1. Вставьте е или и. Отметьте причастные и деепричастные обороты.
1)Пр…мьер готовясь провести пр…образования непр…менно решил организовать собрание. 2)Получив некоторые пр…вилегии депутат из пр…уральского города уехал в Норвегию. 3)Пр…следуя пр…ступника по пр…морскому шоссе охранники пр…тормозили на пр…граничной полосе. 4)Пр…зидент пр…рвав переговоры отправился изучать пр…азовские просторы. 5)Пр…смешной попугай сидя на пр…толстой ветке из бумаги делал пр…чудливые салфетки. 6)Пр…тендент на победу пр…одолевая пр…грады чувствовал, что на пр…стижном конкурсе он получит награду.

2. Обороты.
Пропитанная полынным запахом длинная степная дорога, тянувшаяся к морю от далекого города, осталась позади, а впереди во всю даль и ширь расстилалось открытое море, не имеющее границ.
Мальчики, утомленные долгим путем, шли молча. Их головы прятались за ворохами сухого бурьяна, собранного ими для будущего костра.
Красиво смотреть со стороны на судно окрыленное белыми парусами, грациозно плывущее по бесконечно глади морских волн.
Парусное судно обмотавшееся верёвками и завесившееся парусами не может в одно мгновение двинуться назад или быстро поворотиться.

2. Обороты (большими буквами набраны)
ПРОПИТАННАЯ ПОЛЫННЫМ ЗАПАХОМ длинная степная дорога, ТЯНУВШАЯСЯ К МОРЮ ОТ ДАЛЕКОГО ГОРОДА, осталась позади, а впереди во всю даль и ширь расстилалось открытое море, НЕ ИМЕЮЩЕЕ ГРАНИЦ..
Мальчики, УТОМЛЕННЫЕ ДОЛГИМ ПУТЕМ, шли молча. Их головы прятались за ворохами сухого бурьяна, СОБРАННОГО ИМИ ДЛЯ БУДУЩЕГО КОСТРА.
Красиво смотреть со стороны на судно, ОКРЫЛЕННОЕ БЕЛЫМИ ПАРУСАМИ, ГРАЦИОЗНО ПЛЫВУЩЕЕ  ПО БЕСКОНЕЧНОЙ ГЛАДИ МОРСКИХ ВОЛН.
Парусное судно, ОБМОТАВШЕЕСЯ ВЕРЕВКАМИ  и ЗАВЕСИВШЕЕСЯ  ПАРУСАМИ, не может в одно мгновение двинуться назад или быстро поворотиться.
1)Премьер,  готовясь провести преобразования, (это дееприч. Оборот) непременно решил организовать собрание. 2)Получив некоторые при-вилегии, (дееприч. Оборот)депутат из приуральского города уехал в Норвегию. 3)Преследуя преступника по приморскому шоссе, (дееприч. Оборот) охранники притормозили на приграничной полосе. 4)Президент,  прервав переговоры, (дееприч. Оборот) отправился изучать приазовские просторы. 5)Пресмешной попугай, сидя на претолстой ветке, (дееприч. Оборот) из бумаги делал причудливые салфетки. 6)Претендент на победу, преодолевая преграды, (дееприч. Оборот) чувствовал, что на престижном конкурсе он получит награду. 

Сначала расставлю буквы, а в конце напишу где причастный, а где деепричастный оборот.
1) Премьер, готовясь провести преобразования, непременно решил организовать собрание.
2) Получив некоторые привилегии, депутат из приуральского города уехал в Норвегию.
3) Преследуя преступника по приморскому шоссе, охранники притормозили на приграничной полосе.
4) Президент, прервав переговоры, отправился изучать приазовские просторы.
5) Пресмешной попугай, сидя на притолстой ветке, из бумаги делал причудливые салфетки.
6) Претендент на победу, преодолевая преграды, чувствовал, что на пристижном конкурсе он получит награду.
--------------------
Обороты в предложениях выше.
Во всех шести предложениях выше будет деепричастный обороты.
---------------------
Во всех остальных предложениях будет причастный оборот.

ЕЩЕ ПО ТЕМЕ:
Найдите деепричастные обороты, укажите синтаксическую связь деепричастий

Носясь меж дымных облаков , Он любит бури роковые, И пену рек, и шум дубров.
Окончив труд дневных работ , Я часто о тебе мечтаю, Бродя вблизи пустынных вод, Вечерним выстрелам внимаю.
Лишь только жук ночной , Жужжа , в долине пролетит порой.
Потом на корабль свой волшебный , Главу опустивши на грудь, Идет и, махнувши рукою, В обратный пускается путь.
Держа кувшин над головой , Грузинка узкою тропой Сходила к берегу.
Окончив труд дневных работ и бродя вблизи пустынных вод. Первое предложение деееприч. обороты.

Второе предложение. Жужжа 

Трете предложение. Главу опустивши на грудь. Махнувши рукой.

Четвёртое предложение. Держа кувшин над головой.

Деепричастие подчёркивай  как обстоятельство. Удачи.

Составить диктант из 20 предложений на правила: причастный и деепричастный обороты, знаки препинания в сложноподчинённых предложениях, обращения, вводные слова
Мне кажется, что сегодня пойдёт дождь и мы вряд ли посетим наше тайное местечко, спрятанное в глубине сада. Ты приехал на каникулы, а мы ещё толком и не повеселились от души! К сожалению, лето быстро заканчивается. Только начнёшь забывать школу, учебники, отметки, как уже приходит август, потом сентябрь, и на этом наши приключения заканчиваются. Но всё-таки, мы так здорово отдыхаем! Я по утрам кричу тебе:"Колька! просыпайся! А то всё проспишь!" А ты мне в ответ:" Спать хочется, позже заходи, когда мамка коров подоит". Но ты же знаешь, что от меня так просто не отделаться. Я тихо подбираюсь к твоему запылённому окошку и как заору:"Подъём!" Тут уж ты не улежишь, вскакиваешь и кидаешь в меня тряпкой, а потом, укутавшись в одеяло, мчишься вдогонку за мной. Нам так весело вместе, что мы забываем обо всём, даже об обеде, хотя чувствуем голодное урчание в желудке, но нам не до еды, впереди столько интересного и удивительного, что нам просто некогда тратить время на пустяки.... К вечеру, уставшие и  раскрасневшиеся, мы возвращаемся домой и падаем от усталости на кровать, а  мамка ворчит и сердится на нас. Она после вечерней дойки, тоже оставшаяся без сил, всё же готовит нам покушать. Мы -счастливы и довольны прошедшим днём  рады встретить день грядущий, который впрочем, уже не за горами..... Я говорю солнцу:"Пока! До завтра!" И мигом засыпаю, хотя Колька ещё долго не спит, всё песни какие-то  смешные поёт и мне тем самым мешает заснуть. а ночью, когда всё вокруг уже уляглось и утихомирилось, мы бывает переговариваемся с колькой, так, не о чём, то про смысл нашего существования, то про что-то необычное и загадочное, что так нас взволновало недавно.... Мы с ним-настоящие друзья и дружим с детства, когда  мы только появившиеся на свет, сразу стали хором орать в одном роддоме с ним и с тех пор, мы неразлей-вода. мы вместе собираемся поступить в институт, вместе учиться там, потом работать и жениться, и мы мечтаем, чтобы наши семьи тоже дружили, и дети наши тоже, как мы.

 Предложения с причастн. оборот.:

1. Сочинение, написанное мною на уроке, было оценено высшей оценкой.(прич. обор. после определяем. слова)

2. Картина, написанная известным художником, никого не оставила равнодушным.  (прич. обор. после определяем. слова)

3. Во время раскопок нами была обнаружена  старинная рукопись, написанная мелким почерком.(обособл. прич. обор.)

4. Написанная мелким почерком рукопись читалась с большим трудом. (необособленный прич. обор.)

5. Грозовая туча, прошедшая прямо над нами, понеслась дальше.(обособл. прич. об.)

6. Дети, строившие песочный замок на пляже,  перегрелись на солнце и вскоре убежали домой.  (обособл. прич. обор.)

7. Наполненную до  верха  корзину нам пришлось нести до дома вдвоем. (необособленный прич. обор.)

8. Уставший от долгого перехода путник остановился на привал.  (необособленный прич. обор.)

 9. Я стоял на большом мосту, тянувшемся через широкую реку. (обособл. прич. обор.)

10. Сломанное ветром дерево перегородило проход к поселку.  (необособленный прич. обор.)

ДЕЕПРИЧАСТН. ОБОРОТЫ:

1. Вздыхая и часто охая, старушка присела на лавочку. 

2. Ураган помчался на север, ломая и круша все на своем пути.

3. Переходя через дорогу, я следил за сигналом светофора.

4. Не обнаружив ошибок в своей работе, я сдал контрольную на проверку.

5. По небу неистово носились стрижи, пронзительно и тревожно разнося свой крик.

6. С трудом превозмогая сильную боль, раненый продолжал ползти к лесу.

7. Громко рыдая и проклиная все вокруг, турист был вынужден вернуться домой.

8. Негромко шаркая тапочками, старушка пробралась в переднюю.

9. Завывая и надрывно хлопая ставнями, почти всю ночь бушевал ветер. 

10. Оторвав клочок газеты, солдат свернул самокрутку. 

СПП: 

 Пока мы переходили через поляну, девчонки уже  успели насобирать целую корзину земляники.

 Когда мы к ним приблизилисьЮ они начали громко и весело смеяться.

Только стало светать, мы тотчас отправились дальше.

Поезд мчался туда, где я непременно должен отыскать свое счастье.

ОБРАЩЕНИЕ:

Друзья, прекрасен наш союз!

Товарищи, будьте взаимовежливы и внимательны друг к другу.

Господа офицеры, нас ждет нелегкий и продолжительный бой  .

ВВОДНЫЕ СЛОВА и ПРЕДЛ.:

Мне, между прочим, это далось с трудом.

Многие, как я понимаю, не справились . 

Мальчик, к счастью, не пострадал от удара.

Во-первых, погода меня не устраивала, а во-вторых, не было особого желания этим заниматься. 

Упр 5. От данных ниже глаголов образуйте деепричастия несовершенного вида, обозначьте суффиксы: Замирать, чувствовать, безмолвствовать, наслаждаться, расстилаться. С 2–3 деепричастиями составить и записать предложения. Упр 6. От данных ниже глаголов образуйте форму прошедшего времени и деепричастия совершенного вида. Обозначьте графически суффиксы глаголов и деепричастий. Построить, услышать, завить, растаять. Упр 8 . Найдите предложения с деепричастиями и деепричастными оборотами. Почему другие конструкции к ним не относятся? Расставьте знаки препинания. 1) Вернувшись в гостиницу он лег спать. 2) Своим делом он занимался спустя рукава. 3) Таня шла по улице не торопясь. 4) Петя шел засунув руки в карманы. 5) Вредно читать лежа. 6) Сережа молчал прислушиваясь к чему-то. 7) Семенов нехотя закрыл книгу. 8) Дети молча слушали сказку.9) Ленивый сидя спит. 10) Думая о будущем не забывайте о настоящем. 11) Нина согласилась помочь мне скрепя сердце. 12) Подруги проговорили целый час не останавливаясь. 13) Наташа вышла из кабинета директора повесив нос. Упр 9 . Определите, в односоставных или двусоставных предложениях использованы деепричастия и деепричастные обороты. В каких типах односоставных предложений они встретились? 1) Заводят собак в городе, соблазнившись редкой их красотой. (В. Песков) 2) Теряя местные черты, новгородская культура приобретает черты общенациональные. (Д. Лихачев)3) Покидая чужую страну, на нее обреченно взгляну. (Р. Казакова) 4) Заметив мое пробуждение, бабушка улыбнулась. 5) Передвигали мебель, освобождая зал. (Б. Пастернак)6) Никогда не беритесь за последующее, не окончив предыдущего. (И. Павлов) 7) Читая эти страницы, невольно вспоминаешь Чехова. (И. Гофф) 8) И он, очнувшись, запел.9) Ланской успокоился, предлагая свои доказательства.10) Часто, взглянув на человека, представляешь себе его дом. Упр 10 . Найдите предложения, в которых допущены ошибки в употреблении деепричастных оборотов. Исправьте их . 1) Выступая на концерте, зал внимательно слушал исполнителя. 2) У воды растут, наклонясь к ней, ивы. 3) Ожидая победу, ее охватило волнение. 4) Увидев отца, Сережа заулыбался. 5) Войдя в автобус, неожиданно пошел снег. 6) Досмотрев до конца интересный фильм, наступил вечер. 7) Подъезжая к лесу, вдруг выскочил волк. 8) Проснувшись от шума, я увидел перед собой нашу собаку.
От основы глаголов н. ф. сов. вида при помощи суффиксов – в, - ши, – а (- я). (Суффикс - вши больше употребляется в разговорной речи)
1) замирать- замирев- замирая( суф- ать, -в, -я,)

чувствовать - почувствовав- чувствуя ( -ать, -в, -я)

безмолвствовать - безмолвствовавший- безмолствуя ( -ать, -вши, -я)

наслаждаться - наслаждаясь- насладившись (-ать, -я, -вши)

расстилаться - расстилая- расстилавшийся. (-ать, -я, -вши)

Он сидел, замирев от страха, старался не двигаться.

Корабыль штормило, волны безмолствуя, подбрасывали его из стороны в сторону

Мы всегда радуемся, чувствуя приблежение весны, потому что хочеться тепла.

Она прекрасно играла на скрипке, наслаждаясь музыкой, он представлял как им будет хорошо вдвоём.

Уже наступил полдень, а расстилавшийся туман и не думал рассееваться.

2) Построить- построив , услышать- услышав, завивая, растаять- растаяв.

3) Упр 8 . 1) Вернувшись в гостиницу, он лег спать. 2) Своим делом он занимался, спустя рукава. 3) Таня шла по улице не торопясь.(нет оборота) 4) Петя шел, засунув руки в карманы. 5) Вредно читать лежа. (нет оборота) 6) Сережа молчал, прислушиваясь к чему-то. 7) Семенов, нехотя закрыл книгу. 8) Дети молча слушали сказку. (нет оборота) 9) Ленивый сидя спит. 10) Думая о будущем, не забывайте о настоящем. 11) Нина согласилась помочь мне, скрепя сердце. 12) Подруги проговорили целый час, не останавливаясь. 13) Наташа вышла из кабинета директора, повесив нос. Упр 9 . Определите, в односоставных или двусоставных предложениях использованы деепричастия и деепричастные обороты. В каких типах односоставных предложений они встретились? 1) Заводят собак в городе, соблазнившись редкой их красотой.   (В. Песков)   2) Теряя местные черты, новгородская культура приобретает черты общенациональные.   (Д. Лихачев)3) Покидая чужую страну, на нее обреченно взгляну.   (Р. Казакова)   4) Заметив мое пробуждение, бабушка улыбнулась. 5) Передвигали мебель, освобождая зал.   (Б. Пастернак)6) Никогда не беритесь за последующее, не окончив предыдущего.   (И. Павлов)   7) Читая эти страницы, невольно вспоминаешь Чехова.   (И. Гофф)   8) И он, очнувшись, запел.9) Ланской успокоился, предлагая свои доказательства.10) Часто, взглянув на человека, представляешь себе его дом. Упр 10 . Найдите предложения, в которых допущены ошибки в употреблении деепричастных оборотов. Исправьте их . 1) Выступая на концерте, зал внимательно слушал исполнителя. 2)Ивы растут у воды, наклонясь к ней. 3) Ожидая победу, ее охватило волнение. 4) Увидев отца, Сережа заулыбался. 5) Войдя в автобус, неожиданно пошел снег. 6) Досмотрев до конца интересный фильм, наступил вечер. 7) Подъезжая к лесу, вдруг выскочил волк. 8) Проснувшись от шума, я увидел перед собой нашу собаку.