"е" в приставках ставится в том случае, если можно сказать вместо приставки "пре" слово очень или изменить приставку на "пере". Например, преинтересный - очень интересный, преображать.
"и" ставится в приставке:
1. Если действие совершено не до конца. Например: приоткрыть(открыть не в полную силу)
2. В пространственной близости. Например: прибрежный(рядом с берегом)
3. Действие совершено до конца. Например: придумать
4. Приближение, присоединение. Например: прибить, приделать.
Глаголы в изъявительном наклонении обозначают действия, которые происходят, происходили или будут происходить на самом деле.
Глаголы в изъявительном наклонении изменяются по временам. В настоящем и будущем времени гласная конца основы неопределенной формы иногда отсекается, например: видеть — вижу.
В изъявительном наклонении глаголы несовершенного вида имеют три времени: настоящее, прошедшее и будущее сложное, в глаголы совершенного вида — два времени: прошедшее и будущее простое.
Глаголы в условном наклонении обозначают действия, желаемые или возможные при определенных условиях.
Условное наклонение глагола образуется от основы неопределенной формы глагола при помощи суффикса -л- и частицы бы (б). Эта частица может стоять после глагола и перед ним, может быть отделена от глагола другими словами.
Глаголы в условном наклонении изменяются по числам и в единственном числе — по родам.
Глаголы в повелительном наклонении выражают побуждение к действию, приказ, просьбу.
Глаголы в повелительном наклонении употребляются обычно в форме 2-го лица.
Глаголы в повелительном наклонении не изменяются по временам.
Формы повелительного наклонения образуются от основы настоящего или будущего простого времени с помощью суффикса -и- или нулевого суффикса. Глаголы в повелительном наклонении в единственном числе имеют нулевое окончание, а во множественном — -те.
Иногда к глаголам повелительного наклонения прибавляется частица -ка, которая несколько смягчает приказание.
1. Наклонение – глагол может употребляться в формах трёх наклонений (изъявительного, условного, повелительного).
а) В изъявительном наклонении глаголы обозначают действия, которые происходили, происходят или будут происходить. В изъявительном наклонении глаголы изменяются по временам.
Я читал, я читаю, я буду читать.
б) В условном наклонении глагол обозначает действие, которое может произойти при определённых условиях.
Если вы дадите мне эту книгу, я прочитал бы её.
Форма условного наклонения включает глагол в форме прошедшего времени и частицу бы, которая пишется отдельно от глагола и может стоять в любом месте простого предложения.
Ср.: Если вы дадите мне эту книгу, я бы прочитал её; Если вы дадите мне эту книгу, я прочитал бы её.
Глагол в форме условного наклонения изменяется по числам и родам (в единственном числе).
Он имел бы; она имела бы; оно имело бы; они имели бы.
По лицам в условном наклонении глагол не изменяется!
В условном наклонении глагол не имеет времени и не изменяется по временам. В условном наклонении используется только форма прошедшего времени!
в) В повелительном наклонении глагол обозначает действие, к которому говорящий побуждает своего собеседника.
Побуждение может быть в виде:
приказа: сядьте немедленно!
пожелания, просьбы: принесите, пожалуйста, воды;
совета: посоветуйтесь лучше со специалистом.
В повелительном наклонении глагол не имеет времени и не изменяется по временам.
В повелительном наклонении глаголы изменяются по лицам и числам. У глаголов повелительного наклонения нет формы 1-го лица единственного числа (нельзя приказать самому себе или попросить самого себя).
Наиболее употребительной формой повелительного наклонения является форма 2-го лица.
При образовании формы 2-го лица единственного числа повелительного наклонения используется суффикс -и, который прибавляется к основе настоящего времени, или чистая основа настоящего времени (для глаголов совершенного вида это основа будущего времени).
Ср.: они положат (настоящее время) – положи (повелительное наклонение); они лягут (настоящее время) – ляг (повелительное наклонение).
При образовании множественного числа к форме единственного числа прибавляется суффикс или окончание -те.
Положите, лягте.
При образовании форм 3-го лица используются частицы пусть, пускай, да, которые прибавляются к глаголу в настоящем или будущем времени (но это не настоящее или будущее время!).
Ср.: Они читают (настоящее время) – Пусть (Пускай) они читают (повелительное наклонение); Будет с тобой материнская любовь (будущее время) – Да будет с тобой материнская любовь (повелительное наклонение).
При образовании формы 1-го лица множественного числа повелительного наклонения могут использоваться:
глагол в форме будущего времени (но это не форма будущего времени!);
Ср.: Мы пойдём в кино завтра (будущее время) – Пойдём в кино! (повелительное наклонение).
суффикс или окончание -те (присоединяется к глаголу в форме будущего времени);
Ср.: Мы пойдём в кино (будущее время) – Пойдёмте в кино (повелительное наклонение).
частица давай (присоединяется к глаголу в форме будущего времени).
Cр.: Мы пойдём в кино (будущее время) – Давай пойдём в кино (повелительное наклонение).
Мир полон чудес. Они окружают каждого из нас с первых минут
появления на свет, поскольку сама жизнь – высшее чудо, выпавшее на долю
каждого живущего.
В детстве нам всё кажется загадочным и таинственным. Удивление
вызывает и встающая над рекой радуга, и тикающие на стене часы, и огонь на
кончике спички. Но, подрастая, мы уже не будем пытаться разломать
радиоприёмник, надеясь обнаружить там дядю, передающего последние
известия. Знания, накопленные цивилизацией за многие тысячелетия, казалось
бы, надёжно защитили современного человека от всего, что вызывало
суеверный ужас у его далёкого предка. Никто из нас уже не боится солнечного
затмения, не кидается прочь от грохочущего на киноэкране паровоза. Открыты
тысячи законов, подробно и убедительно объясняющие многие явления
природы. Многие, но далеко не все. Похоже, природа затеяла с человеком
странную игру: каждая разгаданная тайна замещается двумя, тремя, десятью
новыми, ещё более сложными для понимания. Так, изобретённые летательные
аппараты, поднявшие человека в воздух, помогли ему увидеть изображённые на
земле гигантские рисунки и иероглифы, предназначение которых непонятно до
сих пор. Освоенный археологами метод радиоуглеродного анализа для
определения возраста древних сооружений указал на удивительное
несоответствие: высокая техника исполнения строительных работ предполагала
использование совершенных механизмов, которыми зодчие древности обладать
не могли.
Оказывается, даже растения способны удивлять тех, кто считает их
только примитивными потребителями удобрений, воды и света. Появление в
научно-исследовательских лабораториях такого прибора, как осциллограф,
заставило биологов по-новому взглянуть на «бесчувственные» растения,
которые, как оказалось, могут испытывать и страх, и радость. Например,
благодаря созданию комфортной эмоциональной среды строителю из графства
Йоркшир в Англии удалось вырастить самую большую в мире луковицу –
около пяти килограммов. На вопрос, как ему это удалось, он ответил, что
каждый день ласково разговаривал с ней и включал на огороде музыку
Моцарта. В другом случае замечено, что мысленное благожелательное
воздействие на пшеницу способно увеличить длину ростков на восемьдесят
процентов. А при окружении побегов эмоциями раздражения, недовольства
рост их сокращался на сорок процентов по сравнению с контрольным
вариантом.
Дистанционное воздействие человека на растения было подтверждено и
другим прибором – энцефалографом. Электроды устанавливались на листьях
цветка. Человек усаживался в кресло на расстоянии одного-трёх метров и
начинал концентрироваться на мысли, что собирается цветок сломать. Прибор
сразу же записывал реакцию цветка. Если же рядом находились два растения, а
«зловещие» мысли человек направлял только на одно, второе растение
пребывало в покое. Но стоило на «глазах» одного цветка сломать другой,
электрофизиологические реакции на приборе оказывались почти одинаковыми.
Можно долго перечислять таинственные и загадочные явления, с
которыми сталкиваются люди. Одни факты, считают исследователи, можно
объяснить уже сегодня. Другие обрастают многочисленными версиями, а
третьи вообще не укладываются в сознании. Их разгадка будет доступна
человеку в далёком будущем.
Мир полон чудес. Они окружают каждого из нас с первых минут
появления на свет.
В детстве нам всё кажется загадочным и таинственным. Удивление
вызывает и встающая над рекой радуга, и тикающие на стене часы. Но, подрастая, мы уже не будем пытаться разломать
радиоприёмник, надеясь обнаружить там дядю, передающего последние
известия. Знания, казалось
бы, надёжно защитили современного человека от всего, что вызывало
суеверный ужас у его далёкого предка. Никто из нас уже не боится солнечного
затмения, не кидается прочь от грохочущего на киноэкране паровоза.
Похоже, природа затеяла с человеком
странную игру: каждая разгаданная тайна замещается двумя, тремя, десятью
новыми, ещё более сложными для понимания. Так, изобретённые летательные
аппараты, поднявшие человека в воздух, помогли ему увидеть изображённые на
земле гигантские рисунки и иероглифы, предназначение которых непонятно до сих пор.
Оказывается, даже растения способны удивлять тех, кто считает их
только примитивными потребителями удобрений, воды и света. Появление в
научно-исследовательских лабораториях такого прибора, как осциллограф,
заставило биологов по-новому взглянуть на «бесчувственные» растения,
которые могут испытывать и страх, и радость. Например,
благодаря созданию комфортной эмоциональной среды строителю из графства
Йоркшир в Англии удалось вырастить самую большую в мире луковицу –
около пяти килограммов. В другом случае замечено, что мысленное благожелательное
воздействие на пшеницу способно увеличить длину ростков на восемьдесят
процентов. А при окружении побегов эмоциями раздражения, недовольства
рост их сокращался на сорок процентов по сравнению с контрольным
вариантом.
Воздействие человека на растения было подтверждено и
другим прибором – энцефалографом. Электроды устанавливались на листьях
цветка. Человек усаживался в кресло на расстоянии одного-трёх метров и
начинал концентрироваться на мысли, что собирается цветок сломать. Прибор
сразу же записывал реакцию цветка.
Но стоило на «глазах» одного цветка сломать другой,
электрофизиологические реакции на приборе оказывались почти одинаковыми.
Можно долго перечислять таинственные явления, с
которыми сталкиваются люди. Одни факты, считают исследователи, можно объяснить уже сегодня. Другие обрастают многочисленными версиями. Их разгадка будет доступна человеку в далёком будущем.
КУЛЬТУРА ОБЩЕНИЯ
Человек характеризуется не только тем, что он делает, но и тем, как он
это делает. Его жизнь в современном обществе немыслима без каждодневных
контактов, встреч со множеством людей, и от того, как осуществляются эти
контакты, как ведут себя в отношениях друг с другом люди, зависит очень
многое. Представьте себе обстановку в городском транспорте в часы «пик».
Стоит кому-то не сдержаться, проявить недоброжелательство, как легко могут
найтись те, кто ответит тем же, в свою очередь, это может вызвать новую
вспышку, новый конфликт... В человеческих отношениях действуют свои
цепные реакции, и это ещё раз заставляет задуматься каждого о том, что наряду
с общим образованием и разносторонней культурой человек должен
располагать знаниями и умениями в сфере общения. В то же время сфера
общения открывает большие возможности для воспитания человека. В общении
устанавливается связь между людьми, характеризующаяся контактами,
взаимодействием и взаимовлиянием людей друг на друга.
Умение жить с людьми – это сложнейшая наука, которой надо обучаться
с раннего возраста, не уповая на то, что всё само собой образуется. Для того
чтобы правильно, культурно вести себя в обществе, знать, как общаться со
старшими и со своими сверстниками, как принимать гостей, мало прочесть или
услышать те правила поведения, которые предписывают соответствующие
нормы поступков. Вряд ли для современного молодого человека осталось
тайной правило, которое предписывает уважительное отношение к старшим, и
требования, из него вытекающие: посторониться при встрече, уступить место в
транспорте, помочь в любой затруднительной ситуации. Невоспитанность,
бескультурье чаще всего являются не следствием незнания как поступать, а
отсутствием привычки поступать культурно, красиво. Культура общения,
культура поведения – результат постоянной тренировки, результат
самодисциплины, самовоспитания. Попробуем представить себе, что некоторые
элементарные нравственные правила, хорошо известные каждому
современному человеку, стали привычными: для вас стало привычным делать
всякое дело только хорошо; вы привыкли доводить начатое дело до конца; вы
привыкли выполнять порученное дело самостоятельно, не перекладывая
ответственность на других. Для культурного человека привычкой становится
обязательность и точность, он не будет отказываться от данного слова и не
опоздает на встречу, он не оскорбит окружающих неопрятным внешним видом,
не будет навязчив, назойлив или развязен в обществе.
Привычные формы поведения становятся прочным достоянием человека,
позволяют ему выработать свой стиль поведения в быту, труде, в различных
сферах общения. Сформированная нравственная привычка оказывает большое
влияние на дальнейшее развитие человеческой личности, позволяет, по словам
А. С. Макаренко, заполнить опытом то пространство, которое образуется между
знанием, как нужно поступать, и самим поведением.
Человек, стремящийся овладеть культурой поведения, постоянно
сохраняет в себе чувство собственного достоинства, личной чести, которая
исключает ситуацию унижения другого, отношения фальши и легкомыслия.
Уважение к другому человеку требует проявления терпения,
снисходительности, известной уступчивости.
Человек характеризуется не только тем, что он делает, но и тем, как он это делает. Его жизнь в современном обществе немыслима без каждодневных контактов, встреч с людьми, и от того, как они осуществляются зависит очень многое. Представьте себе обстановку в городском транспорте в часы «пик». Стоит кому-то не сдержаться, проявить недоброжелательство, как легко могут найтись те, кто ответит тем же, вызвав конфликт. В человеческих отношениях действуют свои цепные реакции, что заставляет задуматься каждого о том, что наряду с общим образованием и разносторонней культурой человек должен располагать знаниями и умениями в сфере общения. Сфера общения открывает большие возможности для воспитания человека. В общении устанавливается связь между людьми, характеризующаяся контактами, взаимодействием и взаимовлиянием людей друг на друга. Умение жить с людьми – это сложнейшая наука, которой надо обучаться с раннего возраста. Для того чтобы правильно, культурно вести себя в обществе, знать, как общаться со старшими и со своими сверстниками, как принимать гостей, недостаточно только прочитать об этом. Каждый современный человек знает о "тайном правиле" уважительного отношения к старшим. Надо посторониться при встрече, уступить место в транспорте, помочь в любой ситуации. Невоспитанность, бескультурье чаще всего являются не следствием незнания как поступать, а отсутствием привычки поступать культурно, красиво. Культура общения, культура поведения – результат постоянной тренировки, результат самодисциплины, самовоспитания. Представим себе, что для вас стало привычным делать всякое дело только хорошо; вы привыкли доводить начатое дело до конца; вы привыкли выполнять порученное дело самостоятельно, не перекладывая ответственность на других. Для культурного человека привычкой становится обязательность и точность, он не будет отказываться от данного слова и не опоздает на встречу, он не оскорбит окружающих неопрятным внешним видом, не будет навязчив, назойлив или развязен в обществе. Привычные формы поведения становятся прочным достоянием человека, позволяют ему выработать свой стиль поведения в быту, труде, в сфере общения. Сформированная нравственная привычка оказывает большое влияние на дальнейшее развитие человеческой личности, позволяет, по словам А. С. Макаренко, заполнить опытом то пространство, которое образуется между знанием, как нужно поступать, и самим поведением. Человек, стремящийся овладеть культурой поведения, постоянно сохраняет в себе чувство собственного достоинства, личной чести, которая исключает ситуацию унижения другого, отношения фальши и легкомыслия. Уважение к другому человеку требует проявления терпения, снисходительности, уступчивости. (350слов)