Скажешь - не воротишь, напишешь - не сотрёшь, отрубишь - не приставишь.
Воевода приедет - и калачи принесут.
Чужая сторона - прибавит ума.
Не приестся хороший кусок, не прискучит хороший дружок.
Не припасши снасти, а требует сласти.
Семь раз примерь, один отрежь.
Ум пригодится, а красота приглядится.
Красота разума не придаст.
Чему учился, к тому и пригодился.
Всем угодлив, да никому не пригодлив.
Где кисель, там и присел, где пирог, там и лёг.
К коже ума не пришить, гвоздём его не прибить.
Приехала баба из города, привезла вестей три короба.
Беда что вода: нечаянно на двор приходит.
Глупому сыну и отец ума не пришьёт.
Лето - припасиха, зима - подбериха.
Пример: Ложи все необходимое в сумку, и пойдем купаться! – Клади все необходимое в сумку, и пойдем купаться! ( гл. «ложить» несов. В. Носит просторечный характер, в литературном языке существует форма глагола «класть»)
1. Настоящие друзья не предавают своих близких!-
2. Студенты сказали, что они не хочут участвовать в субботнике.
3. За пропуски занятий студентов отчисливают из университета.
4. Ложите руку на стол, чтобы я измерила ваше давление.
5. Мы придумывали, как объяснить маме про лопнутые чашки.
6. К дому подъехала громко грохотающая тележка.
7. Девочка не успела доплысть до лодки.
8. Бежи на станцию, может быть, встретишь ее там.
9. Учитель выгнал меня из класса за то, что я свищу на уроке.
10. В этой парикмахерской есть мастер, который отлично меня стри-гёт.
11. Мама, я обязательно все пропылесошу.
12. Скажи мне, хочешь ли ты ести?
13. Я думаю, что так не может быть: исчезнули, и нет их нигде.
14. Герой этого фильма жаждает любви, но ему не везет.
15. Мама с самого детства говорила мне, что нельзя дотрогиваться до ее вещей.
16. Герой произведения обещал пожениться на Маше, но семья ему не позволила.
17. Восторгу ребенка не было предела: ведь это была двигающая иг-рушка!
18. Я не думал, что победю в этом конкурсе.
19. Я каждый день ездию из Новодвинска на учебу.
20. Ты можешь сести на этот стул.
21. В нашем доме все жители вовремя плотят за квартиру.
22. И вот этот хороший сотрудник дремает на работе!
23. Вот когда сам увлекешься стрельбой, поймешь, почему я столько времени провожу в тире.
24. Давай раскладем все по полочкам.
25. Цветущиеся в его саду розы были просто восхитительны!
1. Настоящие друзья не ПРЕДАЮТ своих близких!
2. Студенты сказали, что не ХОТЯТ участвовать в субботнике.
3. За пропуски занятий студентов ИСКЛЮЧАЮТ из университета
4. КЛАДИТЕ руку на стол, чтобы я изменила ваше давление.
5. Мы ДУМАЛИ, Как объяснить мама о лопнутых чашках(или о разбитых чашках).
6. В этой парикмахерской есть мастер, который отлично меня СТРИЖЕТ.
11. Мама, я обязательно все УБЕРУ.
12. Скажи мне, хочешь ли ты ЕСТЬ?
13. Я думаю, что так не может быть: ПРОПАЛИ, и нигде их нет.
14. Герой этого фильма ЖАЖДЕТ любви, но ему не везет.
15. Мама с самого детства говорила мне, что нельзя ТРОГАТЬ ее вещи.
16. Герой произведения обещал ВЗЯТЬ В ЖЕНЫ Машу, но семья ему не позволила.
17. Восторгу ребенка не было предела: ведь это была ДВИГАЮЩАЯСЯ иг-рушка!
18. Я не думал, что ВЫИГРАЮ в этом конкурсе.
19. Я каждый день ЕЗЖУ из Новодвинска на учебу.
20. Ты можешь СЕСТЬ на этот стул.
21. В нашем доме все жители вовремя ПЛАТЯТ за квартиру.
22. И вот этот хороший сотрудник ДРЕМЛЕТ( или спит) на работе!
23. Вот когда сам УВЛЕЧЕШСЯ стрельбой, поймешь, почему я столько времени провожу в тире.
24. Давай РАЗЛОЖИМ все по полочкам.
25. ЦВЕТУЩИЕ в его саду розы были просто восхитительны!
1. Предавают-предают гл. С суф. ВА (предавать)-нес. В, а без него сов. В (предать)
2. Не хотят- хотеть-гл. 1 спр. Д. Б. Оконч. АТ, ЯТ
3. Отчисливать- в ифинитивах -отчислять и отчислить- вообще нет суф. ВА
4. Гл. Нес в. - д. Б. КЛАСТЬ, а сов, в.- ПОЛОЖИТЬ
5лопнутые -это прич страдат (с суф Т)., а в предлож. Оно д. Б. Действит. ( суф ВШ)
НУ СЛИШКОМ БОЛЬШОЕ ЗАДАНИЕ!
Не думайте, что все самое темное, что есть на земле, создано глупыми и слабыми. Напротив, сила есть и у злобы и подлости. Точно так же, как есть сила у доброго и прекрасного. Вопрос в том, какой силы в человеке больше.
1 Найдите союзы, сочинительные и подчинительные.
Кто-то сказал, ЧТО (подчинительный союз) новорожденный похож на чистый лист бумаги. Он никакой. Не плохой, не хороший - просто никакой. НО (сочинительный союз) вот вопрос: ОТКУДА (сложноподчиненные союз) берутся подлецы, из кого вырастают благородные люди? Человек сам делает себя, сам формирует свою личность, ПОТОМУ ЧТО (подчинительный союз) он - человек.
Не думайте, ЧТО (подчинительный союз) все самое темное, ЧТО (подчинительный союз) есть на земле, создано глупыми и слабыми. Напротив, сила есть И (сочинительный союз) у злобы И (сочинительный союз) подлости. Точно так же, как есть сила у доброго И (сочинительный союз) прекрасного. Вопрос в том, какой силы в человеке больше.
Спишите предложения, заменяя прямую речь косвенной.
1) Левицкий пошел было туда - Валерия тотчас прогнала его: "Тетя одна чистит вишни, извольте идти помогать ей!" 2) " А богатство- то какое!" - думал он, мучительно сидя с поднятыми коленями на голом дне телеги, на клоке соломы, крытом веретьем, и оглядывая улицу. 3) Она несвязно выговаривала: " Нет, неправда, неправда, он хороший... Он несчастный, но он добрый, великодушный беззаботный..."4) " Странный город!" - говорил я себе, думая об Охотном ряде, об Иверской, о Василии Блаженном. 5) Человек оказался очаровательный: детски наивный гигант всю дорогу повторял: " Глаза бы не глядели! Слезы!" 6)"Непонятно, почему, - говорила она в раздумье, гладя мой бобровый воротник, - но, кажется, ничего нее может быть лучше запаха зимнего воздуха, с которым входишь со двора в комнату..."7) Хотелось крикнуть: "Возьмите меня с собой!" 8) "Чудесный старик, чудесный дом", - думал я, входя за ним в столовую, в открытые окна которой глядела зелень бренного сада и все летнее благополучие деревенской усадьбы. 9) "Он рехнулся!"- подумал он, бессмысленными глазами следя за братом, зажигавшим лампу. (И. Бунин)
Основные понятия по косвенной речи
Пример:
1. Товарищ сказал: „Я подожду" (выделенные слова — прямая речь).
2. Товарищ сказал, что он подождёт (выделенные слова — косвенная речь).
В русском языке при замене прямой речи косвенной нужно обращать внимание на правильное употребление личных и притяжательных местоимений, так как в косвенной речи мы передаём чужие слова от своего имени, например:
Прямая речь:
•„Мы знаем, за что боремся",— говорили рабочие.
•„По моему мнению, эту работу можно выполнить",— заявил мастер.
Косвенная речь:
•Рабочие говорили, что они знают, за что борются.
•Мастер заявил, что, по его мнению, эту работу можно выполнить.
При замене прямой речи косвенной употребляются союзы «что» и «чтобы», например:
Прямая речь:
•„Погода будет отличная", — подумали охотники.
•„Приходи завтра, " — сказал мне товарищ.
Косвенная речь:
•Охотники подумали, что погода будет отличная.
•Товарищ сказал мне, чтобы я приходил завтра.
Если прямая речь представляет собой вопросительное предложение с вопросительными местоимениями и наречиями, то при замене её речью косвенной эти местоимения и наречия превращаются в союзные слова.
Если прямая речь представляет собой вопросительное предложение без вопросительных местоимений и наречий, то при замене вводится союз-частица «ли», например:
Прямая речь:
•„Который час? " — спросил я.
•„Куда едете? " — спросили мы встречных.
•„Решишь ты эту задачу? " — спросил я товарища.
Косвенная речь:
•Я спросил, который час.
•Мы спросили встречных, куда они едут.
•Я спросил товарища, решит ли он эту задачу.
Вопрос, переданный в косвенной речи, называется косвенным вопросом. После косвенного вопроса вопросительный знак не ставится
В предыдущем ответе перед куда ставится запятая.
(Мне кажется это не правильно)