Вьюга, заметавшая все вокруг, была сильной и мощной.
Огромная поляна, покрывшаяся снегом, тихо и мирно спала.
Деревья, покрывшись инеем, невероятно красиво блестели.
Лучи солнца превращают заснеженную дорогу на сморкающую россыпь алмазов.
Мороз, щипавший меня за щеки, пах настоящим Новым Годом.
Между деревьев ребята, пытавшийеся слепить снеговика, громко кричали
Над прилагательными укажите разряд.(качественные, относительные или притяжательные)
Большинство древних книг написано на пергаменте. Его делали из козлиной, телячьей, бараньей или свининой кожи. Для изготовления пергамента кожу подвергали тщательной обработке. Вымачивали, уничтожали остатки волос, втирали мел, чтобы он впитал жир, выглаживали и сушили.
Пергамент был очень дорогим материалом. Из одной шкуры изготавливали только два или три листа. Чтобы написать книгу, требовалось целое стода животных.
Подберите такие эпититы к данным словам. Укажите разряд прилагательных. ПРимер: конь ретвивый.
Очи, Брови, уста, кудри, молодец, девида, солнышко, сапоги, ветры, волк.
Солнце золотое, золотые лучи, золотые усачи(рожь), золотые калачи.
Указать разряд прилагательных и определить лексическое значение.
буду очень благодарна
Черные(качеств.) очи, изогнутые(качеств.) брови, нежные(качеств.) уста, русые(качеств.) кудри, высокий(качеств.) молодец, яркое(качеств.) солнышко, кожаные(относ.) сапоги, осенние(относ.) ветра, серый(качеств.) волк
Солнце золотое(качеств.) - яркое, желтое солнце
Золотые(качеств.) лучи - лучи желтого цвета
Золотые(качеств.) усачи - желтая рожь
Золотые(качеств.) калачи - поджаренные, подрумяненные калачи
Над прилагательными укажите разряд.(качественные, относительные или притяжательные)
Большинство древних ( относительное) книг написано на пергаменте. Его делали из козлиной( относительное), телячьей ( относительное) , бараньей (относительное) или свиной ( относительное) кожи. Для изготовления пергамента кожу подвергали тщательной( качественное)обработке. Вымачивали, уничтожали остатки волос, втирали мел, чтобы он впитал жир, выглаживали и сушили.
Пергамент был очень дорогим ( качественное) материалом. Из одной шкуры изготавливали только два или три листа. Чтобы написать книгу, требовалось целое ( относительное)стадо животных.
Подберите такие эпитеты к данным словам. Укажите разряд прилагательных. ПРимер: конь ретивый.
ясные очи -- качественное
Угольные брови – относительное в значении качественного
Сахарные уста – относительное в значении качественного
Шелковые кудри –относительное в значении качественного
Добрый молодец -- относительное в значении качественного
красна девица – качественное
румяное солнышко – качественное
модные сапоги – относительное
лютые ветры – качественное
морской волк – относительное в значении качественного
(1)Жил в городе Верном художник, Николай Гаврилович Хлудов. (2)Судьба послала ему при редком долголетии ещё и завидную плодовитость. (3)Добрая сотня картин и этюдов до сих пор хранится в запасниках Центрального музея. (4)Картинная галерея взять их отказалась. (5)«Что за художник? – сказали искусствоведы. – (6)Ни стиля, ни цвета, ни настроения. (7)Просто бродил человек по степи, да и заносил в свой альбом всё, что ему попадалось на глаза».
(8)Однажды мне предложили написать о нём небольшую популярную статейку для журнала. (9)Я ухватился за это предложение, перерыл все музейные архивы, собрал целую папку фотографий, а потом написал с великим трудом с десяток мучительно вялых страниц и бросил всё. (10)Ничего не получилось. (11)Не нашлось ни слов, ни образов. (12)В редакции меня отругали, а статью через год написал другой, уже «настоящий» искусствовед. (13)Вот что он написал о мастерстве художника.
(14)«Единственное влияние, которое испытал Хлудов, – это влияние верещагинского натурализма. (15)Хлудов достигал временами значительных результатов, соединяя скупую, выдержанную гамму с чётким рисунком».
(16)Вот и всё. (17)Десяток раскрашенных фотографий, этнографические документы. (18)Этим исчерпана жизнь художника.
(19)Я не хочу осуждать этого искусствоведа, он, вероятно, в чём-то прав, но прав и я, когда говорю, что он ничегошеньки не понял в Хлудове. (20)И та моя давняя статья об этом художнике не удалась мне, конечно, только потому, что я тоже пытался что-то анализировать и обобщать, а о Хлудове надо разговаривать. (21)И начинать статью о нём надо со слов «я люблю». (22)Это очень точные слова, и они сразу ставят всё на своё место.
(23)Так вот – я люблю…
(24)Я люблю Хлудова за свежесть, за радость, за полноту жизни, за красоту событий, которые он увидел и перенёс на холст.
(25)Я люблю его за солнце, которое так и бьёт на меня со всех его картин. (26)Или яснее и проще: я люблю и понимаю его так, как дети любят и понимают чудесные поздравительные открытки, блестящие переводные картинки, детские книги с яркими лакированными обложками. (27)Всё в них чудесно, всё горит: и солнце над морем, и наливные яблочки на серебряном блюдечке, и тёмные леса, и голубейшее небо, и луга нежно-лягушачьего цвета, и роскошные лилии в синем, как небо, пруду.
(28)Хлудов не боялся рисовать такими ясными красками. (29)Именно красками, а не тонами – тонов у него нет, как и нет у него иных настроений, кроме радости и любования жизнью. (30)Он заставлял луга пестреть цветами, коней подыматься на дыбы, мужчин гордо подбочениваться, красавиц распускать волосы. (31)Он не признавал ненастье и серое небо. (32)Всё, что он видел, он видел либо при свете солнца, либо при полной луне. (33)Но тут ему уже не было соперников. (34)Ведь он рисовал не только степи и горы, но и ту степень изумления и восторга, которые ощущает каждый, кто первый раз попадает в этот необычайный мир. (35)И именно поэтому каждое его полотно ликует и смеётся от радости. (36)Он жил только настоящим, интересовался только сегодняшним, проходящим, живым.
(По Ю. О. Домбровскому)*
* Домбровский Юрий Осипович (1909–1978) – русский советский поэт, прозаик, литературный критик. Вершиной творчества писателя стал роман «Факультет ненужных вещей», который он создавал более 10 лет.
2
В каком варианте ответа содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос: «Почему у автора не получилась статья о художнике Хлудове?»
1) Автор разделял мнение искусствоведов, которые считали, что в работах художника Хлудова «нет ни стиля, ни цвета, ни настроения». 2) Автор не был искусствоведом, и задание написать статью передали настоящему специалисту. 3) Автору удалось собрать в архиве только фотографии и этнографические документы, а этих материалов было мало для написания статьи. 4) Автор пытался анализировать и обобщать собранные материалы и не смог проникнуть в эмоциональную сущность творчества художника.Ответ: ___________________________.
3В каком варианте ответа средством выразительности речи является олицетворение?
1) Хлудов достигал временами значительных результатов, соединяя скупую, выдержанную гамму с чётким рисунком. 2) Или яснее и проще: я люблю и понимаю его так, как дети любят и понимают чудесные поздравительные открытки, блестящие переводные картинки, детские книги с яркими лакированными обложками. 3) Всё, что он видел, он видел либо при свете солнца, либо при полной луне. 4) И именно поэтому каждое его полотно ликует и смеётся от радости.Ответ: ___________________________.
4Из предложений 9–14 выпишите слово, в котором правописание приставки зависит от глухости – звонкости последующего согласного.
Ответ: ___________________________.
5Из предложений 14–18 выпишите слово, в котором правописание суффикса определяется правилом: «В прилагательных, образованных с помощью суффиксов -ОНН-, -ЕНН-, пишется НН».
Ответ: ___________________________.
6Замените книжное слово «ликует» в предложении 35 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.
Ответ: ___________________________.
7Замените словосочетание «музейные архивы», построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.
Ответ: ___________________________.
8Выпишите грамматическую основу предложения 11.
Ответ: ___________________________.
9Среди предложений 8–15 найдите предложение с обособленным обстоятельством. Напишите номер этого предложения.
Ответ: ___________________________.
10В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при вводном(-ых) слове(-ах).
Я не хочу осуждать этого искусствоведа,(1) он,(2) вероятно,(3) в чём-то прав, но прав и я,(4) когда говорю,(5) что он ничегошеньки не понял в Хлудове. И та моя давняя статья об этом художнике не удалась мне,(6) конечно,(7) только потому,(8) что я тоже пытался что-то анализировать и обобщать,(9) а о Хлудове надо разговаривать.
Ответ: ___________________________.
11Укажите количество грамматических основ в предложении 30. Ответ запишите цифрой
Ответ: ___________________________
12В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру, обозначающую запятую между частями сложного предложения, связанными сочинительной связью.
Я ухватился за это предложение,(1) перерыл все музейные архивы,(2) собрал целую папку фотографий,(3) а потом написал с великим трудом с десяток мучительно вялых страниц и бросил всё. Ничего не получилось. Не нашлось ни слов,(4) ни образов. В редакции меня отругали,(5) а статью через год написал другой,(6) уже настоящий искусствовед.
Ответ: ___________________________.
13Среди предложений 14–22 найдите сложное предложение с последовательным подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.
Ответ: ___________________________.
14Среди предложений 24–28 найдите бессоюзное сложное предложение. Напишите номер этого предложения.
Ответ: ___________________________.
Ветер разлетелся(перелЁт), липа вздохнула(вздОх) и как будто выдохнула(корень "дох") из себя миллион(словарное слово) золотых(золОченый) листиков(суффикс "ик"). Ветер ещё разлетелся(перелЁт), рванул со всей силы(окончание "ы"), и тогда разом слетели(перелЁТ) все листья, и остались на старой липе(предложный падеж, окончание "е"), на чёрных(словарное слово) её ветвях(вЕтки), только редкие(редок) золотые(золОченый) монетки. Так поиграл(приставки па не бывает) ветер с липой(окончание "ой"), подобрался к туче(дательный падеж, окончание "е"), дунул, брызнула туча и сразу вся разошлась дождём(дОждик). Другую тучу ветер(словарное слово) нагнул(приставка "на") и погнал(приставки "па" не бывает), и вот из-под этой тучи вырвались яркие лучи. И мокрые леса(лЕс) и поля(пОле) засверкали(приставки "зо" не бывает). Рыжие листья засыпали(приставки "зо" не бывает) рыжики, но я нашёл(словарное слово) немного и рыжиков, и подосиновиков(словарное слово), и подберёзовиков(словарное слово). Это и были последние грибы(грИб).