Задание 1
Выполните тестовые задания.
1. Восполните недостающие слова в определении причастия.
Причастие – это ….., обозначающая признак ….. И отвечающая на вопросы ……
2. Найдите ошибку.
Причастия бывают возвратными и невозвратными, совершенного и несовершенного вида, изменяются по падежам, лицам и числам.
3. Найдите словосочетание, построенное по схеме прич. + сущ.
А) горячая сковорода В) горящие поленья
Б) торопливая походка Г) высочайшие горы
4. В каком случае к причастию необходимо присоединить суффикс –ся?
А) дом, строящий быстро В) ручьи, бегущие с гор
Б) река, шумящая за поворотом Г) прохожий, показавший дорогу
Задание 2
Спишите, вставьте пропущенные буквы, обозначьте орфограммы. Расставьте знаки препинания, подчеркните причастные обороты, отметьте определяемые слова.
Бурное море бешено мчит свои воды освещен... Неяркими, тревожными лучами солнца сктыт.. За ст…ной огненных туч. Злое море желающ.. Пок…зать свою сокрушительную силу подн…мает изумрудные гр…мады волн всё выше и выше. Вот сейчас оно обрушит лавину воды на людей спасающ…ся на обломках мачты. Море кипит стихия неум…лима. Но почему (то) кажется что отважные м…ряки не погибнут. (П. Петкун)

1. Причастие – это особая форма глагола, обозначающая признак предмета и отвечающая на вопросы какой? Какая? Какой?
2. Найдите ошибку.
лицам (причастия по лицам не изменяются)

3. Найдите словосочетание, построенное по схеме прич. + сущ.
 В) горящие поленья

4. В каком случае к причастию необходимо присоединить суффикс –ся?
А) дом, строящий (ся) быстро Задание 2
Спишите, вставьте пропущенные буквы, обозначьте орфограммы. Расставьте знаки препинания, подчеркните причастные обороты, отметьте определяемые слова.
Бурное море бешено мчит свои воды (опр. Сл.), освещенные неяркими, тревожными лучами солнца (прич. Об.)(опр. Сл.), скрытого за стеной огненных туч (прич. Об.). Злое море (опр. Сл.), желающее показать свою сокрушительную силу (прич. Об.), поднимает изумрудные громады волн всё выше и выше. Вот сейчас оно обрушит лавину воды на людей (опр. Сл.), спасающихся на обломках мачты (прич. Об.). Море кипит, стихия неумолима. Но почему-то кажется, что отважные моряки не погибнут. (П. Петкун)
Задание 3
Исправьте ошибки, допущенные в предложениях с причастными оборотами. Запишите отредактированный вариант, подчеркните причастные обороты.
1. На полях, далеко расстилающих (пр. О., не было видно тракторов. 2. Роман, созданный молодым автором (пр. О), вызвал оживлённые споры. 3. Учитель похвалил ребят, сделавших скворечники и кормушки(пр. О.). 4. Мария Ивановна увидела даму, сидевшую на скамейке и читавшую книгу (пр. О.).

ЕЩЕ ПО ТЕМЕ:
Вставьте пропущенные буквы.


Ученые на протяжении многих лет и…ледуют птиц,

перья которых ослепительно св…ркают на солнце, а длинный
хвост развевается на ветру. Ухудшающаяся погода не позволи-
ла провести сев в лу…шие сроки. В окрестностях отвес…ных
скал, над самой без…ной, парил орел. Бле—нул луч солнца, и
явственно было слышно, как шеле — нул на дереве лист, как

хле нула хвостом и пле — нула в воде длинная щука. Стол

был уставлен я…твами.

Для приготовления —еного кофе нужно ра ечь плиту.

Бру атая дорога шла вдоль до—атого забора по пе аному

пляжу. Т. Етно жу…ит Жу—елица, заползая под мо евеловую

ветку.

Вдоль а…еи тянулась га ерея с мраморной ле ницей и

пери ами из мета а а юминия. Кава.’Д. Ерия всегда была

мобильней арти…ерии. Криста—ьно чистую воду получают,
пропуская ее через криста…ическую решетку ми..,. Иардов и
ми ионов молекул.

Всадник век…чил на коня и поск…кал по дороге. Лошадь
сделала длинный ск.,. Чок. Мы соб…раём урожай и соб…рем мно-
го фруктов. Заг…рать на солнце долго нельзя. При красивом
заг…ре кожа не обг…рает. Заг…ралась з…ря, дог…рали звезды.

Бе…ащитные бе емельные крестьяне написали во вание и

во тали против бе акония, бе человечных условий и

бе…четного нарушения прав. Бе…порно, с бе—онницей бороть-
ся бе мысленно.

N. Подытоживая конференцию, небезынтересно отметить, что
сверх…нтенсивные и…ледования позволили получить сверх…нте-
ресныб результаты, которые пр…взошли все ожидания.

Престарелый президент компании по производству радио­приемников, будучи в преклонном возрасте, под…скал себе нового пр…емника, оставив за собой все пр…в.. Легии. Кругом

под мались горы. Без…скусные картины — произведения

пр…митивного иску тва. Группа туристов, пр…бывшая в город,

пр…бывала в гостинице два дня.

Лекц…и читают в лектори... В здани.. Висела картина, на­рисованная художником по фамили.. Птиц…н. На ней нарисова­на ц…ганка на станц Ц…рк любят дети и старшеклассни­це. Ц…ркуль чертит хорошо. К электростанц подвели дорогу.

^ С тяж…лой ношей сверч…к похож на суч…к. Старич…к ч-’ШеЛ по ш…ссе с багаж…м за плеч…м в холщ…вом меш…чке. Послышался ш…рох и ш…пот. Далеко теч…т реч…нка. Жесткой щ…ткой ч…шут коню ч…лку и надевают ш…ры. Ч…рной саранч…й покрылось поле. Снеж…к покрыл луж…к и овраж…к.





6


К помещич…ей усадьбе под…ехали д…ячок и под…ячий. Ты увидиш.., как силач., могуч... Нужно зажеч.. Печ.. И испеч.. Кулич... Ты можеш.. Решить сто задач..? Из туч., вырвался луч., и осветил пять дач... Мороз трескуч.., ельник пахуч... Прикоснешься — обожжеш…ся.

Вечерн— газеты вышли со статьей о великом ген Вет­ки деревьев серебрятся в утренн... Ин К ноч.. Кошач…й глаз

видел зорче заяч…и следы на снегу. Пастух играл на рожк.. И свирел... В сиянь.. Солнца над бушующ…м син…м морем лета­ли чайки.

Во…тановление подлинного шедевра живописи продвигалось медленно. Вдумч…вая ученица — красав…ца и умн…ца — учит

языки: францу—кий, го—ан кий и белору кий. Дремл…щие

ивы склонились над прудом с ~та…гцим снегом. Шел давно обе­щанный дождь. В услыш…нном нами объявлении сообщалось о рейсе, задержанном по независящим от администрации причинам.

J В тума—ой дали песча ого берега тускло светились баг­ря— ые огни стари—ой гости ицы. В гости ой на краше-

—ом полу, украше—ом затейливым орнаментом, стоял иску-

c.:.. О сдела—ый стол с искусстве ыми цветами в стекля ой

вазе. Точе—ые ножки стола с заточе ыми концами были по-

золоче—ы. Жже…ые спички лежали на подставке серебр ого

подсвечника. Беле…ые потолки, побеле…ые совсем недавно, си­яли белизной. Кожа—ые кресла тисне ой кожи стояли рядом

со слома—ыми стульями.

Луна сияла по…весеннему тускло. В…течени.. Двух лет он на­учился хорошо говорить по…английски, по…французски, по-немец­ки и по…русски. У нее н.. Было н.. Друзей, н.. Подруг. Она н.. К кому н.. Ходила в гости, н.. Любила н.. Читать, н.. Писать.

Пол…января кожевенн:. Обувная фабрика превышала средн…су­точную норму. Сорок., летний мужчина, опытный стал,. Вар чугу…о.. Литейного завода, в светл..£ером костюме пошел в восьм…летнюю школу на собрание к сыну. Низкорослый веч­нозеленый кустарник с бледн…розовыми цветами рос в северо- западном районе города. В пол…десятого утра в штаб…квартиру видного вое,... Ачальника по междугороднему телефону сообщили о межд…народном конфликте на почве межд…усобицы. Жизне­описание древн…греческого философа было напечатано в южно­русском издательстве. На тарелке лежали пол…апельсина и пол., лимона.

Вставьте пропущенные буквы и знаки препинания.

Он поклонился в землю и несколько минут лежал на холод­ном полу усыпанн…м ельником.

В это время из-за высоты находившейся в полуверсте от крепости показались новые конные толпы и вскоре вся степь усеялась множеством людей вооруженных копьями и сайдаками.

Старый комендант перекрестил ее трижды потом поднял и поцеловав сказал ей изменивш…мся голосом Ну Маша будь счастлива.

Ученые на протяжении многих лет исследуют птиц, перья которых ослепительно сверкают на солнце, а длинный хвост развевается на ветру. Ухудшающаяся погода не позволи- ла провести сев в лучшие сроки. В окрестностях отвесных скал, над самой бездной, парил орел. Блекнул луч солнца, и явственно было слышно, как шевельнул на дереве лист, как хлынула хвостом и плеснула в воде длинная щука. Стол был уставлен яствами. Для приготовления кофе нужно зажечь плиту. Бруатая дорога шла вдоль до—атого забора по пе аному пляжу. Т. Етно жу…ит Жу—елица, заползая под мо евеловую ветку. Вдоль а…еи тянулась га ерея с мраморной ле ницей и пери ами из мета а а юминия. Кава.’Д. Ерия всегда была мобильней арти…ерии. Криста—ьно чистую воду получают, пропуская ее через криста…ическую решетку ми..,. Иардов и ми ионов молекул. Всадник век…чил на коня и поск…кал по дороге. Лошадь сделала длинный ск.,. Чок. Мы соб…раём урожай и соб…рем мно- го фруктов. Заг…рать на солнце долго нельзя. При красивом заг…ре кожа не обг…рает. Заг…ралась з…ря, дог…рали звезды. Бе…ащитные бе емельные крестьяне написали во вание и во тали против бе акония, бе человечных условий и бе…четного нарушения прав. Бе…порно, с бе—онницей бороть- ся бе мысленно. N. Подытоживая конференцию, небезынтересно отметить, что сверх…нтенсивные и…ледования позволили получить сверх…нте- ресныб результаты, которые пр…взошли все ожидания. Престарелый президент компании по производству радио­приемников, будучи в преклонном возрасте, под…скал себе нового пр…емника, оставив за собой все пр…в.. Легии. Кругом под мались горы. Без…скусные картины — произведения пр…митивного иску тва. Группа туристов, пр…бывшая в город, пр…бывала в гостинице два дня. Лекц…и читают в лектори... В здани.. Висела картина, на­рисованная художником по фамили.. Птиц…н. На ней нарисова­на ц…ганка на станц Ц…рк любят дети и старшеклассни­це. Ц…ркуль чертит хорошо. К электростанц подвели дорогу. ^ С тяж…лой ношей сверч…к похож на суч…к. Старич…к ч-’ШеЛ по ш…ссе с багаж…м за плеч…м в холщ…вом меш…чке. Послышался ш…рох и ш…пот. Далеко теч…т реч…нка. Жесткой щ…ткой ч…шут коню ч…лку и надевают ш…ры. Ч…рной саранч…й покрылось поле. Снеж…к покрыл луж…к и овраж…к. 6 К помещич…ей усадьбе под…ехали д…ячок и под…ячий. Ты увидиш.., как силач., могуч... Нужно зажеч.. Печ.. И испеч.. Кулич... Ты можеш.. Решить сто задач..? Из туч., вырвался луч., и осветил пять дач... Мороз трескуч.., ельник пахуч... Прикоснешься — обожжеш…ся. Вечерн— газеты вышли со статьей о великом ген Вет­ки деревьев серебрятся в утренн... Ин К ноч.. Кошач…й глаз видел зорче заяч…и следы на снегу. Пастух играл на рожк.. И свирел... В сиянь.. Солнца над бушующ…м син…м морем лета­ли чайки. Во…тановление подлинного шедевра живописи продвигалось медленно. Вдумч…вая ученица — красав…ца и умн…ца — учит языки: францу—кий, го—ан кий и белору кий. Дремл…щие ивы склонились над прудом с ~та…гцим снегом. Шел давно обе­щанный дождь. В услыш…нном нами объявлении сообщалось о рейсе, задержанном по независящим от администрации причинам. J В тума—ой дали песча ого берега тускло светились баг­ря— ые огни стари—ой гости ицы. В гости ой на краше- —ом полу, украше—ом затейливым орнаментом, стоял иску- c.:.. О сдела—ый стол с искусстве ыми цветами в стекля ой вазе. Точе—ые ножки стола с заточе ыми концами были по- золоче—ы. Жже…ые спички лежали на подставке серебр ого подсвечника. Беле…ые потолки, побеле…ые совсем недавно, си­яли белизной. Кожа—ые кресла тисне ой кожи стояли рядом со слома—ыми стульями. Луна сияла по…весеннему тускло. В…течени.. Двух лет он на­учился хорошо говорить по…английски, по…французски, по-немец­ки и по…русски. У нее н.. Было н.. Друзей, н.. Подруг. Она н.. К кому н.. Ходила в гости, н.. Любила н.. Читать, написать. Пол января кожевенное обувная фабрика превышала среднесуточную норму. Сорока летний мужчина, опытный сталевар чугунолитейного завода, в светленом костюме пошел в восьмилетнюю школу на собрание к сыну. Низкорослый вечнозеленый кустарник с бледно-розовыми цветами рос в северо- западном районе города. В полдесятого утра в штаб-квартиру видного вое,... Ачальника по междугороднему телефону сообщили о международном конфликте на почве междоусобицы. Жизни­описания древнегреческого философа было напечатано в южно­русском издательстве. На тарелке лежали пол-апельсина и пол-лимона. Вставьте пропущенные буквы и знаки препинания. Он поклонился в землю и несколько минут лежал на холод­ном полу усыпанном ельником. В это время из-за высоты находившейся в полуверсте от крепости показались новые конные толпы и вскоре вся степь усеялась множеством людей вооруженных копьями и сайдаками. Старый комендант перекрестил ее трижды потом поднял и поцеловав сказал ей изменившемся голосом Ну Маша будь счастлива.

1)Когда среди ночи мальчик проснулся он услышал неясный и дальний гул возникающий вновь и вновь.
(2)Следуя какой…то властной силе он ощупью добрался до двери неслышно пр…открыл ее выск…льзнул на улицу. (3) Небо и земля были затянуты сплошной теменью накрывшей всю окрес…ность но дорогу к реке он знал и с закрытыми глазами. (4) Смешно и неловко подпрыгивая боясь нал…теть на забор мальчик бросился на берег.
( 5) Река смиренно притихла ожидая грозы и л…гушки переставшие заводить свою музыку слушали надвигающуюся силу. (6) Природа как заколдова…ая любовалась величием грозы.
(7)Вот далеко в тайге зарокотал наб…рающий силу гром и покатился он прямо на деревню грозя разд…вить и смять ее. (8) Небо как море в шторм. (9) Оно потемнело, стало вдруг могучим и страшным, излучало какую-то власть. (10) По краям сливаясь с землей небо ух…дило в бесконечную тьму обнимающую окрес…ность. (11) В нагр…мождении туч двигаясь и меняясь зл…вещей син…вой пылали какие-то полосы и пятна.
(12) Мальчик был одух…творен величием природы представляющую неведомую мощь. (В. Распутин)
Вставить пропущенные буквы и недостающие знаки препинания.
Вставить пропущенные буквы и недостающие знаки препинания.

Озаглавьте текст___________________________________________.

Определите тему текста__________________________________________

Укажите стиль и тип текста_______________________________________

Выпишите из текста все причастия, определите их залог и глаголы, от которых они образовались.

Мальчик. Тема мальчик испугался. Повест невоскл

                                                            Гроза.
1)Когда среди ночи мальчик проснулся он услышал неясный и дальний гул возникающий вновь и вновь.
(2)Следуя какой-то властной силе он ощупью добрался до двери неслышно пр…открыл ее выскользнул на улицу. (3) Небо и земля были затянуты сплошной теменью накрывшей всю окрестность но дорогу к реке он знал и с закрытыми глазами. (4) Смешно и неловко подпрыгивая боясь налететь на забор мальчик бросился на берег.
( 5) Река смиренно притихла ожидая грозы и лягушки переставшие заводить свою музыку слушали надвигающуюся силу. (6) Природа как заколдованная любовалась величием грозы.
(7)Вот далеко в тайге зарокотал набирающий силу гром и покатился он прямо на деревню грозя разд…вить и смять ее. (8) Небо как море в шторм. (9) Оно потемнело, стало вдруг могучим и страшным, излучало какую-то власть. (10) По краям сливаясь с землей небо уходило в бесконечную тьму обнимающую окрестность. (11) В нагромождении туч двигаясь и меняясь зловещей синевой пылали какие-то полосы и пятна.
(12) Мальчик был одухотворен величием природы представляющую неведомую мощь. (В. Распутин)    

Самостоятельная работа по теме: «Причастный оборот» 2 вариант
Задание 1

Выполните тестовые задания.

1. Восполните недостающие слова в определении причастия.

Причастие – это ….., обозначающая признак ….. И отвечающая на вопросы ……

2. Найдите ошибку.

Причастия бывают возвратными и невозвратными, совершенного и несовершенного вида, изменяются по падежам, лицам и числам.

3. Найдите словосочетание, построенное по схеме прич. + сущ.

А) горячая сковорода В) горящие поленья

Б) торопливая походка Г) высочайшие горы

4. В каком случае к причастию необходимо присоединить суффикс –ся?

А) дом, строящий быстро В) ручьи, бегущие с гор

Б) река, шумящая за поворотом Г) прохожий, показавший дорогу

Задание 2

Спишите, вставьте пропущенные буквы, обозначьте орфограммы. Расставьте знаки препинания, подчеркните причастные обороты, отметьте определяемые слова.

Бурное море бешено мчит свои воды освещен... Неяркими, тревожными лучами солнца сктыт.. За ст…ной огненных туч. Злое море желающ.. Пок…зать свою сокрушительную силу подн…мает изумрудные гр…мады волн всё выше и выше. Вот сейчас оно обрушит лавину воды на людей спасающ…ся на обломках мачты. Море кипит стихия неум…лима. Но почему (то) кажется что отважные м…ряки не погибнут. (П. Петкун)

Задание 3

Исправьте ошибки, допущенные в предложениях с причастными оборотами. Запишите отредактированный вариант, подчеркните причастные обороты.

1. На далеко расстилающих полях не было видно тракторов. 2. Созданный роман молодым автором вызвал оживлённые споры. 3. Учитель похвалил ребят, сделающих скворечники и кормушки. 4. Мария Ивановна увидела даму, сидящую на скамейке и которая читала книгу.

1. Причастие – это особая форма глагола, обозначающая признак предмета и отвечающая на вопросы какой? Какая? Какой?
2. Найдите ошибку.
лицам (причастия по лицам не изменяются)

3. Найдите словосочетание, построенное по схеме прич. + сущ.
 В) горящие поленья

4. В каком случае к причастию необходимо присоединить суффикс –ся?
А) дом, строящий (ся) быстро Задание 2
Спишите, вставьте пропущенные буквы, обозначьте орфограммы. Расставьте знаки препинания, подчеркните причастные обороты, отметьте определяемые слова.
Бурное море бешено мчит свои воды (опр. Сл.), освещенные неяркими, тревожными лучами солнца (прич. Об.)(опр. Сл.), скрытого за стеной огненных туч (прич. Об.). Злое море (опр. Сл.), желающее показать свою сокрушительную силу (прич. Об.), поднимает изумрудные громады волн всё выше и выше. Вот сейчас оно обрушит лавину воды на людей (опр. Сл.), спасающихся на обломках мачты (прич. Об.). Море кипит, стихия неумолима. Но почему-то кажется, что отважные моряки не погибнут. (П. Петкун)
Задание 3
Исправьте ошибки, допущенные в предложениях с причастными оборотами. Запишите отредактированный вариант, подчеркните причастные обороты.
1. На полях, далеко расстилающих (пр. О., не было видно тракторов. 2. Роман, созданный молодым автором (пр. О), вызвал оживлённые споры. 3. Учитель похвалил ребят, сделавших скворечники и кормушки(пр. О.). 4. Мария Ивановна увидела даму, сидевшую на скамейке и читавшую книгу (пр. О.).