Друг всегда прийдет на помощь в трудной ситуации.
Москва расположена на одноименной реке в центре Восточно-Европейской равнины.
А в поле, будто осиротелая, стояла молодая березонька.
Родина может быть только одна, и на всю жизнь.
Друг, ты всегда можешь расчитывать на меня.
Москва, ты есть вершина той горы, которую зовут Россией!
О чем шумишь, берёзонька, ночами напролет?
Родина, ты заключаешь в себе все, что так дорого моему сердцу!
1. Белка песенки поет и орешки все грызет. ( - = и =.)
2. И чист, и тих, и ясен свод небес. ( И =, и =, и = -.)
3. Улыбнулись сонные березки, растрепали шелковые косы. (= -, =.)
4. Ветер высью листья гонит и уронит с высоты. ( - = и =.)
5. А рядом новой зеленью лепечут песню новую и липа бледнолистая, и березонька с зеленою косой! ( = и -, и-.)
в схеме еще кружком обозначают однородные члены.
2) определение имеет добавочное обстоятельственное значение;
3) распространённое определение, выраженное причастным оборотом, стоящее после определяемого слова;
4) два нераспространённых определения, стоящие после определяемого слова;
5) приложение, относящееся к личному местоимению.
- а) Настало утро, серенькое, тёплое.
- б) Вскоре вышла и хозяйка, женщина пожилых лет.
- в) Трава, сгибаемая ударами ветра и дождя, ложилась на землю.
- г) Оглушённый падением, Григорий еле поднялся на ноги.
- д) Талантливый артист, он всегда пользовался успехом у зрителей.
2. В каких предложениях причастные обороты необходимо обособить? Укажите причину обособления (знаки препинания не расставлены):
1) стоит после определяемого слова;
2) имеет добавочное обстоятельственное значение;
3) относится к личному местоимению.
- а) Под ногами шуршат жёлтые листья покрывающие густым слоем дорожку.
- б) Окутанная мглистым утренним воздухом Москва слабо серебрилась под крылом самолёта.
- в) Волнуемый воспоминаниями я забылся тяжёлым сном.
3. Расставьте знаки препинания в предложениях с обособленными определениями и приложениями:
1) Гроза медленно накоплявшаяся за весь этот жаркий день разразилась с необыкновенной силой.
2) Это был наш сосед студент.
3) Дочь дяди Нина Алексеевна была приятной наружности.
4) Берёзонька красавица лесов проснулась рано от птичьих голосов.
5) Не замеченный никем я вышел из дома и пошёл к лесу.
6) Летний дождь мелкий и тёплый танцевал по тротуару.
7) Капитан Иванов по прозвищу Бывалый был прямым и честным человеком.
4. Отметьте предложения, в которых допущены пунктуационные ошибки:
1) И снился мне, сияющий огнями вечерний пир в родимой стороне.
2) Глаза его маленькие и светлые, остро поблёскивали.
3) Свернувшаяся от мороза листва шуршит под ногами.
4) Утомлённый утренней прогулкой я медленно брёл по алее сада.
5) Мы охотники не очень боимся встречи с хозяином леса.
6) Измученные длинным переходом через горы, туристы всё же продолжали путь.
2) а) Под ногами шуршат жёлтые листья, покрывающие густым слоем дорожку.-1) стоит после определяемого слова
- б) Окутанная мглистым утренним воздухом, Москва слабо серебрилась под крылом самолёта.- 2) имеет добавочное обстоятельственное значение;
в) Волнуемый воспоминаниями, я забылся тяжёлым сном.-3) относится к личному местоимению.
3) 1) Гроза, медленно накоплявшаяся за весь этот жаркий день, разразилась с необыкновенной силой.
2) Это был наш сосед-студент.
3) Дочь дяди, Нина Алексеевна, была приятной наружности.
4) Берёзонька, красавица лесов, проснулась рано от птичьих голосов.
5) Не замеченный никем, я вышел из дома и пошёл к лесу.
6) Летний дождь, мелкий и тёплый, танцевал по тротуару.
7) Капитан Иванов, по прозвищу Бывалый, был прямым и честным человеком.
4) 1,2,4,5,6
В данные предложения вставти подходящие по смыслу вопросительные местоимения. Обратите внимание на формулировки вопросиов, данных справа. (когого года рождения? , который час? , какое место?, в скольких метрах?) 1..... ты года рождения?2. В.... часу начинаются занятия в школе? 3..... место занял ваш отряд в соревнований? 4. В.... метрах от школы находится спортплощадка? 5..... ты делашеь сегодня вечером? ваш, находится, соревнований- морфологический разбор.
Скольких человек нужно наградить грамотами за успехи?
Скольким группам вы ещё не выдали нужного снаряжения?
Сколькими значками ты можешь похвастаться передо мной?
В скольких музеях ты побывала в городе Киев?
Сколько газет вы купили?
Скольких человек выгнали с урока?
Скольким группам обявлена благодарность?
Сколькими значками вы поменялись?
В скольких музеях вы успели побывать?
Какого ты года рождения?
В котором часу начинаются занятия в школе?
Какое место занял ваш отряд в соревнованиях?
В скольких метрахот школы находится спортплощадка?
Что ты делаешь сегодня вечером?