1. Озаглавьте текст.

2. Вставьте пропущенные буквы.

3. Поставьте недостающие знаки препинания.

Ещ_ совсем недавно в первой д_каде апреля природа выгляд_ла по-зимнему. Но вот подули тёплые ветры с безоблачного неба веселее брыз_ули солнечные лучи и под их напором звонче зашумели руч_и талой воды. Вз_ероше_ый лёд на лесных речках поднимается всё выше и выше. Он уже сделался хрупким белым и вот-вот, сокрушая заторы, двинется вниз. В лесах ещё сохранился снег но очень рыхлый: вступиш_, а мокрые крупинки осыпаясь, звенят как осколки стекла. Вот бы теперь ночку или две тёплого дождя, и от снежного п_крова не осталось бы следа! Как сказочный богатырь начинает ра_правлять свои м_гучие плечи просыпающийся лес. Вон на подсыхающем пригорке загорелся ж_лтый огонёк. Это мать-и-мачеха, один из первых цветков, приветствует юную весну. Очень нежный этот ра_ий цветок и распускается он только с появлением со_ца. Как только оно скатывается к г_ризонту и вечерняя прохлада наполняет воздух, цветы мать-и-мачехи свёртываются и ж_лтый огонёк гаснет до следующего утра. В ненас_ые дни не ищите этого цветка, его ж_лтая корзиночка закрыта. Мать-и-мачеха лекарстве_ое растение, в медицине употребляются листья собра_ые в конце весны.

Весна.

Ещё совсем недавно в первой декаде апреля природа выглядела по-зимнему. Но вот подули тёплые ветра, с безоблачного неба веселее брызнули солнечные лучи и под их напором звонче зашумели ручьи талой воды. Взъерошенный лёд на лесных речках поднимается всё выше и выше. Он уже сделался хрупким, белым и вот-вот, сокрушая заторы, двинется вниз. В лесах ещё сохранился снег, но очень рыхлый: вступишь, а мокрые крупинки осыпаясь, звенят как осколки стекла. Вот бы теперь ночку или две тёплого дождя, и от снежного покрова не осталось бы следа! Как сказочный богатырь начинает расправлять свои могучие плечи просыпающийся лес. Вон на подсыхающем пригорке загорелся жёлтый огонёк. Это мать-и-мачеха, один из первых цветков, приветствует юную весну. Очень нежный этот ранний цветок и распускается он только с появлением солнца. Как только оно скатывается к горизонту и вечерняя прохлада наполняет воздух, цветы мать-и-мачехи свёртываются и жёлтый огонёк гаснет до следующего утра. В ненастные дни не ищите этого цветка, его жёлтая корзиночка закрыта. Мать-и-мачеха лекарственное растение, в медицине употребляются листья собраные в конце весны.

ЕЩЕ ПО ТЕМЕ:
1. Птица, долго сидящая на одном месте, рано или поздно станет жертвой стрелка. 2. Сила, не знающая цели, мать лени. 3. Собака, не видищая тигра, не боится его. 4. Карета, запряженная четверкой, не догонит сказанного слова. 5. Шаг, сделанный вперёд, шаг к победе. 6. От хвороста, собранного сообща, пламя всегда бывает выше. 7. Когда пьешь воду, не забывай о человеке, вырывшего колодец. 8. От сабельной раны поправишься, а от раны, нанесенной клеветой, никогда. 9. Слово, идущее от сердца, согревает три зимы подряд. ПРОВЕРТЕ ПУНКТУАЦИЮ И ГРАМАТИКУ
1. Птица, долго сидящая на одном месте, рано или поздно станет жертвой стрелка. 2. Сила, не знающая цели, мать лени. 3. Собака, не видящая тигра, не боится его
. 4. Карета, запряженная четверкой, не догонит сказанного слова. 5. Шаг, сделанный вперёд, шаг к победе. 6. От хвороста, собранного сообща, пламя всегда бывает выше. 7. Когда пьешь воду, не забывай о человеке, вырывшего колодец. 8. От сабельной раны поправишься, а от раны, нанесенной клеветой, никогда. 9. Слово, идущее от сердца, согревает три зимы подряд.
 

1. Врачебный и человеческий автор_тет доктора Янсена был выше, чем можно себе вообразить в наше время. 2. Он обладал редчайшим даром жить не для себя, думать не о себе, заботиться не о себе ни_когда ни_кого не обманывать и всегда говорить правду, как бы горька она н_ была. 3. Такие люди перестают быть только специалистами: людская благодарная молва пр_писывает им мудрость, граничащую со святостью. 4. И доктор Янсен не избежал этого. Доктор Янсен был святым города Смоленска, а потому и обречё_ым на особую мученическую смерть. 5. Доктор Янсен задохнулся в канализацио_ом колодце, спасая детей. 6. В те времена центр города уже имел канализацию, которая постоя_о рвалась, и тогда рылись глубокие колодцы. 7. Над колодцами устанавл_вался ворот с бадьёй, который откач_вали просочившиеся сточные воды. 8. Процедура была длительной, и рабочие в одну смену не управлялись, всё зам_рало до утра. 9. И тогда бадьёй и воротом завладевали мы. 10. Провал в пр_исподнюю, где воздух перенасыщен метаном, в_прямую был связан с прошлым наших отцов, с их риском. 11. Наши отцы прошли не только гражданскую, но и мировую войну, где прим_нялись отравляющие вещества. 12. И мы сдерживая дыхание, летели в смрадные дыры, как в газовую атаку. 13. Обычно на бадью становился один, а двое вертели ворот. 14. Но однажды решили прокатиться в_двоём, и верёвка оборвалась. 15. Доктор Янсен появился, когда возле колодца метались двое пацанов. 16. Отправив их за помощью, доктор тут_же спустился спустился в колодец, нашёл уже потерявших сознание мальчишек, сумел вытащить одного и, не отдохнув, полез за вторым. 17. Спустился, понял, что ещё раз ему уже не подняться, привязал мальчика к обрывку верёвки и потерял сознание. 18. Мальчик пришел в себя быстро, но доктора Янсена спасти не удалось. 19. Так погиб последний святой города Смоленска, ценою своей жизни оплатив жизнь двух мальчиков. 20. Меня потрясла не только его смерть, но и его похороны. 21. Весь Смоленск от мала до велика хоронил своего Доктора. (По Б. Л. Васильеву) Вставить пропущенные буквы. 1. Определите стиль и тип речи данного текста. Докажите 2. Укажите номер предложения, который связан с предыдущим лексическим повтором. (7-11) 3. Укажите средства художественной выразительности в предложениях (17-21) 4. Укажите часть речи слова не только (предложение 11) 5. Укажите прилагательное в превосходной степени сравнения (1-5) 6. Объясните постановку двоеточия в предложении 3 7. Укажите способ образование слова двое, врачебный, просочившиеся, дыхание, впрямую, сумел, святой (Предл. 19), мала (Предл. 21) 8. Найдите и укажите номер сложного предложения смешанного типа. 9. Предложения 16 и 17 синтаксический разбор. 10. Выделите односоставные предложения, определите их вид. 11. Объясните, почему в последнем предложении слово "Доктор" написано с большой буквы. (Не менее 7 предложений) 12. Назовите 3 произведения, в которых раскрывается тема человеческого подвига
Врачебный и человеческий авторИтет доктора Янсена был выше, чем можно себе вообразить в наше время. 2. Он обладал редчайшим даром жить не для себя, думать не о себе, заботиться не о себе никогда никого не обманывать и всегда говорить правду, как бы горька она нИ была. 3. Такие люди перестают быть только специалистами: людская благодарная молва прИписывает им мудрость, граничащую со святостью. 4. И доктор Янсен не избежал этого. Доктор Янсен был святым города Смоленска, а потому и обречёННым на особую мученическую смерть. 5. Доктор Янсен задохнулся в канализациОННом колодце, спасая детей. 6. В те времена центр города уже имел канализацию, которая постояННо рвалась, и тогда рылись глубокие колодцы. 7. Над колодцами устанавлИвался ворот с бадьёй, который откачИвали просочившиеся сточные воды. 8. Процедура была длительной, и рабочие в одну смену не управлялись, всё замИрало до утра. 9. И тогда бадьёй и воротом завладевали мы. 10. Провал в прЕисподнюю, где воздух перенасыщен метаном, в  прямую был связан с прошлым наших отцов, с их риском. 11. Наши отцы прошли не только гражданскую, но и мировую войну, где примЕнялись отравляющие вещества. 12. И мы сдерживая дыхание, летели в смрадные дыры, как в газовую атаку. 13. Обычно на бадью становился один, а двое вертели ворот. 14. Но однажды решили прокатиться вдвоём, и верёвка оборвалась. 15. Доктор Янсен появился, когда возле колодца метались двое пацанов. 16. Отправив их за помощью, доктор тут  же  спустился в колодец, нашёл уже потерявших сознание мальчишек, сумел вытащить одного и, не отдохнув, полез за вторым. 17. Спустился, понял, что ещё раз ему уже не подняться, привязал мальчика к обрывку верёвки и потерял сознание. 18. Мальчик пришел в себя быстро, но доктора Янсена спасти не удалось. 19. Так погиб последний святой города Смоленска, ценою своей жизни оплатив жизнь двух мальчиков. 20. Меня потрясла не только его смерть, но и его похороны. 21. Весь Смоленск от мала до велика хоронил своего Доктора. (По Б. Л. Васильеву) Вставить пропущенные буквы. 1. Определите стиль и тип речи данного текста. Докажите 2. Укажите номер предложения, который связан с предыдущим лексическим повтором. (7-11) 3. Укажите средства художественной выразительности в предложениях (17-21) 4. Укажите часть речи слова не только (предложение 11) 5. Укажите прилагательное в превосходной степени сравнения (1-5) 6. Объясните постановку двоеточия в предложении 3 7. Укажите способ образование слова двое, врачебный, просочившиеся, дыхание, впрямую, сумел, святой (Предл. 19), мала (Предл. 21) 8. Найдите и укажите номер сложного предложения смешанного типа. 9. Предложения 16 и 17 синтаксический разбор. 10. Выделите односоставные предложения, определите их вид. 11. Объясните, почему в последнем предложении слово "Доктор" написано с большой буквы. (Не менее 7 предложений) 12. Назовите 3 произведения, в которых раскрывается тема человеческого подвига

 

Тучи скл. нявшиеся на г. ризонте стали выше подыматься сгущались и разл. вались всё шире и шире по небосклону. Время от времени пробегал порыв ветра. Он вырывался казалось из жерла ра.
каленной печки (на)конец ветер поднялся с такой силой что трудно стало двигаться (в)перёд. В какие(нибудь) десять минут окрес. ность изменилась совершенно леса приняли сумрачный цвет и зашумели (в)далеке как раз. ярённое море макушки деревьев рвались словно в страхе каком(то) и силились как(будто) убежать от вихрей которые выр. стали вдруг в разных местах и стремительно носились по полям.
Уже с утра разд. вались по врем. нам глухие отдалённые раскаты они гремели теперь (без)умолку и пр. ближались вместе с ними надвигалась и туча сделавшаяся теперь зловещего чернильного цвета. Темнота на земле а туча на небе с каждой с. кундой захватывали всё больше и больше пространства слышно было как (по)среди грохота бушевавш. го ветра шумела она комкая нижние слои облаков и сдавливая воздух.
На с. кунду вся природа как бы пораженная страхом упала ниц и смолкла. (Д. Григорович) Расставить знаки перпинания, указать части речи выделенных слов!
Тучи,  склонявшиеся (причастие) на горизонте, стали выше подыматься, сгущались и разливались всё шире и шире (наречие) по небосклону. Время от времени пробегал порыв ветра. Он вырывался, казалось, из жерла рас
каленной печки; наконец ветер поднялся с такой силой, что трудно стало двигаться вперёд. В какие-нибудь (местоимение) десять минут окрестность изменилась совершенно: леса приняли сумрачный цвет и зашумели вдалеке (наречие), как разъярённое море, макушки деревьев рвались, словно в страхе каком-то, и силились (глагол) как будто убежать от вихрей, которые вырастали вдруг в разных местах и стремительно носились по полям.
Уже с утра раздавались по временам глухие, отдалённые раскаты; они гремели теперь без умолку и приближались, вместе с ними надвигалась и туча, сделавшаяся теперь зловещего чернильного цвета. Темнота на земле, а туча на небе с каждой секундой захватывали всё больше и больше пространства, слышно было как посреди грохота бушевавшего ветра шумела она, комкая нижние слои облаков и сдавливая (деепричастие) воздух.
На секунду вся природа, как бы пораженная страхом, упала ниц и смолкла. (Д. Григорович)

Тучи,   склонявшиеся(причастие) на горизонте, стали выше подыматься,   сгущались и разливались всё шире и шире(наречие) по небосклону. Время от времени пробегал порыв ветра. Он вырывался, казалось, из жерла рас
каленной печки; наконец ветер поднялся с такой силой что трудно стало двигаться вперёд. В какие-нибудь(местоимение) десять минут окрестность изменилась совершенно: леса приняли сумрачный цвет и зашумели вдалеке(наречие), как разъярённое море, макушки деревьев рвались, словно в страхе каком-то, и силились(глагол) как будто убежать от вихрей, которые вырастали вдруг в разных местах и стремительно носились по полям.
Уже с утра раздавались по временам глухие, отдалённые раскаты; они гремели теперь без умолку и приближались, вместе с ними надвигалась и туча, сделавшаяся теперь зловещего чернильного цвета. Темнота на земле, а туча на небе с каждой секундой захватывали всё больше и больше пространства, слышно было, как посреди грохота, бушевавшего ветра, шумела она, комкая нижние слои облаков и сдавливая(деепричастие) воздух.

На секунду вся природа, как бы пораженная страхом, упала ниц и смолкла. (Д. Григорович)