Использавание в речи имен существительных в прямом и переносном значении
Прямое значение слова - это его основное лексическое значение. Например, слово класс - помещение для учебных занятий.

Переносное значение слова - это его второстепенное значение. Например, класс - группа людей, объединённая по некоторому признаку.

ЕЩЕ ПО ТЕМЕ:
Что такое лексика? Чем отличаются многозначные слова от однозначных?
Приведите примеры слов с переносном значением
Приведите примеры омонимов
Покажите на одном примере что синонимы обозначают одно и то же но по разному
Что такое антонимы?
С какой целью используются в речи слова с переносным значением и синонимы?
1. ЛЕ́КСИКА -   это словарный состав языка, какого-н. его стиля, сферы, а также чьих-н. произведений, отдельного произведения.

2. Тем что у однозначного слова всего один логический смысл, а многозначные имеют несколько (считай много) смыслов. Например батарейка - однозначное слово, а ключ имеет несколько значений (ключ от двери и родник, можно так же и ключ программы (код).
Но в русском я зыке многие слова даже с однозначным смыслом могут приобретать за счет интонации или эмоциональной окраски дополнительные смыслы!

3. Слово кипеть имеет такие переносные значения:
1)Проявляться в сильной степени (работа кипит); 2) Проявлять что-либо с силой, в сильной степени (кипеть от негодования); 3) Беспорядочно двигаться (река кипела рыбой).

4.1) лук – огородное растение и лук – оружие, спортивный снаряд; 2) ключ – родник; ключ – музыкальный знак. 3) коса – заплетенные волосы; коса – сельскохозяйственное орудие;

5. Везде — всюду, двенадцать — дюжина, смелый — храбрый, бескрайний — безграничный, возле — около — подле, по-иному — по-другому, потому что — так как, торопиться — спешить.

6. Антонимы  (греч. anti — против и onoma — имя) — это слова одной и той же части речи, различные по звучанию и написанию и имеющие противоположное лексическое значение

7. Уместное употребление слова в переносном значении делает речь яркой, образной. Синонимы связывают части текста и позволяют избегать неоп­равданных повторов одного и того же слова.

 

Решить самостоятельную работу по русскому языку.

1. Из предложений 4-6 выпишите два контекстных синонима.
2. Из предложения 7 выпишите два контекстных антонима.
3. Какой троп используется в предложении 4?
4. Из предложений 13-15 выпишите слово, образованное приставочно-суффиксальным способом.
5. Из предложений 5-6 выпишите слово с чередованием гласной в корне, объясните правило графически.
6. Запишите грамматическое средство, с помощью которого осуществляется связь 11 и 12 предложений.
7. Опираясь на текст, дайте определение понятию классическая литература. Используйте для этого следующую схему предложения: сущ. Им. п. ? сущ. Им. п.

Текст:

(1)Поговорим о читателе. (2)O нем говорят редко и мало. (3)А между тем читатель - лицо незаменимое. (4)Без него не только наши книги, но и все произведения Гомера, Данте, Шекспира, Гете, Пушкина - всего лишь немая и мёртвая груда бумаги. (5)отдельные читатели могут иной раз ошибочно судить о книгах, но за Читателем в большом, собирательном значении этого слова - и притом на протяжении более или менее продолжительного периода времени - всегда остается последнее слово в оценке литературного произведения. (6)Правда, оценка книги, утвердившаяся на известный срок часто меняется. (7)Какая-нибудь будка, расположенная вблизи, может заслонить башню, стоящую вдали. (8)Но рано или поздно мы осознаем этот обман зрения и начинаем представлять себе литературные величины в более правильные масштабах. (9)Время идет - одно поколение сменяет другое, и каждое из них по-своему оценивает дошедшее до него литературное наследство. (10)И если прозаик или поэт сохраняют свое значение и вес в течение веков, то это объясняется не тем, что они были однажды зачислены в ряды гениев и классиков или увековечены воздвигнутыми в их честь монументами, а тем, что и новые поколения признают их ценными и нужными для жизни. (11)А бывают случаи, когда книга, мирно лежащая у нас на полке, постепенно и незаметно теряет свое обаяние. (12)Она как бы уничтожается, сливаясь с другими, ей подобными. (13)Решает судьбу книги живой человек, читатель. (14)Все струны, которыми по - своему владеет автор, есть в сердцах у читателей. (15)Иных струн у автора нет. (16)В зависимости от качества игры на этих струнах они отзываются в душах людей то глухо, то звонко, то громко, то тихо.
1. Произведения-книги.

2. Будка-башня

3. Метафора

4. По-своему (образовано от слова свой с помощью приставки по- и суффикса -ему)

5. Собирательном - соберет (чередование в корнях бир-бер, если есть суффикс а, в корне пишется и)

6. 12 предложения начинается с местоимения, которое называет тот предмет, о котором говорится в предыдущем предложении.

7. Классическая литература - это наше литературное наследство. 


Новые слова для новых вещей и явлений не создаются из ничего. Очень часто для них пользуются старыми словами (в науке главным образом древнегреческими и латинскими), придавая им новый смысл. Так, например, слово «резина» существовало задолго до того, как мы узнали о каучуконосах и научились пользоваться их соком. «Резина» по-гречески и по-латыни значило просто «смола, камедь», а сейчас у нас означает не смолу вообще, а только определенного рода. То же произошло и со словом «антенна». Первая приемная антенна была сделана в 1895 году изобретателем радио русским ученым А. С. Поповым. Слову этому более двух тысяч лет. Но значение его раньше было другим. Еще до рождения радио зоологи называли антеннами чувствительные усики у членистоногих. Но первоначально «антенна» была термином римского морского флота. Многовесельные суда, достигавшие громадных размеров (были суда с двенадцатью и более рядами весел и со многими сотнями и даже тысячами гребцов), все же снабжались и мачтой. Реи этой мачты, забравшись на которые обнаруживали приближение противника, и назывались антеннами. написать изложение
Порой, чтобы придумать наименование новым вещам, используют старые слова, в науке преимущественно древнегреческие или латинские. Например, слово "резина" встарину значило "смола, камедь" и никакого отношения к каучуконосам не имело. Сейчас же оно означает только определённый род смолы. Не менее интересная история связана со словом "антенна", появившемся более двух тысяч лет назад, то есть задолго до изобретения радио в 1895 году русским учёным А. С. Поповым. "Антеннами" зоологи называют чувствительные усики у членистоногих, но впервые этот термин использовали для обозначения рей мачт на многовёсельных римских судах, забравшись на которые обнаруживали приближение противника.