человека. (3) Ну вот начинается дождь и необходимо бежать босиком из д…вного леса. (4) В притихш…м доме в этот час сумрак, на потолке спят мухи. (5) Но на улице бурлит жизнь и летний дождь пронизывая природу разбудил все живое. (6) В саду покорно мокнут мокрые деревья красные цветники у б…лкона необыкнове…но отличаются яркостью.
(7) В дымном небе гордо возвышается аист как хозяин родной земли. (8) Сюда он прилетает каждый раз здесь ждут его люди здесь находится дом прекрасной птицы. (8) Он стал на краю своего гнезда пр…ветствуя освежающую влагу. (9) Вот взошло яркое солнце освещая своими лучами все кругом словно оно желает согреть сияющую от бри…иантовых капель дождя землю. (10) В просеках бора устла…ых желтой хвоей дороги влажны и упруги. (11) Просеки кажутся стройными и у…кими, пролеты их бесконечны. (12) А когда ты выходишь на поляну, радует юная сосновая пор…сль нежного тона наряже…ная мелкой водяной пылью. (По И. А. Бунину)
1)Выпишите из текста все причастия, определите их залог и глаголы, от которых они образовались.
2)Выпишите из текста все деепричастия, определив глаголы, от которых они образованны
1. Причастия.(д)-действительное,(с)-страдательное. Через дефис глагол, от которого образовано
Обогащающей(д)-обогащать
Притихшем(д)-притихнуть
Освежающую(д)-освежать
Сияющую(д)-сиять
Устланных(с)-устлать
Наряженная(с)-нарядить
2Деепричастия. Через дефис-глагол
Пронизывая-пронизывать
Приветствуя-приветствовать
Освещая-освещать
а) Тяжело дыш…щий человек, бор…щийся с ленью, слыш…щийся издалека звук, стел…щийся туман, завис…щие от него обстоятельства, мел…щий муку агрегат, стро…щееся здание, кле…щий коробку мальчик, ре…щие знамена, запреща…щая директива, сража…щиеся воины, хлопоч…щая у плиты хозяйка, леч…щий врач, дорогосто…щие товары, готов…щийся к занятиям студент, знач…щееся в фондах количество книг, логично мысл…щий ученик;
б) разыскива…мый раритет, трудновоспиту…мый подросток, доказыва…мое обвинение, составля…мый документ, занима…мая должность, независ…мая комиссия, обвиня…мый в угоне машины, слыш…мый соседом, вид…мое затмение, всеми уважа…мый человек, рекоменду…мая литература, отправля…мые письма, не облага…мые налогом услуги.
Тяжело дышАщий человек, бор.. Ю. Щийся с ленью, слыш. Ащийся издалека звук, Стелющийся туман, завис. Ящие от него обстоятельства, мелющий муку агрегат, строящееся здание, кле. Ю…щий коробку мальчик, реЮщие знамена, запрещаЮщая директива, сражаЮ. Щиеся воины, хлопочу. Щая у плиты хозяйка, лечАщий врач, дорогостоЯщие товары, готовЯщийся к занятиям студент, значИщееся в фондах количество книг, логично мыслЯщий ученик; б) разыскиваЕмый раритет, трудновоспитуЕмый подросток, доказываЕмое обвинение, составляЕмый документ, занимаЕмая должность, независИмая комиссия, обвиняЕмый в угоне машины, слышИ. Мый соседом, видИмое затмение, всеми уважаЕмый человек, рекомендуЕмая литература, отправляЕмые письма, не облагаЕмые налогом услуги.
Тяжело дышащий человек, борющийся с ленью, слышащийся издалека звук, стелющийся туман, зависящие от него обстоятельства, мелющий муку агрегат, строящееся здание, клеящий коробку мальчик, реющие знамена, запрещающая директива, сражающиеся войны, хлопочущая у плиты хозяйка, лечащий врач, дорогостоящие товары, готовящийся к занятиям студент, значащееся в фондах количество книг, логично мыслящий ученик
Разыскиваемый раритет, трудновоспитуемый подросток, доказываемое обвинение, составляемый документ, занимаемая должность, независимая комиссия, обвиняемый в угоне машины, слышимый соседом, видимое затмение, всеми уважаемый человек, рекомендуемая литература, отправляемые письма, не облагаемые налогом услуги.
Н. Страхов
Задания к тексту:
5Определите способ связи между следующими предложениями: 1 и 2; 6 и 7.
6Определите, какое средство (однокоренные слова, синонимы, повтор, местоимение, союзы) используется для связи предложений 1-го абзаца.
7Определите лексическое значение слов: корить, порочить, упрекать. Являются ли эти слова синонимами?
8Найдите в 3-м предложении слово, в котором все согласные- мягкие звуки.
9Произведите словообразовательный разбор всех глаголов из 6-го предложения.
10Произведите морфологический разбор слова (со) всею (роскошью).
11Произведите синтаксический разбор 6-го предложения.
1. Базаров отворачивается от природы; не корит его за это Тургенев, а только рисует природу во всей её красоте. 2. Базаров не дорожит дружбою и отрекается от романтической любви; не порочит его за то автор, а только изображает дружбу Аркадия к самому Базарову и его счастливую любовь к Кате. 3. Базаров отрицает тесные связи между родителями и детьми; не упрекает его за это автор, а только развертывает перед нами картину родительской любви. 4. Базаров чуждается жизни; не выставляет его автор за то злодеем, а только показывает нам жизнь во всей ее красоте. 5. Базаров отвергает поэзию; Тургенев не делает его за то дураком, автор только изображает его самого со всею роскошью и проницательностью поэзии.
6. Одним словом, Тургенев стоит за вечные начала человеческой жизни, за те основные элементы, которые могут бесконечно изменять свои формы, но в сущности всегда остаются неизменными. 7. Как бы то ни было, Базаров все-таки побежден; не лицами, не случайностями жизни, а самою идеею жизни. Н. Страхов
5. Между 1 и 2 - цепная (последовательная) связь, между 6 и 7 параллельная связь.
6. Лексический повтор (Базаров, Тургенев), синтаксический повтор (одинаково построены предложения), синонимы (Тургенев - автор), контекстуальные синонимы (Базаров отворачивается, отрицает, отвергает, чуждается, не дорожит, отрекается, Тургенев не корит, не порочит, не упрекает и т. Д.), замена местоимением (Базаров - его)
7. Корить - упрекать кого-либо, высказывать кому-либо своё недовольство, осуждение
упрекать - выражать кому-либо неодобрение, недовольство
порочить - осуждать, чернить, навлекать позор, бесчестить
Таким образом, синонимы - корить и упрекать, а порочить не совсем соответствует синониму, если только контекстуальный
8. Детьми
9. стоит корень - сто, окончание - ит, основа - сто- (непроизводный глагол)
могут корень - мог, окончание -ут, основа - мог (непроизводный глагол)
изменять приставка - из, корень - мен, суффикс -я, окончание (суффикс) инфинитива -ть (менять - ИЗменять - приставочный способ образования)
остаются корень -оста, окончание - ют, постфикс -ся, основа - оста…ся (изначально образовано приставочно-постфиксальным (приставка -о и постфикс -ся) способом от слова "стать" В связи с процессом опрощения О вошло в состав корня).
10.(со) всею роскошью
1. Местоимение, указывает на признак
2. Морфологические признаки:
н. Ф. - весь
определительное
единственное число
женский род
творительный падеж
3. Синтаксическая роль - определение
11. Одним словом, Тургенев стоит за вечные начала человеческой жизни, за те основные элементы, которые могут бесконечно изменять свои формы, но в сущности всегда остаются неизменными.
Предложение повествовательное, невосклицательное, сложное, сложноподчиненное, состоит из двух предикативных частей, 1 - главная, двусоставная, распространенная, полная, осложнена однородными дополнениями и вводным словом; 2 - придаточное определительное, двусоставное, распространенное, полное, осложнено однородными сказуемыми.
1. Одним словом, Тургенев стоит за вечные начала человеческой жизни, за те основные элементы
подлежащее - Тургенев, выражено сущ., стоит - сказуемое, выражено глаголом, стоит за что? За начала жизни (выражено словосочетанием - сущ. С предлогом + сущ.)), за элементы (выражено сущ.) - однородные дополнения, жизни какой? Человеческой - согласованное определение, выражено прилагательным, за начала какие? Вечные - согласованное определение, выражено прилагательным, за элементы какие? Основные - согласованное определение, выражено прилагательным, за элементы какие? Те - согласованное определение, выражено указательным местоимение, одним словом - вводное слово (не является членом предложения)
2. Которые могут бесконечно изменять свои формы, но в сущности всегда остаются неизменными.
подлежащее - которые, выражено относительным местоимение (является союзным словом), могут изменять - составное глагольное сказуемое, выражено вспомогательным глаголом - могут и инфинитивом - изменять, остаются неизменными - составное именное сказуемое, выражено глаголом - остаются и именной частью - неизменными, выраженной прилагательным; могут изменять как долго? Бесконечно - обстоятельство, выражено наречием, могут изменять что? Формы прямое дополнение, выражено сущ., формы чьи? Свои - согласованное определение, выражено притяжательным местоимением, остаются неизменными когда? Всегда - обстоятельство, выражено наречием, остаются неизменными в чём? В сущности - дополнение, выражено сущ. С предлогом, но - сочинительный противительный союз (не является членом предложения)
(2)Следуя какой…то властной силе он ощупью добрался до двери неслышно пр…открыл ее выск…льзнул на улицу. (3) Небо и земля были затянуты сплошной теменью накрывшей всю окрес…ность но дорогу к реке он знал и с закрытыми глазами. (4) Смешно и неловко подпрыгивая боясь нал…теть на забор мальчик бросился на берег.
( 5) Река смиренно притихла ожидая грозы и л…гушки переставшие заводить свою музыку слушали надвигающуюся силу. (6) Природа как заколдова…ая любовалась величием грозы.
(7)Вот далеко в тайге зарокотал наб…рающий силу гром и покатился он прямо на деревню грозя разд…вить и смять ее. (8) Небо как море в шторм. (9) Оно потемнело, стало вдруг могучим и страшным, излучало какую-то власть. (10) По краям сливаясь с землей небо ух…дило в бесконечную тьму обнимающую окрес…ность. (11) В нагр…мождении туч двигаясь и меняясь зл…вещей син…вой пылали какие-то полосы и пятна.
(12) Мальчик был одух…творен величием природы представляющую неведомую мощь. (В. Распутин)
Вставить пропущенные буквы и недостающие знаки препинания.
Вставить пропущенные буквы и недостающие знаки препинания.
Озаглавьте текст___________________________________________.
Определите тему текста__________________________________________
Укажите стиль и тип текста_______________________________________
Выпишите из текста все причастия, определите их залог и глаголы, от которых они образовались.
Мальчик. Тема мальчик испугался. Повест невоскл
Гроза.
1)Когда среди ночи мальчик проснулся он услышал неясный и дальний гул возникающий вновь и вновь.
(2)Следуя какой-то властной силе он ощупью добрался до двери неслышно пр…открыл ее выскользнул на улицу. (3) Небо и земля были затянуты сплошной теменью накрывшей всю окрестность но дорогу к реке он знал и с закрытыми глазами. (4) Смешно и неловко подпрыгивая боясь налететь на забор мальчик бросился на берег.
( 5) Река смиренно притихла ожидая грозы и лягушки переставшие заводить свою музыку слушали надвигающуюся силу. (6) Природа как заколдованная любовалась величием грозы.
(7)Вот далеко в тайге зарокотал набирающий силу гром и покатился он прямо на деревню грозя разд…вить и смять ее. (8) Небо как море в шторм. (9) Оно потемнело, стало вдруг могучим и страшным, излучало какую-то власть. (10) По краям сливаясь с землей небо уходило в бесконечную тьму обнимающую окрестность. (11) В нагромождении туч двигаясь и меняясь зловещей синевой пылали какие-то полосы и пятна.
(12) Мальчик был одухотворен величием природы представляющую неведомую мощь. (В. Распутин)