Переносное значение слова - это его второстепенное значение. Например, класс - группа людей, объединённая по некоторому признаку.
Приведите примеры слов с переносном значением
Приведите примеры омонимов
Покажите на одном примере что синонимы обозначают одно и то же но по разному
Что такое антонимы?
С какой целью используются в речи слова с переносным значением и синонимы?
2. Тем что у однозначного слова всего один логический смысл, а многозначные имеют несколько (считай много) смыслов. Например батарейка - однозначное слово, а ключ имеет несколько значений (ключ от двери и родник, можно так же и ключ программы (код).
Но в русском я зыке многие слова даже с однозначным смыслом могут приобретать за счет интонации или эмоциональной окраски дополнительные смыслы!
3. Слово кипеть имеет такие переносные значения:
1)Проявляться в сильной степени (работа кипит); 2) Проявлять что-либо с силой, в сильной степени (кипеть от негодования); 3) Беспорядочно двигаться (река кипела рыбой).
4.1) лук – огородное растение и лук – оружие, спортивный снаряд; 2) ключ – родник; ключ – музыкальный знак. 3) коса – заплетенные волосы; коса – сельскохозяйственное орудие;
5. Везде — всюду, двенадцать — дюжина, смелый — храбрый, бескрайний — безграничный, возле — около — подле, по-иному — по-другому, потому что — так как, торопиться — спешить.
6. Антонимы (греч. anti — против и onoma — имя) — это слова одной и той же части речи, различные по звучанию и написанию и имеющие противоположное лексическое значение
7. Уместное употребление слова в переносном значении делает речь яркой, образной. Синонимы связывают части текста и позволяют избегать неоправданных повторов одного и того же слова.
1. Из предложений 4-6 выпишите два контекстных синонима.
2. Из предложения 7 выпишите два контекстных антонима.
3. Какой троп используется в предложении 4?
4. Из предложений 13-15 выпишите слово, образованное приставочно-суффиксальным способом.
5. Из предложений 5-6 выпишите слово с чередованием гласной в корне, объясните правило графически.
6. Запишите грамматическое средство, с помощью которого осуществляется связь 11 и 12 предложений.
7. Опираясь на текст, дайте определение понятию классическая литература. Используйте для этого следующую схему предложения: сущ. Им. п. ? сущ. Им. п.
Текст:
(1)Поговорим о читателе. (2)O нем говорят редко и мало. (3)А между тем читатель - лицо незаменимое. (4)Без него не только наши книги, но и все произведения Гомера, Данте, Шекспира, Гете, Пушкина - всего лишь немая и мёртвая груда бумаги. (5)отдельные читатели могут иной раз ошибочно судить о книгах, но за Читателем в большом, собирательном значении этого слова - и притом на протяжении более или менее продолжительного периода времени - всегда остается последнее слово в оценке литературного произведения. (6)Правда, оценка книги, утвердившаяся на известный срок часто меняется. (7)Какая-нибудь будка, расположенная вблизи, может заслонить башню, стоящую вдали. (8)Но рано или поздно мы осознаем этот обман зрения и начинаем представлять себе литературные величины в более правильные масштабах. (9)Время идет - одно поколение сменяет другое, и каждое из них по-своему оценивает дошедшее до него литературное наследство. (10)И если прозаик или поэт сохраняют свое значение и вес в течение веков, то это объясняется не тем, что они были однажды зачислены в ряды гениев и классиков или увековечены воздвигнутыми в их честь монументами, а тем, что и новые поколения признают их ценными и нужными для жизни. (11)А бывают случаи, когда книга, мирно лежащая у нас на полке, постепенно и незаметно теряет свое обаяние. (12)Она как бы уничтожается, сливаясь с другими, ей подобными. (13)Решает судьбу книги живой человек, читатель. (14)Все струны, которыми по - своему владеет автор, есть в сердцах у читателей. (15)Иных струн у автора нет. (16)В зависимости от качества игры на этих струнах они отзываются в душах людей то глухо, то звонко, то громко, то тихо.
2. Будка-башня
3. Метафора
4. По-своему (образовано от слова свой с помощью приставки по- и суффикса -ему)
5. Собирательном - соберет (чередование в корнях бир-бер, если есть суффикс а, в корне пишется и)
6. 12 предложения начинается с местоимения, которое называет тот предмет, о котором говорится в предыдущем предложении.
7. Классическая литература - это наше литературное наследство.