1. В языке постоянно образуются новые слова на базе уже имеющихся. Все слова языка можно разделить на производные и непроизводные.
Непроизводные слова – это те, которые не образованы от какого-либо другого однокоренного слова, существующего в языке. Основа таких слов – непроизводная.
Ночь, стол, читать.
Например, стол□ – слово непроизводное, то есть в современном русском языке нет слова, от которого было бы образовано это существительное. Основа слова стол- также непроизводная (она включает только корень стол-).
2. Непроизводная основа обычно включает только корень, хотя иногда непроизводная основа может включать, помимо корня, суффикс, реже – префикс.
Брат□, ночь□, стен-а, окн-о.
Например, основа глагола читать (чита-) включает корень чит- и глагольный суффикс -а-. Но данное слово не образовано ни от какого другого однокоренного слова. Поэтому слово и его основа являются непроизводными.
Обратите внимание!
1) Когда речь идёт о непроизводных или производных основах, то рассматриваются только основы слов, то есть основы начальной формы слова. Формообразующие суффиксы и приставки не учитываются.
Например, форма читал включает формообразующий суффикс прошедшего времени -л, однако в словообразовании мы не учитываем этот суффикс. Основу слова мы определяем по инфинитиву чита-ть.
2) Большинство бесприставочных непроизводных глаголов имеют основы, которые включают, помимо корня, специальные глагольные суффиксы (-а-, -е-, -и- и др.). Именно по этим суффиксам мы определяем спряжение глагола.
Ср.: пис-а-ть, беж-а-ть, вел-е-ть, реш-и-ть.
Бесприставочных глаголов без специальных глагольных суффиксов (когда корень непосредственно связан с окончанием инфитива -ть) в русском языке очень немного.
Бы-ть, пи-ть, мы-ть, би-ть.
Для того чтобы определить, входит ли конечный гласный основы глагола в состав корня или это суффикс, можно поставить слово в форму настоящего времени. Часть корня сохраняется (хотя при этом могут наблюдаться чередования).
Ср.: пи-ть – пьj-ю (чередования в корне пи-/пj-), мы-ть – моj-ю (чередования в корне мы-/моj-).
Глагольный суффикс у непроизводных глаголов в форме настоящего времени часто (но не всегда!) утрачивается.
Ср.: пис-а-ть – пиш-у, беж-а-ть – бег-у.
3) Не забывайте, что постфикс -ся (учиться, мыться) не является формообразующим, поэтому обязательно включается в словообразовательную основу слова (учить и учиться – это разные слова, а не разные формы одного слова!).
3. Производные слова – это такие слова, которые образованы от других однокоренных слов (или сочетаний слов).
Например: прилагательное ночной образовано от существительного ночь; существительное читатель образовано от глагола читать; прилагательное широкоплечий образовано от прилагательного широкий и существительного плечо.
4. Слово, от которого образовано производное слово, называется производящим (или мотивирующим).
Например, существительное ночь является производящим (мотивирующим) словом для прилагательного ночной, глагол читать – производящее слово для существительного читатель.
Группа производного слова и производящего слова (производящих слов) образует словообразовательную пару.
Например: ночь → ночной; читать → читатель.
5. Основа производного слова называется производной основой, основа производящего (мотивирующего) слова называется производящей (мотивирующей) основой.
Например: ночь□ (производящая основа ноч-) → ночн-ой (производная основа ночн-); чита-ть (производящая основа чита-) → читатель□ (производная основа читатель-).
Сложные слова имеют две и более производящие основы.
Например: семь лет → сем-и-лет-н-ий; нос□, рог□ → нос-о-рог□.
2)Чем отличаются формы одного и того же слова от однокоренных слов?
3)Как найти окончание и основу слова?
4)Назовите морфемы из которых может состоять основа слова.
5)Покажите на двух трех примерах что окончание суффикс и приставка действительно являются значимами частями слова.
6) привидите примеры с чередованием гласных в корне слова: с чередованием согласных в корне слова.
7) приведите примеры слов с беглыми гласными в корне, суффиксе и приставке.
8) как различить когда надо писать на конце приставке з а, когда с?
9)как мы определяем какую гласную надо писать в корных лаг лож, раст рос?
10) какая буква о или е пишется как правило в корне слова после шипящих?
11) ы или и пишется после ц в корне у большинства слов? КРАТКИЙ ОТВЕТ
1. Морфемика-наука, изущающая морфемы слов(корень, суффикс, окончание, приставка)
2. Форма одного и того же слова, изменяется по (приставкам, окончаниям, суффиксам). К примеру, форма слова батон-нет батонА. Мы изменили форму слова. Или шла-пришла...
3. Основа слова-все без окончания(за исключением суффикса лпрошедшего времени. Чтобы найти окончание в слове, нужно просклонять слово по падежам(Например: батон-батонА. Окончание а
4. Не поняла вопроса... Основа слова это основа слова)))
5. К примеру, слово кукла. Окончание а. Без окончания, слово бы звучало как: кукл. Слово шла. Подставляем приставку при и образуем новую форму слова пришла.
6. Чередование гласных в корне: умирать-умереть. Чередование согласных в корне: снег-снежок.
7. Отбирать-отобрать; волчонок-волчонка; сон-сна.
8.Зна конце приставок пишется в тех случаях, когда после приставки пишется звонкая(пример: изранить)С"на конце приставок пишется в тех случаях, когда после приставки стоит глухая(пример: расходиться)
9. Буква "A" в корне лаг, пишется тогда, когда после корня стоит суффикс "А". Буква "О"пишется тогда, когда после корня суффикс А" не стоит.
Буква "А"в корне раст пишется тогда, когда после пропущенной буквы стоит "cт". Буква "О"стоит тогда, когда после пропущенной буквы, стоит "c". Слова исключения: Ростовщик, Ростислав, Ростов, Росток, Отрасль.
10. Буква ё в словах, пишется под ударением. Буква о пишется в безударных словах. Слова исключения: шов, крыжовник, капюшон, шок, жонглер, шофёр, шорох, мажор; шоколад, шомпол, жокей, шорты.
11. Буква и пишется в словах, которые оканчиваются на ция. ЦЫ пишется в словах исключениях: Цыган, цыпочки, цыпленок, цыц
2. Чем отличаются формы одного и того же слова от однокоренных слов?
3. Как найти окончание и основу слова?
4. Назовите морфемы, из которых может состоять основа слова.
5. Покажите на двух-трех примерах, что окончание, суффикс и приставка действительно являются значимыми частями слова.
6. Приведите примеры с чередованием гласных в корне слова; с чередованием согласных в корне слова.
7. Приведите примеры слов с беглыми гласными в корне, суффиксе и приставке.
8. Как различить, когда надо писать на конце приставке з, а когда с?
9. Как мы определяем, какую гласную надо писать в корнях -лаг- - -лож-, -раст- - -рос-?
10. Какая буква - о или е - пишется, как правило, в корне слова после шипящих?
11. Ы или и пишется после ц в корне у большинства слов?
1. Морфемика изучает морфемы
2. У однокоренных слов меняется лексическое значение, а у форм слова меняется только грамматическое значение
3. Окончание - это изменямая часть слова. Просклоняйте или проспрегайте слово. А основа слова - это все слово, кроме окончания
4. Приставка, корень, суффикс, окончание, постфикс (-ся или -сь). Всё, кроме окончания - это основа
5. 1. Приставка-значимая часть слова, которая стоит перед корнем и образует новые слова:
цветут-за-цветут, рас-цветут, от-цветут. Окончание- изменяемая часть слова, которая служит для связи слов в предложении.
снег-снег-а-снег-у-снег-ом
6. Чередование согласных грустить- грущу (ст//щ), рука- ручка (к//ч)
Чередование гласных выбирать – выберут (и//е) блистать – блестеть (и//е)
7. Сон - сна, день - дня - в корне
сыночек - сыночка, денечек - денечка - в суффиксе
переломил - преломил - в приставке
8. Перед глухим согласным С
Например: расСтаться (с- глухой)
Перед звонкими З
Развесить (в звонкий)есть 3 слов исключений
здесь
здание
здоровье
и 4 "зги", но редко используется
9. В корне лож-лаг пишется а, если за корнем следует суффикс -а-; из-лаг-ать но; из-лож-ение
в корне раст-рост без ударения перед ст и щ пишется а; передс без последующего т пишется о; исключения: росток, ростовщик, Ростов, Ростислав; отрасль, отраслевой.
10. В КОРНЕ после шипящих под ударением пишут-"Ё", а НЕ "О": ИСКЛЮЧЕНИЯ: крыжОвник, шОмпол, шОрох, шОв, капюшОн, крюшОн.
щётка, щёлкнуть, жёрдочка, щёчка, чёлн, дешёвый, чёрный, бечёвка
11Чтобы безошибочно выбрать букву Ы или И после Ц, необходимо определить, в какой части слова находится сомнительная гласная.
1. В корнях слов после Ц следует писать букву И (например: ЦИРК, ЦИТАТА) во всех словах, кроме слов-исключений: ЦЫГАН, ЦЫПОЧКИ, ЦЫПЛЕНОК, ЦЫКНУТЬ, ЦЫЦ.
2. В окончаниях и суффиксах после Ц пишется Ы (например: БОЙЦ-Ы, ОГУРЦ-Ы, СЕСТРИЦ-ЫН, ЦАРИЦ-ЫН-О). Исключениями здесь являются глагол МУЗИЦИРОВАТЬ, а также все существительные, которые в именительном падеже оканчиваются на – ЦИЯ (например: СТАНЦИЯ, ПОЗИЦИЯ, АКЦИЯ).
писать-написать
говорить-сказать
узнаю-узнаю
перечитать-перечитывать
решать-решить
встретить-встречать
дать-давать
брать-взять
ссыпать-ссыпать
рисовать-нарисовать
ловить-поймать
делать-сделать
обрезать-обрезать
присесть-приседать
чинить-починить
класть-положить
перемолоть-перемалывать
разрешить-размешать
строить-построить
обедать-пообедать
А. суффиксальный
Б. чередование в основах
В. префиксальный
Г. Смена места ударения
Д. замена одного слова другим
А суффиксальный: перечитать-перечитывать, решать-решить, дать-давать, перемолоть-перемалывать, разрешить-разрешать; Б чередование в основах: втретить-встречать, присесть-приседать; В префиксальный: рисовать-нарисовать, делать-сделать, чинить-починить, строить-построить, обедать-пообедать, писать-написать; Г смена мест ударения: узнаю-узнаю, ссыпать-ссыпать, обрезать-обрезать; Д замена слова другим: брать-взять, ловить-поймать, класть-положить.