Человек рвался к Солнцу и звездам, чтобы приблизить бесконечно далекие миры, таинственно мерцающие в ночном небе.
2. Выпишите словосочетания с наречиями в роли зависимого слова.
В траве деловито шла своя жизнь, немолчно что-то звенело, стрекотало; шмели сердито гудели, букашки настойчиво карабкались вверх, по стволам травы, сердито шевеля усиками.
3. Словосочетание НЕПРИЯЗНЕННО ПОВЕРНУЛСЯ из приведённого ниже предложения построено на основе ПРИМЫКАНИЯ. Замените его синонимичным словосочетанием со связью УПРАВЛЕНИЕ: Греков выпрямился в кресле и почти неприязненно повернулся к двери. (Ю. Бондарев)
4. Словосочетание БРЕЗЕНТОВЫЙ МЕШОК из приведённого ниже предложения построено на основе СОГЛАСОВАНИЯ. Замените его синонимичным словосочетанием со связью УПРАВЛЕНИЕ. Австриец устало тащил на плечах тяжелый брезентовый мешок. (В. Быков)
5. Словосочетание С НЕЖНОСТЬЮ СМОТРИТ из приведённого ниже предложения построено на основе УПРАВЛЕНИЯ. Замените его синонимичным словосочетанием со связью ПРИМЫКАНИЕ: Динка с нежностью смотрит на спящую сестру, потом снова на пустынную ночную улицу. (В. Осеева)
6. Словосочетание ХЛЕБНЫМИ КРОШКАМИ из приведённого ниже предложения построено на основе СОГЛАСОВАНИЯ. Замените его синонимичным словосочетанием со связью УПРАВЛЕНИЕ. Воробьи задорно чирикали, храбро подпрыгивая на ступени террасы за хлебными крошками. (К. Станюкович)МОЖНО ПОБЫСТРЕЙ
1. Приблизить бесконечно, таинственно мерцающие,
2. Деловито шла, немолчно звенело, сердито гудели, настойчиво карабкались, карабкались вверх, сердито шевеля
3. Неприязненно повернулся-повернулся без приязни
4. Брезентовый мешок- мешок из безента
5. С нежностью смотрит-смотрит нежно
6. Хлебными крошками-крошками хлеба
Я не знаю где граница меж товарищем и другом. <br />
Вот полянка где между двумя ручьями я недавно белые грибы собирал. <br />
Мне хотелось уйти туда где можно спокойно предаться своим мыслям.<br />
Я не знаю, когда это будет.<br />
Познаём друзей и близких в час когда грозит беда. <br />
Люди перестают мыслить когда перестают читать.<br />
Когда наступили сумерки пришлось вернуться домой. <br />
Пушкин пишет что Татьяна «в семье своей родной казалась девочкой чужой». <br />
Катер который приближался к берегу был замечен пограничниками. <br />
Наступление шло так, как было предусмотрено в штабе. <br />
Парусное судно было далеко от берега и шло туда где море и небо сливались в синюю бесконечность. <br />
Отметьте знаком + или - данные утверждения (если согласны с утверждением – плюс, если нет, то ставим минус<br />
№ Утверждения +<br />
1. Сложноподчинённое предложение состоит из двух простых предложений <br />
2. В состав сложноподчинённого предложения входят главное предложение и одно или несколько придаточных. <br />
3. Простые предложения в составе сложноподчинённого всегда равноправны. <br />
4. Придаточное предложение с главным связано сочинительной или подчинительной связью. <br />
5. В роли средств связи в сложноподчинённом предложении выступают подчинительные союзы или союзные слова. <br />
6. Союзные слова отвечают на вопросы и выполняют синтаксическую роль. <br />
7. Придаточные в сложноподчинённом предложении в зависимости от значения делятся на изъяснительные, определительные, обстоятельственные. <br />
8. Вид придаточного предложения определяют по союзу или союзному слову. <br />
9. Вид придаточного предложения определяют по вопросу, поставленному от главного предложения. <br />
10. Главное предложение от придаточного на письме обычно отделяется запятой, а в устной речи паузой. <br />
11. В сложноподчинённых предложениях с несколькими придаточными, могут быть такие типы <br />
12. В сложноподчинённых предложениях с несколькими придаточными, могут быть такие типы подчинения: сочинительное, подчинительное и бессоюзное. <br /><br /><br />
Расставить знаки препинания, определить вид придаточных предложений.<br /> Я не знаю, где граница меж товарищем и другом. ИЗЪЯСНИТ. <br />
Вот полянка, где между двумя ручьями я недавно белые грибы собирал. ОПРЕДЕЛИТ.<br />
Мне хотелось уйти туда, где можно спокойно предаться своим мыслям. ОБСТ. МЕСТА<br />
Я не знаю, когда это будет. ИЗЪЯСНИТ.<br />
Познаём друзей и близких в час, когда грозит беда. ОПРЕДЕЛИТ. <br />
Люди перестают мыслить, когда перестают читать.<br /> ОБСТ. ВРЕМЕНИ
Когда наступили сумерки, пришлось вернуться домой. ОБСТ. ВРЕМЕНИ<br />
Пушкин пишет, что Татьяна «в семье своей родной казалась девочкой чужой». <br /> ИЗЪЯСНИТ.
Катер, который приближался к берегу, был замечен пограничниками. ОПРЕДЕЛИТ.<br />
Наступление шло так, как было предусмотрено в штабе. ОБСТ. ОБРАЗА ДЕЙСТВИЯ <br />
Парусное судно было далеко от берега и шло туда, где море и небо сливались в синюю бесконечность. ОБСТ. МЕСТА<br />
Отметьте знаком + или - данные утверждения (если согласны с утверждением – плюс, если нет, то ставим минус<br />
№ Утверждения +<br />
1. Сложноподчинённое предложение состоит из двух простых предложений <br /> МИНУС. МОЖЕТ БЫТЬ БОЛЬШЕ, ЧЕМ 2
2. В состав сложноподчинённого предложения входят главное предложение и одно или несколько придаточных. ПЛЮС. ВЕРНО<br />
3. Простые предложения в составе сложноподчинённого всегда равноправны. МИНУС. ЭТО У СЛОЖНОСОЧИНЕННЫХ ТАК<br />
4. Придаточное предложение с главным связано сочинительной или подчинительной связью. <br /> МИНУС. ТОЛЬКО ПОДЧИНИТЕЛЬНОЙ
5. В роли средств связи в сложноподчинённом предложении выступают подчинительные союзы или союзные слова. ПЛЮС.<br />
6. Союзные слова отвечают на вопросы и выполняют синтаксическую роль. <br /> ПЛЮС
7. Придаточные в сложноподчинённом предложении в зависимости от значения делятся на изъяснительные, определительные, обстоятельственные. ПЛЮС <br /> ВЕРНО
8. Вид придаточного предложения определяют по союзу или союзному слову. <br /> МИНУС. ПО ВОПРОСУ ОПРЕДЕЛЯЮТ И ПО ЗНАЧЕНИЮ
9. Вид придаточного предложения определяют по вопросу, поставленному от главного предложения. ПЛЮС<br />
10. Главное предложение от придаточного на письме обычно отделяется запятой, а в устной речи паузой. <br /> ПЛЮС
11. В сложноподчинённых предложениях с несколькими придаточными, могут быть такие типы <br />
12. В сложноподчинённых предложениях с несколькими придаточными, могут быть такие типы подчинения: сочинительное, подчинительное и бессоюзное. <br /><br /><br /> МИНУС
Писать (книга), (теплый) вода, (бурный) море, выйти (комната), ехать (поезд), пять (товарищ), дороже (жизнь), недовольство (группа), отчет (директор), успех (бригада), тише (вода), быстрее (ветер), вдаль (родина), пятый (строй), двое (стена), трое (сани), обе (дочь).
2. Образуйте с каждым из следующих слов по три словосочетания так, чтобы были представлены все виды подчинительной связи
1) Способность; 2) что-нибудь; 3) прогулка; 4) счастливый; 5) решение
3. Укажите тип связи в подчинительном словосочетании
ВЕСЕЛО РАЗУКРАШЕННЫЙ
В СОСЕДНЕЙ КОМНАТЕ
ПОГРУЖЁННЫЙ ВО ТЬМУ
НЕ ДОЖИДАЯСЬ ВОЗВРАЩЕНИЯ
ЧУВСТВО НЕНАВИСТИ
4. Укажите тип связи в подчинительном словосочетании
ВСЕЙ УЛИЦЫ
ЕГО ОТВЕТ
ПРОСНУЛСЯ УТРОМ
ПРОБЫЛА НЕДОЛГО
ВНОВЬ ПОВТОРИЛ
^ 6. В каком ряду все словосочетания со связью управление?
1) Сижу за столом, вижу их, этот номер;
2) вспоминает что-то, тянется к красоте, в этот момент;
3) развернув ребром, непонятный для него, открытую ладонь;
4) напоминает брата, изображения пирамид, подносит кружку.
^ 7. В каком ряду все словосочетания со связью примыкание?
Тотчас остановиться, тихо подошел, стать к окну;
2) давно забытый, когда-то нашел, на это место;
3) украдкой зевая, никогда не возражал, стояли нахмурившись;
4) стремиться туда, тихо летали, помнил их.
8. Выпишите из предложения словосочетание со связью согласование
И эту поступь миллионов ног должна сегодня чувствовать планета
9. Выпишите из предложения словосочетание со связью управление
Вечером ребята шумно и увлеченно что-то сочиняли.
2. Образуйте с каждым из следующих слов по три словосочетания так, чтобы были представлены все виды подчинительной связи
1) Способность думать(примыкание), отличные способности (согл) иметь способность(упр) 2) что-нибудь писать(упр) 3) прогулка в саду(упр) пойти на прогулку(упр) отличная прогулка(согл) 4) счастливый случай(согл) быть счастливым(упр) очень счастливый(прим) 5) принять решение(упр) классное решение(согл)
Писать книгу, теплая вода, бурное море, выйти в комнату, ехать в поезде, пять товарищей, дороже жизни, недовольство в группе, отчет директора, успех бригады, тише воды, быстрее ветра, вдали от родины, пятый строй, две стены, трое саней, обе дочери.
ВЕСЕЛО РАЗУКРАШЕННЫЙ (прим)
В СОСЕДНЕЙ КОМНАТЕ (согл)
ПОГРУЖЁННЫЙ ВО ТЬМУ (упр)
НЕ ДОЖИДАЯСЬ ВОЗВРАЩЕНИЯ (упр)
ЧУВСТВО НЕНАВИСТИУпр)
4. Укажите тип связи в подчинительном словосочетании
ВСЕЙ УЛИЦЫ (согл)
ЕГО ОТВЕТ (упр)
ПРОСНУЛСЯ УТРОМ (прим)
ПРОБЫЛА НЕДОЛГО (прим)
ВНОВЬ ПОВТОРИЛ(прим)
6. В каком ряду все словосочетания со связью управление?
4) напоминает брата, изображения пирамид, подносит кружк
^ 7. В каком ряду все словосочетания со связью примыкание?
3) украдкой зевая, никогда не возражал, стояли нахмурившись;
8. Выпишите из предложения словосочетание со связью согласование
И эту поступь миллионов ног должна сегодня чувствовать планета
эту поступь
9. Выпишите из предложения словосочетание со связью управление
Вечером ребята шумно и увлеченно что-то сочиняли.
что-то сочиняли.
1. Судьбы лю…ские (не) только прошли перед гл…зами М. Шолохова но рад…стью и гор…м прожгли его душу в рас…казе «Судьба чел…века». 2. Разве (не) из самых глубин народно…о горя по…вился пр…никнутый состр…данием и вер…й в силу лю…ской души этот рас…каз?
3. Судьба Андрея С…колова пр…стого рус…ко…о с…лдата одна из страшных чел…веческих суд…б иск…лече…ных в…йной. 4. Всё у него было до
в…йны любимая ж…на
дети свой кусок хлеба зар…бота…ный чес…ным трудом.
5. И всё это ум…ртвила
разв…яла по ветру в…йна. 6. К…залось бы, д…лжна была
ож…сточит…ся измуче…ная его душа. 7. Но встретив после в…йны на д…роге мальчишку (сироту) он с…рдеч…но о…кликнулся на чужое горе назвавш…сь его отцом пр…нял на себя з…боты о р…бенке.
8. «Судьба чел…века» одно из (не) многих пр…изведений М. Шолохова написа…ных им от перво…о лица. 9. Само…о Шолохова проше…ш.. Го вместе с н…родом по тяж…лым д…рогам в…йны мы вид…м в к…нце рас…каза. 10. Только исп…тав всю боль утрат и рад…сть п…бед мог п…сатель со(з, с)дать такую книгу.
(По В. Закруткину)
1. Внимательно прочитайте текст. Вставьте, где необходимо, пропущенные буквы, раскройте скобки и расставьте недостающие знаки препинания. Текст не списывать!
2. Найдите предложение, отражающее основную мысль текста. Укажите его номер.
Ответ: предложение № _____________
3. Замените словоум…ртвила в предложении 5 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.
Ответ: _______________________________________________
4. Среди предложений 5 – 8 найдите предложение с обособленным определением. Напишите номер этого предложения.
Ответ: предложение № _____________
5. Замените словосочетаниесудьбы лю…ские (предложение № 1), построенное на основесогласования, синонимичным словосочетанием со связьюуправление. Напишите получившееся словосочетание.
Ответ: _______________________________________________
6. Выпишитеграмматическую основу предложения № 10.
Ответ: ______________________________________________________________________
Судьбы людские не только прошли перед глазами М. Шолохова, но радостью и горем прожгли его душу в рассказе «Судьба человека». 2. Разве не из самых глубин народного горя появился проникнутый состраданием и верой в силу людской души этот рассказ?
3. Судьба Андрея Соколова, простого русского солдата одна из страшных человеческих судеб исколоченных войной. 4. Всё у него было до
войны любимая жена,
дети свой кусок хлеба заработанный честным трудом.
5. И всё это умертвила,
развеяла по ветру война. 6. Казалось бы, должна была
ожесточиться измученная его душа. 7. Но встретив после войны на дороге мальчишку (сироту), он сердечно откликнулся на чужое горе назвавшись его отцом, принял на себя заботы о ребенке.
8. «Судьба человека» одно из немногих произведений М. Шолохова написанных им от первого лица. 9. Самого Шолохова прошедшего вместе с народом по тяжёлым дорогам войны мы видим в конце рассказа. 10. Только испытав всю боль утрат, и радость побед мог писатель создать такую книгу.
(По В. Закруткину)
1. Внимательно прочитайте текст. Вставьте, где необходимо, пропущенные буквы, раскройте скобки и расставьте недостающие знаки препинания. Текст не списывать!
2. Найдите предложение, отражающее основную мысль текста. Укажите его номер.
Ответ: предложение № ___3__________
3. Замените словоумертвила в предложении 5 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.
Ответ: ______________________незнакомый_________________________
4. Среди предложений 5 – 8 найдите предложение с обособленным определением. Напишите номер этого предложения.
Ответ: предложение № __6___________
5. Замените словосочетание судьбы людские (предложение № 1), построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.
Ответ: _______________________________________________
6. Выпишитеграмматическую основу предложения № 10.
Ответ: писатель, мог, испытав, создать