Окончание глагола позволяет определить спряжение. Если гл. 1 спр. - то у прич. Будут суффиксы ущ/ющ, если 2 - ащ/ящ.
Если быть точной, то спряжение определяется не по окончанием а по трём последним буквам инфинитива. Эти три последних буквы - не окончание, а два суффикса. Смотр - е- ть.
Например. ПисАТЬ - это глагол 1 спр. Причастие будет пишУЩий.
Готов…ийся к экзамену студент, пил…ие дрова ребята, стро…ееся здание, кле…ие игрушки дети, тяжело дыш…ий бегун, слыш…ийся издали голос, верт…ийся на ветру флюгер. Упражнение
2. Спишите, образуя от глаголов действительные причастия прошедшего времени. Обозначьте суффиксы в причастиях. Составьте 4-5 словосочетаний, 5 предложений. Бросил – бросивший; написать, выполнить, ответить, трудиться, добиться, занять, явиться, скрыться.
1)Готовящийся к экзамену студент, пилящие дрова ребята, строящиеся здание, клеящие игрушки дети, тяжело дышащий бегун, слышащийся издали голос, вертящийся на ветру флюгер.
2)Суффиксы ящ, ящ, ящ, ящ, ащ, ащ, ящ.
Меня бросил друг, когда я его предал.
Написать можно всё, что угодно.
Бросивший друг, потом жалел, что бросил.
Выполнить задание нужно не быстро, а качественно.
Ответить на звонки в течении урока, запрещается!
Трудиться надо не только на работе, но и дома.
Добиться своих желаний, возможно.
Занять чем-то однолетнего ребёнка сложно.
Скрыться от домашних заданий не сможет никто.
1. Школьники готовились к соревнованиям и упорно тренировались.
2. Ученик не понял условие задачи и задал вопрос учителю.
3. Мальчик заметил опечатку в книге и исправил её.
2. Обозначить грамматическую основу предложения, указать части речи.
Обозначить деепричастие как член предложения, определить вид и
суффиксы.
Честь и слава тому, кто, не ожидая благодарности, гоняясь за похвалами, выбирает трудный и благородный труд. Никогда не беритесь за последующее, не окончив предыдущее. Не давши слово - крепись, давши – держись.
3. Повторение. Списать, обозначить графически суффиксы прилагательных и причастий.
Волшебн.. Песни, ветре.. Я погода, прочита.. Ая книга, в лун.. Сиянии, вяза.. Ая на машинке кофта, асфальтирова.. Ая площадка, краше.. Ый забор, в освеще.. Ной комнате, серебря… ое кольцо, деревя.. Ый мостик, на весе.. Ем солнышке
1. Замените один из глаголов сначала деепричастием с зависимыми словами, затем- причастным с зависимыми словами.
1. Школьники готовились к соревнованиям и упорно тренировались.
Школьники, готовясь к соревнованиям, упорно тренировались. Школьники, готовящиеся к соревнованиям, упорно тренировались.
2. Ученик не понял условие задачи и задал вопрос учителю. Ученик, не поняв условие задачи, задал вопрос учителю. Ученик, не понявший условие задачи, задал вопрос учителю.
3. Мальчик заметил опечатку в книге и исправил её. Мальчик, заметив опечатку в книге, исправил её. Мальчик, заметивший опечатку в книге, исправил её.
2. Обозначить грамматическую основу предложения, указать части речи.
Обозначить деепричастие как член предложения, определить вид и
суффиксы.
Честь и слава тому, кто, не ожидая благодарности, гоняясь за похвалами, выбирает трудный и благородный труд.(первая основа - ЧЕСТЬ И СЛАВА - существительные; вторая КТО ВЫБИРАЕТ - местоимение и глагол) Никогда не беритесь за последующее, не окончив предыдущее.(НЕ БЕРИСЬ - глагол с частицей ) Не давши слово - крепись, давши – держись. (КРЕПИСЬ- глагол; ДЕРЖИСЬ - глагол)
Деепричастия все обстоятельства: ожидаЯ (несов. Вид), гоняЯсь (несов. Вид), окончиВ (совер. Вид), давШИ (сов. Вид)
3. Повторение. Списать, обозначить графически суффиксы прилагательных и причастий.
ВолшебНые песни, ветрЕНая погода, прочитаННая книга, в лунНом сиянии, вязаННая на машинке кофта, асфальтироваННая площадка, крашЕНый забор, в освещЁННной комнате, серебрЯНое кольцо, деревЯННый мостик, на весенНем солнышке
Расцветающий поющий окружённый очаровательный пролистаный взятый
3. 8. 1. Понятие о причастии. Разряды причастий. Образование причастий
1. Как уже отмечалось (см. П. 3. 1. Части речи. Слово и его формы), причастие характеризуется в лингвистике по-разному. Одни языковеды считают причастия особой формой глагола, другие – самостоятельной частью речи. В данном пособии мы придерживаемся последней точки зрения.
Причастие – самостоятельная часть речи, которая обозначает признак предмета по действию, объединяет в себе свойства прилагательного и глагола и отвечает на вопрос какой? Возможны также вопросы что делать? Что сделать?
Основные признаки причастия
А) Общее грамматическое значениеПримерыЭто значение признака предмета по действию. Думающий, говоривший, стоявший, решаемый, расстрелянный, допитый. Б) Морфологические признакиПримерыСочетание в одном слове признаков глагола и прилагательного. Причастия образуются от глаголов и сохраняют следующие признаки глаголов:вид, переходность, возвратность, время. В отличие от глаголов причастия не имеют форм будущего времени. Формы настоящего времени есть только у причастий, образованных от глаголов несовершенного вида. Ср.: думать (несовершенный вид) – думающий, думавший; подумать (совершенный вид) –подумавший. Причастия имеют следующие признаки прилагательных: причастия, как и прилагательные, изменяются по числам, родам (в единственном числе) и падежам (в полной форме); Бежавший, бежавшая, бежавшее, бежавшие. Причастия, как и прилагательные, согласуются с существительным в числе, роде (в единственном числе) и падеже; Потерянный дневник, потерянная книга, потерянное время; потерянные часы, потерянного времени. Страдательные причастия, как и качественные прилагательные, имеют полную и краткую формы. Допитый – допит; потерянный – потерян. В) Синтаксические признакиПримерыВ предложении причастия, как и прилагательные, обычно бывают определениями или частью составного именного сказуемого. Ср.: Увлечённые, мы позабыли обо всём; Всёвокруг казалось погружённым в задумчивость. Краткие причастия, как и краткие прилагательные, в предложении выполняют роль составного именного сказуемого. Книга раскрыта на восьмой странице. Полные причастия, как и прилагательные, согласуются с существительным в числе, роде (в единственном числе) и падеже.
2. Начальная форма причастия такая же, что и у прилагательного, – единственное число, мужской род, именительный падеж.
Бежавший, строивший, раскрытый.
3. В составе причастий выделяются два разряда: действительные и страдательные.
Действительные причастия обозначают признак, который создаётся действием самого предмета. Читающий мальчик – тот мальчик, который сам читает; читавший мальчик – тот мальчик, который сам читал. Страдательные причастия обозначают признак, который создаётся у одного предмета действием другого предмета. Прочитанная мальчиком книга – книга, которую прочитал мальчик; построенный рабочими дом – дом, который построили рабочие. Страдательные причастия обладают рядом особенностей: страдательные причастия образуются только от переходных глаголов; Построить дом – построенный дом; читать книгу – читаемая книга. От непереходных глаголов образовать страдательное причастие нельзя!страдательные причастия имеют полную и краткую форму; Построенный дом – дом построен, допитое молоко – молоко допито. Страдательные причастия могут распространяться существительным или местоимением в Т. П. Со значением субъекта действия. Ср.: построенный (кем?) рабочими дом (рабочие построили дом); рассказанная (кем?) бабушкой сказка (бабушкарассказала сказку).
4. Образование причастий – причастия образуются от глаголов с помощью специальных суффиксов.
Суффиксы причастий
ВремяДействительные причастияПримерыСтрадательные причастияПримерыНастоящее времяОснова наст. Вр. + суффикс: Основа наст. Вр. + суффикс:-ущ- (-ющ-) – I спр. Решающий-ом- (-ем-) – I спр. Решаемый-ащ- (-ящ-) – II спр. Строящий-им- – II спр. СтроимыйПрошедшее времяОснова инфинитива + суффикс: Основа инфинитива + суффикс:-ш-Нёсший-нн- (-н-)Прочитанный-вш-Решавший-енн- (-ен-) – от глаголов на -и(ть) – II спр. Построенный -т-ВзятыйПричастия настоящего времени образуются от основ настоящего времени. Для того чтобы выделить эту основу, необходимо отбросить личное окончание глагола в настоящем времени: а) действительные причастия: решать (I спряжение): реша-ют → реша- + -ющ- + -ий (решающий);строить (II спряжение): стро-ят → стро- + -ящ- + -ий (строящий); б) страдательные причастия: решать (I спряжение): реша-ют → реша- + -ем- + -ый (решаемый);
строить (II спряжение): стро-ят → стро- + -им- + -ый (строимый). Причастия прошедшего времени образуются от основы инфинитива (или основы прошедшего времени): а) действительные причастия: решать (основа на гласную): реша-ть → реша- + -вш- + -ий (решавший);
нести (основа на согласную): нес-ти → нес- + -ш- + -ий (нёсший); б) страдательные причастия: написать (основа не на -ить): написа-ть → написа- + -нн- + -ый (написанный);
построить (основа на -ить): постро/и-ть → постро- + -енн- + -ый (построенный);
взять: взя-ть → взя- + -т- + -ый (взятый).
Расцветающий (действит. Прич. Наст. Вр, суф ЮЩ), поющий (действ. Прич. Наст. Вр, ЮЩ), окруженный (страдат. Прич прош вр, ЁНН), очаровательный - это прилагательное, пролистанный(страдат. Прич прош времени, НН), взятый (страд. Прич прош вр. Т)