Правописание не с причастиями Причастие является самостоятельной частью речи и представляет собой особую форму глагола. Причастие имеет в себе совмещенные свойства имени прилагательного и глагола. Причастие обозначает признак определенного предмета в зависимости от его действия. Основные сложности у учащихся возникают при написании частицы не с причастием. Мы рассмотрим основные правила, при которых не с причастиями пишется слитно и раздельно. Не с причастиями пишется слитноЧастицу не следует писать слитно с причастиями в трех случаях:- если причастие было образовано от глагола, который не употребляется в речи без частицы «не». Например: ненавидящий, недомогающий, негодующий. Пример предложения: Недомогающий Яков вот уже три недели не появлялся на работе.- если причастие образовалось от глаголов, которые имеют приставку недо-. Например: недосчитавшийся, недопонятый, недолюбленный. Пример предложения: Недопонятый обществом стих, не принес популярности его автору.- если причастие является полным страдательным, либо же действительным и не имеет при этом зависимых слов. Например: невыполненное задание, невычитанная рукопись, непрочитанная книга, надвигающаяся гроза. Примеры предложений: Мария понимала, что ходить по неосвещенным улицам очень опасно. Рыбаки поспешно надевали на себя непросохшую одежду. Не с причастиями пишется раздельноСлучаи, в которых не с причастиями следует писать раздельно:- если причастие имеет зависимое слово. Например: не разобранные хозяйкой вещи, не напечатанная в срок книга, не возвращенный другу альбом. Примеры предложений: Не изведавшие всех уловок тактики врага, молодые солдаты после первого же боя оказались в плену. - если к причастию можно применить противопоставление. Например: не напечатанная, но написанная книга, не продуманный, а опрометчивый шаг, не выдуманная, а действительная история. Пример предложения: Вдали виднелись сады, но не обожженные, а заросшие густой травой.- если причастия краткие. Например: работа не сдана, экзамен не выучен, обувь не вымыта. Примеры предложений: Василий понимал, что предстоящий экзамен не выучен.
картачка 1
Спишите текст, вставьте пропущенные буквы и знаки препинания. Найдите предложение с деепричастным оборотом и выполните его синтаксический разбор. Выполните морфологический разбор деепричастия.
Определите тему текста. Выпишите синонимы, для чего в предложении используется риторический вопрос? Какой способ связи в тексте? Почему утро сказочное? Что означает выражение «цветная музыка росы»?
Ноч…ной стеклодув разв…сил на кончиках травинок хрустальные св…тильники. И теперь ф…нарики ярко засв…тились на утреннем солнце тихо-тихо п…званивая на просыпающемся ветерке. Сказоч…ное утро! Вам приходилось слушать цветную музыку росы?
Карточка № 2
Спишите, расставив знаки препинания. Подчеркните деепричастия. Найдите причастие и надпишите его постоянные признаки. Выполните морфологический разбор одного из деепричастий. Разберите выделенные слова по составу.
Можно ли назвать данные предложения текстом? Почему?
Ветер-гуляка устал от бессонных ночей. Желая отдохнуть в ближайшем перелеске задул снегом просёлочную дорогу попавшуюся на пути и посопев улегся под длинноногими сосенками. Карточка № 3
Спишите текст, расставив пропущенные знаки препинания. Графически объясните их постановку. Выполните разбор одного из деепричастий. Обозначьте звуки над выделенными буквами.
Над Лисьими горами озябшее ноябрьское солнце сжалось в белесый комок подобрав к себе ближе замерзшие лучи.
Кутаясь в сырые облака прячется от порывистого ветра вспоминая то недавнее время когда оно по утрам выкатывалось из-за леса ещё не остывшим за ночь рубиновым шаром.
Карточка 4
Определите главную мысль текста. Спишите, расставьте пропущенные буквы и знаки препинания. Начертите схему первого предложения. Найдите однокоренные слова.
Объясните значение слова мельтешат.
Зацвела черёмуха, наступили холода.
Как бы изв…няясь за принес…нную майскую пр…хладу черёмуха пригл…сила всех насекомых на ча…питие. Уг…щает душистым цветочным напитком.
До поз…него вечера в черёмуховых кустах м…льтешат легк…крылые гости.
Карточка № 5
Спишите текст. Подчеркните деепричастные обороты. Над деепричастиями надпишите вид. Разберите деепричастия по составу. Найдите грамматические основы в первых трёх предложениях.
Вечереет. Вода стихла. Нет криков чаек. Рядом, в глинистую кучу, толстым чёрным носом ткнулся задремавший топляк. Прижался к холодному обрыву, думая переночевать здесь до утра.
Но то ли место не понравилось, то ли сильное течение беспокоило; бревно, сделав полукруг, поплыло дальше, выглядывая чёрной ямкой от сучка следующую пристань.
Ветер-гуляка устал от бессонных ночей. Желая отдохнуть в ближайшем перелеске, задул снегом просёлочную дорогу, попавшуюся на пути и, посопев, улегся под длинноногими сосенками. Постоянные признаки- несовершенное и скорее всего действительное. Деепричастия-желая, посопев. Морфологический разбор: 1 желая(что делая?) -деепричастие
2 н. Ф.-желать Пост. Призн.: несовершенный вид, неизменяемая форма
3 задул снегом просёлочную дорогу (с какой целью?) Желая отдохнуть в ближайшем перелеске
Разбор по составу Жела корень, я суффикс, желая основа слова.
Данные предложения нельзя назвать текстом, так как нет грамотного смыслового содержания и концовки. Ветер улегся под длинноногими сосенками. Что дальше? Без продолжения эти предложения не могут являться текстом. Также текст по объему должен состоять по-хорошему минимум из 3-х или 5-ти предложений, если это описание явления природы.
Над Лисьими горами, озябшее ноябрьское солнце сжалось в белесый комок, подобрав к себе ближе замерзшие лучи.
Кутаясь в сырые облака, прячется от порывистого ветра, вспоминая то недавнее время, когда оно по утрам выкатывалось из-за леса, ещё не остывшим за ночь рубиновым шаром.
Графически объясняю: выделены деепричастные обороты по смысловому содержанию. Прячется от порывистого ветра (что делая?)Кутаясь в сырые облака и вспоминая то недавнее время-это два однородных деепричастных оборота. (в какое время происходило?) когда оно по утрам выкатывалось из-за леса (далее уточнение для рационального понимания) ещё не остывшим за ночь рубиновым шаром. Обозначьте звуки над выделенными буквами это я не могу никак сделать. В онлайне. Остальное через 10 минут напишу. Кофе надо срочно заварить.
1) Подобные семинары обычно проводят на севере страны ___ например ___ в Архангельске или Мурманске.
2) Супруги Волковы ___ например___ награждены путёвкой в санаторий.
3) По предложению Бориса Ивановича ___ командировка сотрудников перенесена на май.
4) Между тем ___ ситуация постепенно изменяется к лучшему.
5) Отчёт надо переделать и ___ главным образом ___ дополнить более актуальным материалом.
Подобные семинары обычно проводят на севере страны ___, например ___, в Архангельске или Мурманске.
2) Супруги Волковы _,__ например__,_ награждены путёвкой в санаторий.
3) По предложению Бориса Ивановича ___ командировка сотрудников перенесена на май.
4) Между тем ___, ситуация постепенно изменяется к лучшему.
5) Отчёт надо переделать и ___ главным образом ___ дополнить более актуальным материалом.
Попроси больше объяснений следитGvensye
Gvensye новичок
Оставшееся время, чтобы добавить ответ: 04: 17
ДОБАВИТЬ ОТВЕТ
Новые по русскому языку
+5 НОВЫХ ВОПРОСОВ
Русский язык 5 б 7 секунд назад
Помогите пожалуйста сделать упр "13"
LizaVerner
yulyabogdanovich
2 наблюдают
ОТВЕТЬ
Русский язык 5 б 37 секунд назад
Помогите с решением этого номера.
mitrodanov10100
1 наблюдает
ОТВЕТЬ
Русский язык 5 б 43 секунды назад
Помогите пожалуйста сделать фонетический разбор: Себя, языка.
lensor11
1 наблюдает
ОТВЕТЬ
Русский язык 5 б 1 минута назад
Сделайте синтаксический разбор 1. Солнечные лучи озарили заснеженные сады 2. Почему он зелёный? 3. Два зелененкие гнома сели между труб
sofiyasokolova
1 наблюдает
ОТВЕТЬ
Русский язык 10 б 1 минута назад
Контрольная работа по теме: «Деепричастие» (7 класс) І вариант Задание 1 Спишите предложения, вставляя пропущенные буквы и расставляя знаки препинания. Подчеркните деепричастные обороты и...
1 наблюдает
ОТВЕТЬ
Русский язык 5 б 2 минуты назад
Яна ел бэйрэмнэре хэм кышкы каникуллар сочинение
ОТВЕТЬ
Русский язык 5 б 2 минуты назад
Второстепенные члены предложения которые отвечают на вопросы косвенных падежей
marumem194
1 наблюдает
ОТВЕТЬ
Русский язык 5 б 3 минуты назад
Прочитайте да да толковали какие фразеологизма один соответствует запишите ответы пора а пора бы цифр
ОТВЕТЬ
Русский язык 5 б 3 минуты назад
Доклад на тему рождественские блюда россии ( новогодние)
ЛенаКот5
1 наблюдает
ОТВЕТЬ
Русский язык 5 б 4 минуты назад
Выполните синтаксический разбор односоставных и двусоставных предложений: 1. В саду ночью ветом просбивало все яблоки. 2. На улицах вихрем носилась пыль. 3. Вам бы здесь до осень прожить. 4. Меня...
UranKoz
LolliPop611
2 наблюдают
ОТВЕТЬ
Русский язык 8 б 7 минут назад
Укажите инфинитив вид переходности возвратности спряжение слов. Наткёт наплетёт сядет ждёт живёт лежит умрёт ходит звали пугай откликнусь пеняй светит сверкает согревает фырчит рычит ломает...
Kostya275
1 наблюдает
ОТВЕТЬ
Русский язык 9 б 7 минут назад
12 строчек из стихотворения на безличные, определ.
СРОЧНО ДАЮ 30 БАЛОВ+ ЛУЧШИЙ ОТВЕТ
задание 1)Списать, выполнить синтаксический разбор
По реке пробегала сверкая на солнце лёгкая зыбь.
Задание 2)Спишите. Замените, где возможно, глаголы-сказуемые деепричастиями; графически объясните знаки препинания; по вопросам определите вид деепричастия.
1)Герасим шел, не торопился, не отпускал Муму с веревки.
2)Море играло маленькими волнами, рождало их, украшало бахромой пены, сталкивало друг с другом.
3)Товарищи заметили его беспокойство и ушли.
4)Изредка порывы ветра приносили с собой сухие листья и бросали их в костер.
задание 3)Найдите предложения, в которых есть деепричастие
1. Мама сидела, откинувшись в кресле.
2. Я открыл окно и залюбовался видом.
3. Брат склонил голову и писал что-то.
4. Разложив игры, дети сели в кружок.
5. Уставшая, она не хотела идти дальше.
задание 4)
Найдите предложения с деепричастным оборотом.
. Витя мыл посуду, насвистывая какую-то песенку.
2. Из дома вышел человек и направился к машине.
3. Выйдя из дома, человек направился к машине.
4. Человек, вышедший из дома, направился к машине.
5. Берега, окружающие озеро, густо поросли камышом.
задание 5)
Выполните синтаксический разбор
Стремясь выполнить задание к сроку строители работали без устали.
Строители стремившиеся выполнить задание к сроку работали без устали.
задание 6)
Подчеркните деепричастия, деепричастные обороты. Начертите схемы.
1)Вот темный лист свалился чуть шурша…
2)Часы шипя двенадцать раз пробили…
3)Роняя снег проходят тучи.
4)По ночам холодный ветер дул с гор присыпанных снегом.
5)В небе раскинув розовые крылья парила одинокая чайка.
6)Он вылез из машины и хлопнув дверью направился к дому.
7)Они шли по тропинке извивающейся между кустами орешника.
Задание 1. По реке(обстоятельство - подчеркивается пунктир-точка) пробегала(сказуемое - подчеркивается двумя линиями) сверкая(деепричастие - подчеркивается пунктир-точка) на солнце(обстоятельство - подчеркивается пунктир-точка) легкая(определение - подчеркивается волнистой линией) зыбь(подлежащее - подчеркивается одной линией).
Далее: повествовательное, невосклицательное, распространенное, простое, осложнено второстепенными членами предложениями и составляй схему простого предложения
Задание 2.
1) Герасим шел не торопясь(несовершенный вид), не отпуская(несовершенный вид) Муму с веревки.
2) Море играло маленькими волнами, рождая(несовершенный вид) их, украшая(несовершенный вид) бахромой пены, сталкивая(несовершенный вид) друг с другом.
3) Товарищи, заметив(совершенный вид) его его беспокойство, ушли.
4) Изредка порывы ветра приносили с собой сухие листья, бросая(несовершенный вид) их на ветер.
Задание 3. Предложения 1 и 4(деепричастия: откинувшись; разложив)
Задание 4. Предложения 1 и 3.
Задание 5. Стремясь выполнить задание к сроку(это деепричастный оборот - подчеркиваем ВЕСЬ ОБОРОТ пунктир-точка), строители(подлежащее) работали(сказуемое) без устали(наречие - подчеркивается пунктир-точка).
Далее: повествовательное, невосклицательное, распространенное, осложнено обособленными членами предложения, так же составляй схему простого предложения.
Строители(подлежащее), стремившиеся выполнить задание к сроку(это причастный оборот - подчеркивается пунктир-точка), работали(сказуемое) без устали(наречие - а здесь уже не уверена, либо пунктир-точка, либо волнистой линией).
Далее: повествовательное, невосклицательное, простое, распространенное, осложнено обособленными членами предложения, схема.