Деепричастный оборот:
1) Я смотрел на восходящее солнце, не отрывая глаз.
2) Она ушла, не закрыв за собой дверь.
3) Мальчик, убирая в своей комнате, нашёл огромное количество вещей.
Причастный оборот:
1) Я увидела кота, лакающего молоко из миски.
2) На улице шел дождь, сопровождающийся раскатами грома.
3) На дереве сидела ворона, громко каркающая куда-то в сторону
1. Разноцветные заросли (1) образованные одиночными (2) и колониальными коралловыми полипами (3) хорошо видны сквозь прозрачные воды тёплых тропических морей (4) в тихий солнечный день.
2. Амбра (1) долго пробывшая в морской воде (2) или специально очищенная (3) имеет едва уловимый (4) запах жасмина.
3. В Крыму Васильев подолгу любовался горами (1) устремлёнными к солнцу (2) и (3) окутанными розовой дымкой (4) деревьями.
4. Славная биография «архангельского мужика» Михаила Васильевича Ломоносова (1) ушедшего из деревни с обозом в Москву (2) и (3) ставшего со временем величайшим учёным (4) известна сегодня каждому школьнику.
5. Нарядных бабочек-крапивниц (1) легко порхающих (2) или греющихся на солнце (3) можно увидеть в природе (4) уже ранней весной.
6. Грозовая туча (1) по временам сверкавшая молниями (2) и издававшая недовольное рокотание (3) спешила на северо-восток (4) всё более открывая тёмное звёздное небо.
7. Смешиваясь с солёными морскими ветрами (1) запах цитрусовых (2) создаёт (3) целебно действующую (4) на людей атмосферу.
8. Перифраза – оборот речи, который состоит в замене слова описательным сочетанием (1) содержащим (2) элемент характеристики описываемого предмета или лица (3) и помогающим (4) избежать неоправданных повторов в тексте.
9. На картине будут лишь (1) омытый дождём (2) мокрый луг под огромным небом, несколько деревьев да (3) бегущие по влажной траве (4) тени сизых туч (5) гонимых ветром.
10. Сад (1) всё больше редея и переходя в настоящий луг (2) спускался к (3) поросшей зелёным камышом и ивняком (4) реке.
11. По длинному зыбкому плоту (1) сделанному из трёх связанных брёвен (2) мы перебрались через реку и пошли направо (3) держась (4) недалеко от берега.
12. Я видел кругом одно безбрежное лазурное море (1) всё покрытое мелкой рябью золотых чешуек, а над головою такое же безбрежное, такое же лазурное небо – и по нему (2) торжествуя (3) и словно смеясь (4) катилось ласковое солнце.
13. Один за другим к костру (1) медленно угасающему в ночи (2) подходили кони и неподвижно останавливались (3) глядя на нас (4) умными глазами.
14. Выпускники (1) всё чаще задумываясь о предстоящем расставании со школой (2) по-новому смотрят на незаметно повзрослевших (3) одноклассников (4) стремясь видеть в них только хорошее.
15. Леонид Леонов (1) являясь классиком русской литературы 20 века (2) был неутомимым защитником русского леса (3) названного им (4) «зелёным другом».
16. Воробей (1) неожиданно взлетев (2) исчез в светлой зелени сада (3) прозрачно сквозившей (4) на фоне предвечернего неба.
17. Степной воздух (1) наполненный тысячью разных птичьих свистов (2) был жарким, а в высоком небе неподвижно стояли ястребы (3) распластав свои крылья (4) и неподвижно устремив глаза свои в траву…
18. По ясному небу плавно неслись (1) не закрывая солнца (2) низкие дымчатые облака (3) постепенно исчезающие (4) в синеве.
19. В числе чудаков (1) живших в Москве в грибоедовские времена (2) был человек (3) описанный в комедии «Горе от ума» под именем (4) Максима Петровича.
20. Дорога (1) поворачивавшая вправо (2) шла через огромное поле (3) засеянное яровыми (4) и углублялась в лес.
21. С моря дул влажный холодный ветер(1) разнося по степи (2) задумчивую мелодию плеска (3) набегавшей на берег волны.
22. Утки (1) испуганные внезапным появлением охотников (2) шумно поднялись и (3) кувыркаясь в воздухе (4) медленно и тяжело полетели прочь.
23. Можно лишь преклоняться перед гением Марины Цветаевой (1) создавшей совершенно неповторимый поэтический мир (2) и (3) свято верившей (4) в свою музу.
24. В мире не счесть мастеров-виртуозов (1) артистично владеющих (2) рисунком, живописью, композицией и (3) создающих (4) великолепные полотна.
25. Перед нами лежала Койшаурская долина (1) пересекаемая, как двумя серебряными нитями, Арагвой и другой речкой (2) и (3) убегая в соседние теснины от тёплых лучей солнца (4) скользил по ней голубоватый туман.
26. Перед нами открылся великолепный вид: река вьётся (1) тускло синея сквозь туманную даль (2) по водянисто-зелёным лугам, и человек (3) охваченный светлым дыханием весны (4) крепнет, вольнее ему дышится, радостнее у него на душе.
27. Созданный Блоком (1) «страшный мир» города и его Незнакомка (2) пугающая (3) и неодолимо влекущая к себе (4) подавляют поэта.
28. А уже через час оба сидели за шатким столиком (1) и (2) упираясь друг в друга головами (3) читали длинный список драгоценностей (4) некогда принадлежавших тёще Ипполита Матвеевича.
29. Мы перебрались через реку по зыбкому плоту (1) сделанному из трёх связанных брёвен (2) и пошли направо (3) держась (4) поближе к берегу.
30. Образованный на речке (1) пруд(2) по диагонали пересекавший усадьбу Абрамцево (3) явился естественной границей двора с хозяйственными постройками и парка (4) раскинувшегося к юго-востоку от усадебного дома.
1. Разноцветные заросли, образованные одиночными и колониальными коралловыми полипами , хорошо видны сквозь прозрачные воды тёплых тропических морей в тихий солнечный день.
2. Амбра, долго пробывшая в морской воде или специально очищенная, имеет едва уловимый запах жасмина.
3. В Крыму Васильев подолгу любовался горами, устремлёнными к солнцу, и окутанными розовой дымкой деревьями.
4. Славная биография «архангельского мужика» Михаила Васильевича Ломоносова, ушедшего из деревни с обозом в Москву и ставшего со временем величайшим учёным, известна сегодня каждому школьнику.
5. Нарядных бабочек-крапивниц, легко порхающих или греющихся на солнце, можно увидеть в природе уже ранней весной.
6. Грозовая туча, по временам сверкавшая молниями и издававшая недовольное рокотание, спешила на северо-восток, всё более открывая тёмное звёздное небо.
7. Смешиваясь с солёными морскими ветрами, запах цитрусовых создаёт целебно действующую на людей атмосферу.
8. Перифраза – оборот речи, который состоит в замене слова описательным сочетанием, содержащим элемент характеристики описываемого предмета или лица и помогающим избежать неоправданных повторов в тексте.
9. На картине будут лишь омытый дождём мокрый луг под огромным небом, несколько деревьев да бегущие по влажной траве тени сизых туч, гонимых ветром.
10. Сад, всё больше редея и переходя в настоящий луг, спускался к поросшей зелёным камышом и ивняком реке.
11. По длинному зыбкому плоту, сделанному из трёх связанных брёвен, мы перебрались через реку и пошли направо, держась недалеко от берега.
12. Я видел кругом одно безбрежное лазурное море, всё покрытое мелкой рябью золотых чешуек, а над головою такое же безбрежное, такое же лазурное небо – и по нему, торжествуя и словно смеясь, катилось ласковое солнце.
13. Один за другим к костру, медленно угасающему в ночи, подходили кони и неподвижно останавливались, глядя на нас умными глазами.
14. Выпускники. всё чаще задумываясь о предстоящем расставании со школой. по-новому смотрят на незаметно повзрослевших одноклассников, стремясь видеть в них только хорошее.
15. Леонид Леонов, являясь классиком русской литературы 20 века, был неутомимым защитником русского леса, названного им «зелёным другом».
16. Воробей, неожиданно взлетев, исчез в светлой зелени сада, прозрачно сквозившей на фоне предвечернего неба.
17. Степной воздух, наполненный тысячью разных птичьих свистов, был жарким, а в высоком небе неподвижно стояли ястребы, распластав свои крылья и неподвижно устремив глаза свои в траву…
18. По ясному небу плавно неслись, не закрывая солнца, низкие дымчатые облака, постепенно исчезающие в синеве.
19. В числе чудаков, живших в Москве в грибоедовские времена, был человек, описанный в комедии «Горе от ума» под именем Максима Петровича.
20. Дорога, поворачивавшая вправо, шла через огромное поле, засеянное яровыми, и углублялась в лес.
21. С моря дул влажный холодный ветер, разнося по степи задумчивую мелодию плеска, набегавшей на берег волны.
22. Утки, испуганные внезапным появлением охотников, шумно поднялись и, кувыркаясь в воздухе, медленно и тяжело полетели прочь.
23. Можно лишь преклоняться перед гением Марины Цветаевой, создавшей совершенно неповторимый поэтический мир и свято верившей в свою музу.
24. В мире не счесть мастеров-виртуозов, артистично владеющих рисунком, живописью, композицией и создающих великолепные полотна.
25. Перед нами лежала Койшаурская долина, пересекаемая, как двумя серебряными нитями, Арагвой и другой речкой, и, убегая в соседние теснины от тёплых лучей солнца, скользил по ней голубоватый туман.
26. Перед нами открылся великолепный вид: река вьётся, тускло синея сквозь туманную даль, по водянисто-зелёным лугам, и человек, охваченный светлым дыханием весны, крепнет, вольнее ему дышится, радостнее у него на душе.
27. Созданный Блоком «страшный мир» города и его "Незнакомка ", пугающая и неодолимо влекущая к себе, подавляют поэта.
28. А уже через час оба сидели за шатким столиком и, упираясь друг в друга головами, читали длинный список драгоценностей, некогда принадлежавших тёще Ипполита Матвеевича.
29. Мы перебрались через реку по зыбкому плоту, сделанному из трёх связанных брёвен, и пошли направо, держась поближе к берегу.
30. Образованный на речке пруд, по диагонали пересекавший усадьбу Абрамцево, явился естественной границей двора с хозяйственными постройками и парка, раскинувшегося к юго-востоку от усадебного дома.
1. Укажите, чем ОСЛОЖНЕНО предложение. Солнце, обойдя дом и уже переходя на западное небо, зеркально заглядывало под сосны и пихты, своими ветвями осенявшими балкон.
а) обствоятельствами, выраженными деепричастным оборотом.
б) определением, выраженным причастным оборотом.
в) однородными обстоятельствами, выраженными деепричастными оборотами, и обособленным определением, выраженным причастным оборотом, одновременно.
г) обособленным приложением
2. Отредактируйте предложение. Запишите правильный вариант.
Подъезжая к дому, собаки встретили нас громким лаем. —
3. Найдите в предложениях ПУНКТУАЦИОННЫЕ ОШИБКИ. Исправьте их.
1. Предместьл города, расположенные в низине, окутывал густой туман и рассмотреть что-либо там было невозможно.
2. Никто ничего не знает об этом кроме неё, и проговориться нельзя.
З. Поднявшись с кресла, он, не спеша, стал пробираться к окну.
4. Тяжёлые тучи прижимаясь к земле, щедро усыпают её мокрыми хлопьями снега.
5. Кое-где на болотах видны песчаные бугры, поросшие соснами и папоротником-бывшие острова.
4. Составьте и запишите, расставляя знаки препинания, два предложения с конструкциями:
1) степь или безлесая равнина: _________________________________________
2) степь или пустыня...: _______________________________ -
5. Составьте и запишите предложения со словами;
1) помимо уроков: ______________________
2) даже Валера: _______________
2. Подъезжая к дому, мы увидели собак, бежавших навстречу с громким лаем.
3. 1). Предместья города, расположенные в низине, окутывал густой туман, и рассмотреть что-либо там было невозможно.
2. Никто ничего не знает об этом, кроме неё, и проговориться нельзя.
З. Поднявшись с кресла, он не спеша стал пробираться к окну.
4. Тяжёлые тучи, прижимаясь к земле, щедро усыпают её мокрыми хлопьями снега.
5. Кое-где на болотах видны песчаные бугры, поросшие соснами и папоротником,-бывшие острова.
4. Степь, или безлесая равнина, простиралась на десятки километров к северу.
Я не мог никак вспомнить Наска - это степь или пустыня.
5. Помимо уроков, мне надо было приготовить доклад к факультативу. В поход пошли все, даже Валера.
I.
1. Обычно слово «этимология» (греч. etymologia от etymon – истина, logos – слово, учение) употребляется в трёх значениях, которые нельзя смешивать между собой.
Этимология в первом значении – раздел языкознания, который изучает происхождение слова. Во втором – совокупность приемов, направленных на раскрытие происхождения слова, а в третьем – результат этого раскрытия.
2. С самого раннего детства человек начинает интересоваться происхождением слов. Но вопрос о том, почему соха называется сохой,скалка – скалкой, галка – галкой и т. п. интересует не только детей «от двух до пяти», но и убеленных сединами ученых.
(По Ю. Откупщикову)
II.
1. Этимологические неожиданности могут подстерегать нас где угодно. Существительное самбо выглядит как заправское иноязычное слово. Не сомневаюсь, что многие из вас считают это название одного из видов спортивной борьбы таким же заимствованным как, например, дзюдо. Между тем слово самбо – самое что ни есть наше слово, которое родилось в русском языке в 30-е годы XX века. Это одно из сложносокращенных слов. Оно возникло на базе словосочетаниясамозащита без оружия, путем сложения кусочка первого слова (сам-) и начальных звуков двух остальных (б, о).
Слово самбо находится в известном родстве с таким как будто далеким по структуре и значению существительным, каким является словоуниверсам. Как и самбо, универсам – сложносокращенное слово и содержит в своем составе то же кореньсам.
2. Общественный и частотный фразеологизмы И смех и грех употребляется тогда, когда мы говорим о чем-нибудь, что одновременно и смешно, и печально. По своей структуре оборот принадлежит к довольно большой группе устойчивых сочетаний, в которых его компоненты скреплены в единое целое по стихотворному характеру – ритмом и рифмой. Рядом с ним существует почти на равных правах и нерифмованный вариант, построенный на анатомии, где вторым компонентом выступает слово горе: И смех и горе. Несомненно, этот оборот был исходным. Думается, что проявление существительного грех на месте существительного горе не случайно. Ведь одно в говорах имеет не только религиозное значение, но также и значение «несчастье, беда, горе».
(Н. Шанский)
Этимология в первом значении – раздел языкознания, который изучает происхождение слова.
почему соха называется сохой, скалка – скалкой, галка – галкой и т. п. интересует не только детей «от двух до пяти», но и убеленных сединами ученых.
2, Общественный и частотный фразеологизмы И смех и грех употребляется тогда, когда мы говорим о чем-нибудь, что одновременно и смешно, и печально. По своей структуре оборот принадлежит к довольно большой группе устойчивых сочетаний, в которых его компоненты скреплены в единое целое по стихотворному характеру – ритмом и рифмой. Рядом с ним существует почти на равных правах и нерифмованный вариант, построенный на анатомии, где вторым компонентом выступает слово горе: И смех и горе.