1. Уединение, свобода и чтение рано в них развивают чувства и страсти, неизвестные рассеянным нашим красавицам 2. Стол был накрыт, завтрак готов, и мисс Жаксон, уже набеленная и затянутая в рюмочку, нарезывала тоненькие тартинки. 3. Воспитанные на чистом воздухе, в тени своих садовых яблонь, они знание света и жизни почерпают из книжек.
Внизу под ногами шуршат сухие _ _ (я написала листья). По дорожке справа и слева от меня прыгают _ _ (весёлые воробьи). Что _ _ (делают) воробьи? Они _ _ (едят) корм. Кот Васька _ _ (сидит) около забора. Он _ _ (смотрит) на птиц. Одна птичка _ _ (подлетела) к нему совсем близко. Васька _ _ (кинулся). Птицы (улетели)
1. В СПП части неравноправны (одна подчиняется другой)
2. В СПП части связываются при помощи союзов или союзных слов.
3. Выделяются три группы СПП по значению придаточных предложений.
4. Придаточные предложения всегда стоят после главных.
5. Придаточные изъяснительные отвечают на падежные вопросы существительных.
2. Тест. Укажите СПП (знаки препинания не расставлены)
1. Коль нет цветов среди зимы так и грустить о них не надо.
2. В душе моей как будто распустился свежий благоухающий цветок.
3. Человек создан для счастья как птица для полёта.
4. Никто не уходил несмотря на поздний час.
5. Впереди виднелась белая пелена будто река вышла из берегов.
6. Прохваченная морозом земля потеплела и оттаивала на солнце.
3. Расставьте знаки препинания, выделите грамматические основы, определите тип придаточного, составьте схему.
(Что)бы сделать что-нибудь великое нужно все силы души устремить в одну точку.
4. Расставьте знаки препинания. Определите тип придаточного, составьте схему.
Скажите что пришли родители.
5. Замените сложноподчиненные предложения (СПП) сложноподчиненными предложениями с придаточными следствия. Перестроенные предложения запишите.
Движение по шоссе замедлилось, потому что стоял густой туман.
1. ДА
2. ДА
3. ДА
4. НЕТ
5. ДА.
2.
1. Коль нет цветов среди зимы, так и грустить о них не надо.
2. В душе моей, как будто распустился свежий благоухающий цветок.
3. Человек создан для счастья, как птица для полёта.
4. Никто не уходил, несмотря на поздний час.
5. Впереди виднелась белая пелена, будто река вышла из берегов.
6. Прохваченная морозом земля потеплела и оттаивала на солнце.
3.
Чтобы сделать что-нибудь великое, нужно все силы души устремить в одну точку.
4.
Скажите, что пришли родители.
1 не знаете ли вы где аптека? 2. Будут ли завтра уроки ? 3 не проходил ли тут мальчик лет десяти? 4. Что она не была дома, но так ли это?
1) Прохожий спросил: " Не вы ли выронили ключи?"
2)Узнай пожалуйста, что за вопрос задали
3)Будте любезны, скажите, не вы ли выбросили эти прекрасные цветы?
4)Неизвестно сколько стоили эти продукты