5 предложений с обращениями из литературы, составить схемы.



ПОМОГИТЕ

Обращение — это слово или сочетание слов, называющее лицо,
к которому обращена речь:

Друзья, вы просите меня рассказать о себе побольше.

Здравствуй, солнце да утро весёлое!

Обращение выражается именем существительным в именительном
падеже и может находится в начале, в середине и в конце предложения.

Обращение не является членом предложения.

1) Если обращение стоит в начале предложения, оно отделяется
запятой, а при произнесении с сильным чувством — восклицательным
знаком:

Ребята, спешите на урок. [О, …].

Природа-мать! К тебе иду с своей глубокою тоскою. [О! …].

После восклицательного знака следующее слово пишется
с прописной буквы.

2) Если обращение стоит внутри предложения, оно с обеих сторон
выделяется запятыми:

Что же ты, моя старушка, приумолкла у окна? […, О, …]?

3) Если обращение стоит в конце предложения, то перед обращением
ставится запятая, а после него тот знак, который нужен по смыслу
предложения точка, восклицательный знак, вопросительный знак:

Простите за опоздание, товарищ генерал. […, О].

Здравствуй, красавица Волга! […, О] !

О чём ты думаешь, казак? […, О]?

ЕЩЕ ПО ТЕМЕ:
2. Опуская союзы, переделайте предложения в БСП, запишите, объясните знаки препинания.
1. Мне показалось, что за кустом возле предбанника кто-то стоит.
2. Она взглянула вверх и увидела, что совсем низко над ней летели красные лучи солнца.
3. Он опасался, не разлилась ли в нем за ночь желчь.
4. Ты мыслишь, и таинства миров яснеют для ума.
5. Когда отпустит боль, жизнь кажется легка.
6. Всякое движение по дорогам Нормандии было прекращено, и поездку пришлось отложить.
7. Если глядишь на березу снизу вверх, то чудится, что она растет на глазах и уходит все дальше в небо.
8. Шофер выключил фары, и рассвет стал заметнее.
9. Как много сил, а все еще в начале!
10. О чем они говорили, не знаю, потому что листва шумела, да и голоса были похожи на шум листвы.
1. Мне казалось, кто-то стоит за кустом предбанника.

2.  Она взглянула вверх, совсем низко над ней летели красные лучи солнца.

3.  Он опасался, не разлилась ли в нем за ночь желчь. (по-моему, оно и так БСП)

4.  Таинства миров яснеют для ума - ты мыслишь.

5.  Отпустит боль - жизнь кажется легка.

6.  Поездку пришлось отложить: всякое движение по дорогам Нормандии было прекращено.

7.  Глядишь на березу снизу вверх,  чудится - растет она на глазах и уходит все дальше в небо.

8.  Рассвет стал заметнее:  шофер выключил фары. (или двоеточие, без разницы)

9.  Как много сил - все еще в начале!

10.  О чем они говорили, не знаю: листва шумела, да и голоса были похожи на шум листвы.


ВСЕ ЗНАКИ СТАВЛЮ, ПОТОМУ ЧТО ЭТО БСП

Вспомните расстановку знаков препинания в предложениях с прямой речью и с обращением
Прямая речь: А:"П". или "П", а.
Обращение: О, или. о, ли. о 

Обращение всегда выделяется запятыми. Например:
Саша, где мама?
Скажи мне, Саша, где мама?
Когда оно стоит в начале в некоторы случаях, когда обращения произноситься с особой интонацией ставится восклицательный знак. Например: Саша! Не смей мне перечить!
Прямая речь выделяется ковычками, а перед ней ставиться двоеточие, например:
Я спросил у Саши: "Где мама? "
В книжном стиле это будет выглядеть так:
Я спросил у Саши:
-Где мама?

Кароч тут про знаки препинания в предложениях с прямой речью (нужно слова вставить)
1. Если…стоят в…прямой речи, то они выделяются с…сторон знаком..., а…слово, с которого начинаються слова автора, пишеться с…буквы.
2. Если…стоят в…прямой речи, то…то ставяться только в начале и в конце прямой речи и не ставяться между прямой речью и словами автора.

П – прямая речь, начинающаяся с прописной буквы; 
п – прямая речь, начинающаяся со строчной буквы; 
А – слова автора, начинающиеся с прописной буквы; 
а – слова автора, начинающиеся со строчной буквы.

Различные способы передачи чужой, не принадлежащей автору речи по-разному сохраняют ее содержание и форму. Прямая речь – это такой способ передачи чужой речи, при котором и содержание, и форма сохраняются полностью.

Существует четыре варианта оформления прямой речи на письме. Каждому из них соответствуют схемы, которые необходимо запомнить.

 Схема 1"П", – а."П!" – а."П?" – а.

Если прямая речь в предложении стоит только перед словами автора, то она заключается в кавычки и перед словами автора ставится тире. Обратите внимание, что после прямой речи и перед тире должен стоять один из трех знаков: либо восклицательный, либо вопросительный, либо запятая. Слова автора должны быть записаны с маленькой буквы. Например:

«Далече ли до крепости?» – спросил я у своего ямщика (Пушкин). 

Схема 2

А: "П". А: "П!"А: "П?"

Если прямая речь стоит в предложении после слов автора, то она заключается в кавычки и начинается с прописной буквы, а после слов автора ставится двоеточие. Например:

Старый священник подошел ко мне с вопросом: «Прикажете начинать?» (Пушкин).


Схема 3

"П, – а, – п"."П, – а. – П".

Если прямая речи разрывается словами автора, то кавычки ставятся в начале и в конце предложения, а слова автора с двух сторон отделяются от прямой речи знаками тире. Обратите внимание, что после первого отрывка прямой речи стоит запятая, а слова автора пишутся с маленькой буквы и после них ставится точка. Например:

«Тише, – говорит она мне, – отец болен, при смерти, и желает с тобою проститься» (Пушкин).


Схема 4

А: "П" – а. А: "П!" – а. А: "П?" – а. Изредка в художественных текстах можно встретить предложения, в которых прямая речь находится внутри слов автора. В таком случае она заключается в кавычки, перед ней ставится двоеточие, а после – тире. Обратите внимание, что вторая часть слов автора начинается с маленькой буквы. Например: Она вскрикнула: «Ай, не он, не он!» – и упала без памяти (Пушкин). Количество предложений внутри прямой речи не ограничено. Например:«Слава богу, – сказала девушка, – насилу вы приехали. Чуть было вы барышню не уморили» (По Пушкину). В этом примере прямая речь состоит из двух предложений, первое из которых разорвано словами автора. Но если бы слова автора оказались между двумя предложениями, из которых состоит прямая речь, то после слов автора нужно было бы поставить точку. Сравните:

«Слава богу, насилу вы приехали, – сказала девушка. – Чуть было вы барышню не уморили».

Рассмотрите схемы этих предложений.

"П, – а, – п. П"."П, – а. – П". 2. Предложения с косвенной речью

Вам хорошо известны такие понятия, как главная и придаточная части сложноподчиненного предложения. От главной части к придаточной всегда можно задать вопрос. Например: Батюшка не хотел верить, что я мог быть замешан в гнусном бунте. В этом предложении от первой части ко второй можно поставить вопрос (верить ЧЕМУ?), следовательно, первая часть является главной, а вторая – придаточной.

Батюшка не хотел верить, что я мог быть замешан в гнусном бунте. Главная частьПридаточная часть Чужая речь, переданная в форме придаточного предложения, называется косвенной речью.

Первая, главная часть предложения в этом случае представляет собой слова автора, а вторая – косвенную речь. Обратите внимание: слова автора стоят перед косвенной речью и отделяются от нее запятой. Этот способ передачи чужой речи, в отличие от прямой речи, сохраняет содержание чужого высказывания, но не сохраняет его форму и интонацию.