ПОМОГИТЕ
Обращение — это слово или сочетание слов, называющее лицо,
к которому обращена речь:
Друзья, вы просите меня рассказать о себе побольше.
Здравствуй, солнце да утро весёлое!
Обращение выражается именем существительным в именительном
падеже и может находится в начале, в середине и в конце предложения.
Обращение не является членом предложения.
1) Если обращение стоит в начале предложения, оно отделяется
запятой, а при произнесении с сильным чувством — восклицательным
знаком:
Ребята, спешите на урок. [О, …].
Природа-мать! К тебе иду с своей глубокою тоскою. [О! …].
После восклицательного знака следующее слово пишется
с прописной буквы.
2) Если обращение стоит внутри предложения, оно с обеих сторон
выделяется запятыми:
Что же ты, моя старушка, приумолкла у окна? […, О, …]?
3) Если обращение стоит в конце предложения, то перед обращением
ставится запятая, а после него тот знак, который нужен по смыслу
предложения точка, восклицательный знак, вопросительный знак:
Простите за опоздание, товарищ генерал. […, О].
Здравствуй, красавица Волга! […, О] !
О чём ты думаешь, казак? […, О]?
1. Мне показалось, что за кустом возле предбанника кто-то стоит.
2. Она взглянула вверх и увидела, что совсем низко над ней летели красные лучи солнца.
3. Он опасался, не разлилась ли в нем за ночь желчь.
4. Ты мыслишь, и таинства миров яснеют для ума.
5. Когда отпустит боль, жизнь кажется легка.
6. Всякое движение по дорогам Нормандии было прекращено, и поездку пришлось отложить.
7. Если глядишь на березу снизу вверх, то чудится, что она растет на глазах и уходит все дальше в небо.
8. Шофер выключил фары, и рассвет стал заметнее.
9. Как много сил, а все еще в начале!
10. О чем они говорили, не знаю, потому что листва шумела, да и голоса были похожи на шум листвы.
2. Она взглянула вверх, совсем низко над ней летели красные лучи солнца.
3. Он опасался, не разлилась ли в нем за ночь желчь. (по-моему, оно и так БСП)
4. Таинства миров яснеют для ума - ты мыслишь.
5. Отпустит боль - жизнь кажется легка.
6. Поездку пришлось отложить: всякое движение по дорогам Нормандии было прекращено.
7. Глядишь на березу снизу вверх, чудится - растет она на глазах и уходит все дальше в небо.
8. Рассвет стал заметнее: шофер выключил фары. (или двоеточие, без разницы)
9. Как много сил - все еще в начале!
10. О чем они говорили, не знаю: листва шумела, да и голоса были похожи на шум листвы.
ВСЕ ЗНАКИ СТАВЛЮ, ПОТОМУ ЧТО ЭТО БСП
Обращение: О, или. о, ли. о
Обращение всегда выделяется запятыми. Например:
Саша, где мама?
Скажи мне, Саша, где мама?
Когда оно стоит в начале в некоторы случаях, когда обращения произноситься с особой интонацией ставится восклицательный знак. Например: Саша! Не смей мне перечить!
Прямая речь выделяется ковычками, а перед ней ставиться двоеточие, например:
Я спросил у Саши: "Где мама? "
В книжном стиле это будет выглядеть так:
Я спросил у Саши:
-Где мама?
1. Если…стоят в…прямой речи, то они выделяются с…сторон знаком..., а…слово, с которого начинаються слова автора, пишеться с…буквы.
2. Если…стоят в…прямой речи, то…то ставяться только в начале и в конце прямой речи и не ставяться между прямой речью и словами автора.
П – прямая речь, начинающаяся с прописной буквы;
п – прямая речь, начинающаяся со строчной буквы;
А – слова автора, начинающиеся с прописной буквы;
а – слова автора, начинающиеся со строчной буквы.
Различные способы передачи чужой, не принадлежащей автору речи по-разному сохраняют ее содержание и форму. Прямая речь – это такой способ передачи чужой речи, при котором и содержание, и форма сохраняются полностью.
Существует четыре варианта оформления прямой речи на письме. Каждому из них соответствуют схемы, которые необходимо запомнить.
Схема 1"П", – а."П!" – а."П?" – а.Если прямая речь в предложении стоит только перед словами автора, то она заключается в кавычки и перед словами автора ставится тире. Обратите внимание, что после прямой речи и перед тире должен стоять один из трех знаков: либо восклицательный, либо вопросительный, либо запятая. Слова автора должны быть записаны с маленькой буквы. Например:
«Далече ли до крепости?» – спросил я у своего ямщика (Пушкин).
Схема 2
А: "П". А: "П!"А: "П?"Если прямая речь стоит в предложении после слов автора, то она заключается в кавычки и начинается с прописной буквы, а после слов автора ставится двоеточие. Например:
Старый священник подошел ко мне с вопросом: «Прикажете начинать?» (Пушкин).
Схема 3
Если прямая речи разрывается словами автора, то кавычки ставятся в начале и в конце предложения, а слова автора с двух сторон отделяются от прямой речи знаками тире. Обратите внимание, что после первого отрывка прямой речи стоит запятая, а слова автора пишутся с маленькой буквы и после них ставится точка. Например:
«Тише, – говорит она мне, – отец болен, при смерти, и желает с тобою проститься» (Пушкин).
Схема 4
«Слава богу, насилу вы приехали, – сказала девушка. – Чуть было вы барышню не уморили».
Рассмотрите схемы этих предложений.
"П, – а, – п. П"."П, – а. – П". 2. Предложения с косвенной речьюВам хорошо известны такие понятия, как главная и придаточная части сложноподчиненного предложения. От главной части к придаточной всегда можно задать вопрос. Например: Батюшка не хотел верить, что я мог быть замешан в гнусном бунте. В этом предложении от первой части ко второй можно поставить вопрос (верить ЧЕМУ?), следовательно, первая часть является главной, а вторая – придаточной.
Батюшка не хотел верить, что я мог быть замешан в гнусном бунте. Главная частьПридаточная часть Чужая речь, переданная в форме придаточного предложения, называется косвенной речью.Первая, главная часть предложения в этом случае представляет собой слова автора, а вторая – косвенную речь. Обратите внимание: слова автора стоят перед косвенной речью и отделяются от нее запятой. Этот способ передачи чужой речи, в отличие от прямой речи, сохраняет содержание чужого высказывания, но не сохраняет его форму и интонацию.