Приставки ПРИ-, ПРЕ-
1. Правописание приставок пре-, при- определяется их значением:
Приставка при- указывает на:
1) пространственную близость): пришкольный, пригородный;
2) присоединение, приближение: припаять, приблизиться;
3) совершение действия в неполном объёме или на ограниченный срок: приоткрыть, приостановиться
4) доведение действия до конца: приплыть, приучить;
5) действие, совершающееся в интересах субъекта: присвоить. Припрятать
Приставка пре- указывает на:
1) значение «через» (близка по значению приставке пере): преступать (переступать);
2) значение «по-иному»: преображать (делать другим, изменять), пререкаться (говорить иное, не то, что хотят услышать);
3) высокую степень качества (близка по значению к слову «очень»): преинтересный (очень интересный);
4) на действие, достигающее предельной степени: превосходить
Примечание. Различается написание слов, близких по звучанию, но разных по значению: придать соответствующий вид — предать друга, притворить дверь — претворить мечту, прибывать вовремя — пребывать в отпуске, приступить к работе — преступить закон, приходящий в гости — преходящий момент и под.
2. Правописание отдельных слов с приставками пре-, при- нельзя проверить данным правилом. Их следует запомнить или определять по орфографическому словарю. Сюда относятся, например, устаревшие слова, употребляющиеся во фразеологических сочетаниях преткнуться (устар. ) — «споткнуться», преткновение — «помеха, затруднения», камень преткновения; преставиться (устар. ) —«умереть», устроить светопреставление.
3. Правописание заимствованных слов, имеющих пре-, при- в корне также рекомендуется определять по орфографическому словарю: престиж, президент, приоритет, привилегия и т. Д.
При пишется, если слово обозначает: Приближение (приехать) Присоединение(прикрутить) Неполнота действия(приоткрыть). Пре пишется, если: Пре можно заменить на пере Пре можно заменить на слово очень
(4)Но вот что-то лё…кое и влаж(н, нн)ое проносится над городом. (5)И вдруг дождь! (6)Да какой! (7)Прямо с голубого неба забили к…сые струи крупные капли как горох застучали по нашим головам и спинам. (8)И тучи нигде (не)видно! (9)Вот только одна (не)большая точно рва(н, нн)ая серая кисея зац…пилась за крышу высотного дома. (10)Неужели из неё бьёт этот весёлый дождь озорник?
(11)Жаркие лучи солнца пронизывали завесу дождя и эти прозрач(н, нн)ые к…сые струи воды к…зались жи…ким светом льющимся с неба.
1) Озаглавьте текст.
2) Какое предложение в наибольшей степени выражает восхищение автора красотой дождя? Назовите его номер.
3) Спишите, вставляя пропущенные буквы и подбирая проверочные слова.
Т…плом, л…лось, св…тлячки, лё…кое, к…сые, зац…пилась, к…зались, жи…ким.
4) Как пишется слово (не)видно (8-ое предложение)?
а) Слитно, это наречие на –о, которое можно заменить синонимом без не.
б) Раздельно, потому что это наречие на –о, которое можно заменить синонимом без не.
в) Раздельно, потому что это глагол.
г) Раздельно, потому что это краткое причастие.
5) Как пишется слово (не)большая (9-ое предложение)?
а) Слитно, потому что это прилагательное.
б) Слитно, потому что это полное причастие без зависимых слов.
в) Слитно, потому что можно заменить слово синонимом без не.
г) Раздельно, потому что можно заменить слово синонимом без не.
6) Выпишите из текста причастие с одной буквой н. Объясните правописание.
7) Где на месте пропуска необходимо поставить запятую?
Прямо с голубого неба (1) забили к…сые струи (2) крупные капли (3) как горох (4) застучали (5) по нашим головам (6) и спинам.
а) 2, 3, 5, 6
б) 2, 3, 4
в) 3, 4
г) 1, 3, 4
8) Найдите прямое дополнение.
а) забили струи
б) лучи солнца
в) пронизывали завесу
г) к…зались светом
9) В каком(их) предложении(ях) есть причастный оборот, который следует выделить запятыми? Назовите номер(а) предложения(ий).
10) Посчитайте, сколько определений в 11-м предложении.
а) 9
б) 10
в) 6
г) 5
11) Выпишите из текста приложение вместе с определяемым словом, приложение подчеркните; поставьте, если это необходимо, тире.
12) Назовите номер(а) предложения(ий), в котором(ых) есть сравнительный оборот.
13) В каких предложениях есть обстоятельство места?
а) 2, 3, 4, 7, 8, 9, 11
б) 2, 3, 4, 7, 8, 10, 11
в) 2, 4, 7, 8, 9, 11
г) 2, 4, 7, 11
14) Определите вид выделенного обстоятельства.
Вот только одна (не)большая точно рва(н, нн)ая серая кисея зац…пилась за крышу высотного дома.
а) места
б) условия
в) образа действия
г) степени
15) Спишите, расставляя пропущенные буквы и знаки препинания. Выделите обстоятельства, укажите их вид.
Несмотря на страх, он (не) убежал.
Я сделал это нароч…но.
Вдали ж…лтеют как бледные пятна огни.
В течение суток горячая вода не шла (из)(за) аварии в котельной.
Всю ночь волны с грох…том обрушивались на берег.
2.Прямо с голубого неба забили косые струи, крупные капли, как горох, застучали по нашим головам и спинам. Предложение №7
3.Теплом - тёплый, лилось - лился, светлячки - светлый, лёгкое легонько, косые - кос - это корень с чередованием, пишется буква о, потому что после корня нет суффикса а, зацепилась - цепкий, казались - кажется, жидким - жиденький.
4.г)
5. в)
6.Рваная, пишется одна буква н, потому что нет приставки(кроме не), нет зависимого слова, не образовано от глагола совершенного вида.
7.б)
8.в)
9.1),9),11)
10.г)
11.Дождь-озорник(озорник - приложение, подчёркивается волнистой чертой)
12.3),7), а в 11)и 2) - метафоры(скрытые сравнения)
13.1)
14.выдели обстоятельство
15.Несмотря на страх, он не убежал.
Я сделал это нарочно.(обстоятельство образа действия)
Вдали желтеют, как бледные, пятна огни.(обстоятельство места)
В течение суток горячая вода не шла из-за аварии в котельной.(обстоятельство причины)
Всю ночь(обстоятельство времени) волны с грохотом(обстоят. образа действия) обрушивались на берег.
1) По какому признаку среди сложных слов мы находим сложно сокращенные?
2) Как различить на письме глассные в приставках пре- и при- ? Чем объясняется, что правило об их правописание охватывает не все слова с этими приставками?
№1
Сложносокращенные слова-разновидность сложных слов.
Это слова, возникшие на основе составных наименований и терминов путём сокращения всех или части слов, их составляющих.
Основные типы сложносокращенных слов:
1Образованные из начальных звуков или названий начальных букв слов
2 Образованные из начальных частей слов
3 Смешанный тип, сочетающий элементы первых двух
4 Образованные сочетанием начала первого слова с началом и концом (или только концом) второго
5 Образованные сочетанием начальной части слова (или слов) с целым словом
№2
Приставки при-, пре-.
Правописание приставок пре-, при- определяется их значением:.
Приставка при-. Указывает на:
1) пространственную близость
2) присоединение, приближение
3) совершение действия в неполном объёме или на ограниченный срок
4) доведение действия до конца
5) действие, совершающееся в интересах субъекта
Приставка пре-. Указывает на:
1) значение «через» (близка по значению приставке пере)
2) значение «по-иному»: (делать другим, изменять), (говорить иное, не то, что хотят услышать);
3) высокую степень качества (близка по значению к слову «очень»)
4) на действие, достигающее предельной степени
Правописание отдельных слов с приставками пре-, при- нельзя проверить данным правилом. Их следует запомнить. Сюда относятся устаревшие слова, употребляющиеся во фразеологических сочетаниях, правописание заимствованных слов, имеющих пре-, при- в корне
Ходит по двору петушок: на голове красный гребешок, под носом красная бородка. Хвост у Пети колесом, на хвосте узоры, на ногах шпоры. Лапами Петя кучу
разгребает, курочек с цыплятами созывает.
Курочки с цыплятами собрались, раскудахтались. Зёрнышком не поделились- передрались.
Петя-петушок беспорядков не любит. Сейчас же семью померил. Одну за хохол, другого за вихор, сам зёрнышко съел, на плеть взлез, крыльями замахал, во всё горло заорал.
1) Определите стиль текста. Аргументируйте свой ответ.
2) Озаглавьте текст
3) Вставьте пропущенные буквы и обозначьте графически морфены, в которых пропущены буквы. Подчеркните слова с орфограммой " Правописание безударных гласных, проверяемых ударением".
4)Графически объясните написание приставок.
5)Выпишите из текста слова с орфограммой"Ы и И после Ц"
6)Найдите из текста слова-формы одного и того же слова и однокоренные слова. Продолжите ряд однокоренных слов.
7)Разберите по составу слово зёрнышком.
8)Из текста выпишите существительные с нулевым окончанием.
9)Выполните синтаксический разбор предложения с однородноми сказуемыми.
10) бъясните значение слова плетень.
1)стиль художественный-текст легок для восприятия.
2)Петя-петушок
3)пропущенные буквы не вижу(напишешь потом в комментариях)
Подчеркните слова с орфограммой правописание безударных гласных, проверяемых ударением (в корне)-двору, голове, бородка, на хвосте, ногах, разгребает, не поделились, семью, замахал, заорал.
4)разгребает(приставка раЗ, потому что после нее звонкая согласная, графически РАЗ выделить приставку, Г подчеркнуть),
созывает(приставки са не бывает, тоже можно выделить приставку со, з подчеркнуть),
собрались (после приставки С следует 2 согласных звука бр, поэтому к приставке С добавляется дополнительная гласная О, поэтому приставка получается СО, ее выделить, бр подчеркнуть),
раскудахтались(раС, потому что К глухая, тоже выделить рас, к подчеркнуть), поделились, померил(по всегда пишется с буквой О, графически выделить приставку по и подчеркнуть букву о в приставке),
передрались (просто выделить приставку пере-это глагол со значением действия, превышающего результатом),
беспорядков(беС, следует глухая П, выделить бес, подчеркнуть п),
сЪел (приставки с нет, выделитьС),
взлез(вЗ, л звонкая, выделить вз, подчеркнуть л),
замахал, заорал(приставки за всегда пишутся с А, выделить приставку за).
5)цыплятами
6)формы одного слова: красный, красная; хвост, хвосте; Пети, Петя; курочек, курочки; зернышком, зернышко; однокоренные не могу найти, только если Петя-петушок(если они однокоренные, тогда в 3 задании тоже надо подчеркнуть петушок, проверочное петя). Петушок, Петя, петух, петушиный.
7)зернышком-зерн корень, ышк суффикс, ом окончание, основа зернышк.
8)петушок, гребешок, хвост, курочек, вихор, плеть.
9)Курочки с цыплятами собрались, раскудахтались.(всего 4 предложения есть с однор. Сказуемыми). Курочки подлеж., собрались, раскудахтались сказуемое. Повест, невоскл., распр, с однородными сказуемыми.
10)Плетень-это изгородь из прутьев и ветвей.