1. Задать вопрос к прилагательному: если вопрос "чей?" - это притяжательное прил. Если вопрос "какой?", переходи к следущему шагу;
2. Образовать от им. Прил. Краткую форму или любую степень сравнения
Если получилось - качественное прил.
Если не получилось - относительное
НАПРИМЕР: хвост (чей?) лисий, крысиный и т. Д.
злой (какой?) -> злее (сравн. Степень) -качеств. Прил.
земляной (какой?) -> × (сравн. Степень не получается) - относит. Прил.
1. Синтаксическая роль прилагательного:
а) определение, сказуемое; б) определение; в) подлежащее.
2. Полными и краткими бывают прилагательные
а) притяжательные; б) качественные; в) относительные; г) все.
3. На что указывают суффиксы -ейш-, -айш-?
а) сравнительная степень; б) простая превосходная; в) сложная превосходная.
4 В прилагательных: соломенный, безветренный пишется НН, потому что:
а) одно Н в корне, другое в суффиксе; б) слова исключения; в) суффикс -енн-.
5. Укажи прилагательные краткой формы.
а) обруч; б) пригож; в) дач; г) схож; д) крыш; е) луч; ж) нищ.
6. Укажи прилагательные с -н-
а) исти…ый; б) соловьи…ый; в) мгнове…ый.
7. В каком предложении сказуемое выражено прилагательным
а) Ставрополь – главный город края;
б) Деревянные постройки пришли в негодность;
в) Кавказские горы выше Крымских гор.
8. В каких прилагательных допущены ошибки
а) лимонный, б) балконный; в) стариный; г) неразборчевый; д) не вредный, е) кожанный.
9. В каких словосочетаниях прилагательное является качественным
а) собачий холод; б) собачья конура; в) собачья шерсть.
10. В какой строке все прилагательные являются качественными?
а)Чистый, сельский, волчий, золотой, умный;
б)Глубокий, старый, горячий, острый, резкий;
в)Комариный, богатырский, белый, московский, аккуратный;
г)Большой, лисий, подземный, красивый, синий.
11. В какой строке все прилагательные являются относительными?
а)Серебряный, маленький, медвежий, якутский;
б)Кожаный, мышиный, высокий, шерстяной;
в)Прохладный, европейский, волчий, жёлтый;
г)Верхний, московский, вчерашний, глиняный.
12. Притяжательные прилагательные обозначают:
а)Признак предмета, который может быть в этом предмете в большей или меньшей степени;
б)Принадлежность чего-либо лицу или животному и отвечает на вопросы чей? Чья? Чьё?
в)Материал, из которого сделан предмет.
13. Все слова в строке пишутся с суффиксом –ск-:
а)Кавказ…кий, кузнец…кий, богатыр…кий, матрос…кий;
б)Журналист…кий, француз…кий, одес…кий, киргиз…кий.
в)Ткац…кий, древнерус…кий, рез…кий, белорус…кий;
г)Тбилис…кий, кузнец…кий, февраль…кий, немец…кий.
14. Частица НЕ пишется раздельно в предложении:
а)Каменный уголь для домны (не) чёрный, а светло-серый.
б)Для (не) внимательного взора природа севера бедна.
в)Комендант отвечал (не) брежным кивком головы.
г)Впереди показалась (не) большая деревушка.
15. В какой строке все прилагательные пишутся через дефис?
а)(Древне)русский, (тёмно)каштановый, (железно)дорожный, (северо)восточный;
б)(светло)коричневый, (юго)западный, (взлётно)посадочный, (русско)немецкий;
в)(двух)комнатный, (ярко)жёлтый, (мясо)молочный.
16. В каком слове пишется две –НН-:
1) ветре…ый 2) песча…ый 3) оловя…ый 4) лебеди…ный
1. Синтаксическая роль прилагательного:
а) определение, сказуемое;
2. Полными и краткими бывают прилагательные
б) качественные;
3. На что указывают суффиксы -ейш-, -айш-?
б) простая превосходная;
4 В прилагательных: соломенный, безветренный пишется НН, потому что:
Суффикс -енн.
5. Укажи прилагательные краткой формы.
б) пригож; г) схож; ж) нищ.
6. Укажи прилагательные с -н-
б) соловьи…ый.
7. В каком предложении сказуемое выражено прилагательным
а) Ставрополь – главный город края;
8. В каких прилагательных допущены ошибки
в) стариный; г) неразборчевый; д) не вредный, е) кожанный.
9. В каких словосочетаниях прилагательное является качественным
а) собачий холод
10. Б)
11. В какой строке все прилагательные являются относительными?
г)Верхний, московский, вчерашний, глиняный.
12. Притяжательные прилагательные обозначают:
б)Принадлежность чего-либо лицу или животному и отвечает на вопросы чей? Чья? Чьё?
13. Все слова в строке пишутся с суффиксом –ск-:
б)Журналист…кий, француз…кий, одес…кий, киргиз…кий.
14. Частица НЕ пишется раздельно в предложении:
а)Каменный уголь для домны (не) чёрный, а светло-серый.
15. В какой строке все прилагательные пишутся через дефис?
б)(светло)коричневый, (юго)западный, (взлётно)посадочный, (русско)немецкий;
16. В каком слове пишется две –НН-:
оловянный
2. Для чего служат вопросы, которые задаются при склонении имён существительных?
3. Как вопросы помогают определить написание безударного окончание прилагательных?
4. Назовите постоянные и непостоянные признаки глагола. Что обозначает глагол?
5. Как определяется тип спряжения глагола при образовании от него приставочного глагола или возвратного глагола?
6. Что общего в правилах слитного и раздельного написания не с глаголами, прилагательными и существительными? Каковы различия?
1)у существительного постоянные признаки это
собственное или нарицательное, одушевленное или неодушевленное, род, склонение
а непостоянные падеж и число
у прилагательных:
постоянные это только разряд а непостоянные
степень сравнения, форма это у качественных
у всех прилагательных падеж, число, род
2)научиться ставить нужные вопросы для определения падежа, развить умение определять тип склонения имени существительного
3)окончание прилагательного можно проверить окончанием вопросительного слова. прилагательные мужского и среднего рода а творительном падеже единственного числа - каким?-им(ым), в предложном падеже-о каком?-ом(ем). Прилагательное женского рода в винительном падеже единственного числа — (к а к у ю?) -ую(-юю), в родительном, дательном, творительном, предложном — (к а к о й?) -ой(-ей). Примеры:
с надёжн[ым] (каким?) врачом, со старательн[ой] (к а к о й?) учениц[ей], о ловк[ом] (к а к о м?) спортсмене, хвойн[оё|
(к а к о е?) дерево, в морозы ую (к а к у ю?) ночь.
4)Постоянные признаки глагола: вид, возвратность, переходность, спряжение
Непостоянные: наклонение, лицо, число, время, род
Глагол — самостоятельная часть речи, которая обозначает состояние или действие предмета и отвечает на вопросы что делать? Что сделать?
(1)Жил в городе Верном художник, Николай Гаврилович Хлудов. (2)Судьба послала ему при редком долголетии ещё и завидную плодовитость. (3)Добрая сотня картин и этюдов до сих пор хранится в запасниках Центрального музея. (4)Картинная галерея взять их отказалась. (5)«Что за художник? – сказали искусствоведы. – (6)Ни стиля, ни цвета, ни настроения. (7)Просто бродил человек по степи, да и заносил в свой альбом всё, что ему попадалось на глаза».
(8)Однажды мне предложили написать о нём небольшую популярную статейку для журнала. (9)Я ухватился за это предложение, перерыл все музейные архивы, собрал целую папку фотографий, а потом написал с великим трудом с десяток мучительно вялых страниц и бросил всё. (10)Ничего не получилось. (11)Не нашлось ни слов, ни образов. (12)В редакции меня отругали, а статью через год написал другой, уже «настоящий» искусствовед. (13)Вот что он написал о мастерстве художника.
(14)«Единственное влияние, которое испытал Хлудов, – это влияние верещагинского натурализма. (15)Хлудов достигал временами значительных результатов, соединяя скупую, выдержанную гамму с чётким рисунком».
(16)Вот и всё. (17)Десяток раскрашенных фотографий, этнографические документы. (18)Этим исчерпана жизнь художника.
(19)Я не хочу осуждать этого искусствоведа, он, вероятно, в чём-то прав, но прав и я, когда говорю, что он ничегошеньки не понял в Хлудове. (20)И та моя давняя статья об этом художнике не удалась мне, конечно, только потому, что я тоже пытался что-то анализировать и обобщать, а о Хлудове надо разговаривать. (21)И начинать статью о нём надо со слов «я люблю». (22)Это очень точные слова, и они сразу ставят всё на своё место.
(23)Так вот – я люблю…
(24)Я люблю Хлудова за свежесть, за радость, за полноту жизни, за красоту событий, которые он увидел и перенёс на холст.
(25)Я люблю его за солнце, которое так и бьёт на меня со всех его картин. (26)Или яснее и проще: я люблю и понимаю его так, как дети любят и понимают чудесные поздравительные открытки, блестящие переводные картинки, детские книги с яркими лакированными обложками. (27)Всё в них чудесно, всё горит: и солнце над морем, и наливные яблочки на серебряном блюдечке, и тёмные леса, и голубейшее небо, и луга нежно-лягушачьего цвета, и роскошные лилии в синем, как небо, пруду.
(28)Хлудов не боялся рисовать такими ясными красками. (29)Именно красками, а не тонами – тонов у него нет, как и нет у него иных настроений, кроме радости и любования жизнью. (30)Он заставлял луга пестреть цветами, коней подыматься на дыбы, мужчин гордо подбочениваться, красавиц распускать волосы. (31)Он не признавал ненастье и серое небо. (32)Всё, что он видел, он видел либо при свете солнца, либо при полной луне. (33)Но тут ему уже не было соперников. (34)Ведь он рисовал не только степи и горы, но и ту степень изумления и восторга, которые ощущает каждый, кто первый раз попадает в этот необычайный мир. (35)И именно поэтому каждое его полотно ликует и смеётся от радости. (36)Он жил только настоящим, интересовался только сегодняшним, проходящим, живым.
(По Ю. О. Домбровскому)*
* Домбровский Юрий Осипович (1909–1978) – русский советский поэт, прозаик, литературный критик. Вершиной творчества писателя стал роман «Факультет ненужных вещей», который он создавал более 10 лет.
2
В каком варианте ответа содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос: «Почему у автора не получилась статья о художнике Хлудове?»
1) Автор разделял мнение искусствоведов, которые считали, что в работах художника Хлудова «нет ни стиля, ни цвета, ни настроения». 2) Автор не был искусствоведом, и задание написать статью передали настоящему специалисту. 3) Автору удалось собрать в архиве только фотографии и этнографические документы, а этих материалов было мало для написания статьи. 4) Автор пытался анализировать и обобщать собранные материалы и не смог проникнуть в эмоциональную сущность творчества художника.Ответ: ___________________________.
3В каком варианте ответа средством выразительности речи является олицетворение?
1) Хлудов достигал временами значительных результатов, соединяя скупую, выдержанную гамму с чётким рисунком. 2) Или яснее и проще: я люблю и понимаю его так, как дети любят и понимают чудесные поздравительные открытки, блестящие переводные картинки, детские книги с яркими лакированными обложками. 3) Всё, что он видел, он видел либо при свете солнца, либо при полной луне. 4) И именно поэтому каждое его полотно ликует и смеётся от радости.Ответ: ___________________________.
4Из предложений 9–14 выпишите слово, в котором правописание приставки зависит от глухости – звонкости последующего согласного.
Ответ: ___________________________.
5Из предложений 14–18 выпишите слово, в котором правописание суффикса определяется правилом: «В прилагательных, образованных с помощью суффиксов -ОНН-, -ЕНН-, пишется НН».
Ответ: ___________________________.
6Замените книжное слово «ликует» в предложении 35 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.
Ответ: ___________________________.
7Замените словосочетание «музейные архивы», построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.
Ответ: ___________________________.
8Выпишите грамматическую основу предложения 11.
Ответ: ___________________________.
9Среди предложений 8–15 найдите предложение с обособленным обстоятельством. Напишите номер этого предложения.
Ответ: ___________________________.
10В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при вводном(-ых) слове(-ах).
Я не хочу осуждать этого искусствоведа,(1) он,(2) вероятно,(3) в чём-то прав, но прав и я,(4) когда говорю,(5) что он ничегошеньки не понял в Хлудове. И та моя давняя статья об этом художнике не удалась мне,(6) конечно,(7) только потому,(8) что я тоже пытался что-то анализировать и обобщать,(9) а о Хлудове надо разговаривать.
Ответ: ___________________________.
11Укажите количество грамматических основ в предложении 30. Ответ запишите цифрой
Ответ: ___________________________
12В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру, обозначающую запятую между частями сложного предложения, связанными сочинительной связью.
Я ухватился за это предложение,(1) перерыл все музейные архивы,(2) собрал целую папку фотографий,(3) а потом написал с великим трудом с десяток мучительно вялых страниц и бросил всё. Ничего не получилось. Не нашлось ни слов,(4) ни образов. В редакции меня отругали,(5) а статью через год написал другой,(6) уже настоящий искусствовед.
Ответ: ___________________________.
13Среди предложений 14–22 найдите сложное предложение с последовательным подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.
Ответ: ___________________________.
14Среди предложений 24–28 найдите бессоюзное сложное предложение. Напишите номер этого предложения.
Ответ: ___________________________.