Г
4) В, А, Б, Д, Г
7. Какого словосочетания нет в предложении Б?
1) отражения луча 2) светового луча
3) отражения воздуха 4) слоем воздуха
8. Найдите пунктуационную ошибку. Выпишите слово, после которого должен
стоять знак препинания, затем в скобках поставьте этот знак препинания.
Ответ: __________________________ ( ) ______________________
9. Выпишите грамматическую основу предложения Д.
10. Какое окончание должно быть у слова «лежащ__» в предложении Д: -их или -ие?
Обоснуйте своё решение. (Ответ должен быть полным, из 2 – 4 фраз.)
1. Ответ 3 (сказуемое - был учителем)
2. Ответ 4 (Кто…был)
3. Ответ 2, 5
4. 3) Работать в поле - не языком болтать.
4) Сказуемое - один из главных членов двусоставного предложения.
5. Ответ 4
6. 4) В, А, Б, Д, Г
7. 3) отражения воздуха
8. В предложении Д: предметов (,)
9. Отражения - подлежащее, становятся видимыми - сказуемое
10. У слова «лежащ__» в предложении Д должно быть окончание -их. Определяемое слово - "предметов". Задаем вопрос: предметов каких? Вопрос оканчивается на -их. Значит, в причастии "лежащих" тоже окончание -их.